Вся прошлая неделя была ознаменована введением санкций: сначала четвертый пакет от ЕС, потом дополнительные ограничения от США, Великобритании и Канады, а в конце недели — секторальные от Евросоюза. В свежем выпуске подкаста «Про деньги» разбираемся, как сильно секторальные санкции могут ударить по экономике. В студии журналист Onliner Настасья Занько и старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб.
В текстовой версии выкладываем только главные мысли. Полную запись слушайте в аудиоформате. Подписаться на подкаст можно в сервисе «Яндекс. Музыка». Также его можно слушать на устройствах Apple или других подкастоприемниках. Ссылка на скачивание самого файла в формате MP3 находится тут.
Санкции вводятся с различными оговорками и ограничениями. В общем, ЕС предусматривает запрет на продукцию белорусской нефтепереработки, калийные удобрения, табачные изделия, затрагивают также финансовый сектор. Есть особые пункты — товары двойного назначения, программы и устройства, которые могут быть использованы для блокировки и перехвата интернета и мобильной связи.
Почти по всем товарам запреты касаются покупки и перевозки. Это можно понять как запреты на торговлю и на транзит.
С другой стороны, почти под каждым пунктом имеется оговорка о том, что под эти санкции не подпадают контракты, действующие до 25 июня. То есть все контракты, которые пока действуют, останутся в силе.
C учетом указанных оговорок становится понятно, что ограничения и запреты не начинают действовать немедленно. Это вполне логично. Перед ЕС стояла непростая задача — с одной стороны, ввести санкции, с другой — выполнить текущие контракты. Отказ от исполнения условий действующих контрактов чреват судами, штрафами и так далее.
Ни мы, ни сами европейцы, которые принимали эти документы, не могли бы спрогнозировать все последствия и эффекты от санкций.
Секторальные санкции по отношению к Беларуси — тоже новое явление для ЕС. В исполнении могут возникнуть определенные нюансы, и это сложно оценить нам и самим европейцам.
При этом ЕС будет стараться минимизировать ущерб для своих стран и компаний. По словам Вадима Иосуба, сейчас довольно сложно подсчитать, какие именно потери для Беларуси вызовут санкции.
Что будет после того, как европейские контракты закончатся? Важный вопрос, присоединится ли к этим санкциям Великобритания. Возможно. А Украина? Для Украины не так много альтернатив поставки нефтепродуктов.
Возникает также вопрос о том, будут ли компании пытаться обойти санкции и как? В тексте документа прописан запрет на обход санкций.
Чисто технически у Беларуси есть возможность, к примеру, поставлять нефтепродукты в Россию.
И опять же, теоретически российские трейдеры нефтепродуктов могут торговать ими в Европу, особо не раскрывая их происхождение. Тогда для Беларуси это будет означать потерю части маржи.
Прибылью придется делиться с российскими посредниками. Но это не будет обозначать полную потерю рынка и остановку экспорта нефтепродуктов в европейском направлении.
Но и в таком случае обходные пути не всегда возможно найти. К примеру, при экспорте калийных удобрений заменить балтийские порты очень сложно.
Есть порты в Ленинградской области — Усть-Луга. Но там насыпные терминалы активно использует «Уралкалий», и там нет свободных мощностей. То есть даже технически это реализовать сложно.
Что касается поставок «Беларуськалия», то запрет ЕС не касается хлористого калия, в котором содержание К2О от 40 до 60%. Такой калий используется для производства удобрений. Это самая крупная линейка калийных продуктов, поставляемых «Беларуськалием», и, по сути, основной товар, продаваемый этим предприятием. Если не внесут никаких изменений, то санкции в отношении «Беларуськалия» будут носить «косметический» характер.
Почему европейцы приняли такое решение по калию? Есть версия, что было некоторое лоббирование со стороны определенных стран и компаний.
К примеру, в Литве остановка транзита была бы заметна на уровне бюджета страны. Но по большому счету в этот документ еще могут быть внесены изменения.
Насколько сильно санкции затронут табачную отрасль, довольно сложно судить, так как о ней нет открытой статистики.
Стоит обратить внимание на финансовые санкции. Декларируется запрет работы с государственными банками — «Беларусбанком», «Белагропромбанком» и «Белинвестбанком».
Говорится о том, что нельзя осуществлять долгосрочное кредитование и покупку долгосрочных ценных бумаг (речь о сроке более 90 дней).
Де-факто с августа прошлого года ни о каком кредитовании, ни о какой покупке ценных бумаг со стороны европейских структур и так речи не шло.
Словом, введена санкция, которая, в сущности, уже действовала. И ничего нового.
Последнее размещение белорусских госбумаг — евробондов было в конце июня прошлого года. С конца августа 2020-го никто о подобных размещениях не помышлял. Сейчас значительного ухудшения ситуации не произошло.
В целом же санкции как инструмент — это долгоиграющая штука. Сейчас ВВП Беларуси демонстрирует рост — понятно, что это эффект низкой базы прошлого года, а также внешней конъюнктуры: хорошие цены на нефть и нефтепродукты, калийные удобрения. Но санкции даже в том виде, в котором они приняты (со всеми оговорками, смягчающими их воздействие), к концу года этот текущий рост, скорее всего, нивелируют.
Вадим Иосуб — старший аналитик компании «Альпари Евразия». Специалист по методам анализа на финансовых рынках и доверительному управлению инвестиционными портфелями на фондовом рынке. С 1998 года работает на рынке Forex, с 2005 года — на российском фондовом рынке.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by