Многие люди бесконечно восхищаются красотой белорусских деревень, но при этом готовы жить только в высотках крупных городов. У Дмитрия Завадского иная история. Молодому человеку 34 года, он успел пожить в двух странах — Беларуси и Польше. Три года назад парень купил участок со старым домом в деревне Березовка Кличевского района — это в 110 километрах от Могилева. Туда мы и направились, чтобы узнать, сколько стоит жизнь в деревне.
Дмитрий встречает нас у дома и ведет показывать Березовку, где постоянно живут около десяти человек, зато на выходных собирается народа в десятки раз больше. Мы идем, не жалея новых городских босоножек, то по траве, то по пыльной деревенской дороге. Молодой человек рассказывает, что родился в Бобруйске, после школы уехал учиться в Минск.
Затем оказался в Польше, поступил на юрфак Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине. Потом работал менеджером в оптовой торговле в Кракове. И спустя несколько лет вернулся в Минск. Сейчас у него небольшой бизнес по строительным услугам в столице. С чего бы вдруг решил пожить в маленькой белорусской деревне?
— Захацелася, таму што ўсё дзяцінства я правёў на прыродзе. Пачаў шукаць варыянты ў маленечкіх вёсках, два гады ездзіў па Беларусі, аб’ездзіў Віцебскую, Гродзенскую вобласць, набіў вока на розных мясцінах. Тры гады таму, калі заехаў у вёску сваёй бабулі, падумаў: тут жа крута! Вырашыў прыкупіць тут які-небудзь дамок. Раней здавалася, што ў вёсцы ўсё памірае, але людзі пачалі купляць зямлю і будаваць катэджыкі.
Старый деревенский дом находится недалеко от речки Ольсы. Его удалось купить, как говорит Дмитрий, за «нейкія капейкі» — 1200 долларов. Участок был заброшен, с полуразрушенными сараями, со старым садом и огромными кустарниками, на борьбу с которыми ушла пара лет. В результате участок очищен, сараи разобраны, в доме сделан минимальный ремонт — одна комната стала жилой, другая выполняет функцию склада.
— Раней у гэтым доме жыла бабуля, у якой мы лячыліся ўвесь час. Яна шаптуха была, варажыла і рабіла ўсякае такое. Потым яе забралі ў горад, за домам дзесяць гадоў ніхто не глядзеў, ён быў цалкам непрыгодны. Я вырашыў, што трэба ў ім зрабіць нешта часовае, каб патусавацца і папрацаваць і каб можна было далей будаваць другі дом.
Дом в деревне — это не постоянное, а альтернативное жилье. Парень приезжает сюда сразу на несколько месяцев. В прошлом году прожил в Березовке полгода, в этом пробыл два месяца. В доме нет газа, вода тоже не проведена. Поэтому за «коммуналку», электричество и вывоз мусора выходит около 25 рублей в месяц.
Зимой, в самый холодный период, плата за одну только электроэнергию доходит до 60 рублей в месяц, поскольку дом отапливается конвектором.
Нет у Дмитрия и стиральной машинки. Это, с одной стороны, экономия воды и электричества. С другой — невероятное неудобство. Раз в неделю в деревне бывает мама молодого человека, она ухаживает за домом и участком бабушки. Забирает к себе вещи постирать и при следующем приезде возвращает чистое.
Дмитрий живет без огорода и хозяйства из кур или свиней — говорит, не его это. Молодой человек вегетарианец. К слову, ассортимент местных магазинов, а также автолавки, которая по будням навещает Березовку, не удовлетворяет всех запросов.
— Пасля Мінску асаблівага выбару ў нашай аўталаўцы няма. Тут ёсць самы мінімальны набор, і гэта самыя танныя прадукты. Калі гэта макарона, то не італьянская паста. Можна набыць хлеб, малако, смятану. З гародніны толькі капуста, звычайна толькі па адным гатунку круп. Затое батон і белы хлеб у разы смачнейшыя, чем ў Мінску. Я магу ўзяць хлеб-«кірпічык», булкі, малочныя прадукты, але яны нізкай якасці. Спрабаваў аднойчы купіць тут аліўкі ці масліны, дык у мяне некалькі разоў пыталіся, а што гэта такое.
Вопрос с продуктами парень решает с помощью гостей из Минска. У Дмитрия очень часто бывают друзья, которые по его просьбе закупаются, как правило, на $20—25. Также практически каждую неделю приезжает родня из Бобруйска и собирается в соседнем доме, поэтому проблем с «удаленным» доступом в крупные магазины нет.
В целом же на еду в Минске у Дмитрия с девушкой уходит около $300, а в Березовке — $150. Не сказать, что едят меньше. Просто в деревне нет столичных гастрономических соблазнов, нет кафе и ресторанов, а овощи — перцы, помидоры, огурцы, редиску и зелень — можно взять с маминого огорода, который находится неподалеку.
Позже мы заехали в местный магазин посмотреть, что там продают. Здесь есть все необходимое для повседневной жизни и даже больше: ассортимент точно бы пришелся по вкусу сладкоежкам и любителям спиртного.
Если нужно купить что-то существенное, местные ездят в Бобруйск. Сам Дмитрий ездит в Минск, чаще — на поезде или машине: по рабочим вопросам нужно уезжать пару раз в месяц. А вот за новой бытовой техникой ехать никуда не надо: в деревне то и дело показываются машины магазина онлайн-доставки. Бывает и почта, которая также занимается доставкой.
Когда переезжаешь из Минска в Березовку, говорит Дмитрий, уровень жизни сразу снижается. В деревне нет торговых центров, барбершопов и прочей развлекаловки. И все же на внутреннее состояние молодого человека это никак не влияет.
— У вёсцы вельмі хутка празвычайваешся да іншых умоў, да абмежаванняў. Як сапраўдны беларус, спакойна сабе жывеш. Я ўвесь час спрабую нешта рабіць. Тут лягчэй у нейкім псіхалагічным сэнсе. Вы выйшлі ў горадзе і недастаткова ідэальна выглядаеце, будзеце адчуваць сябе не вельмі добра і лічыць, што трэба пафарбавацца. Тут такой праблемы няма. Фактараў псіхалагічнага стрэсу нашмат менш.
У Мінску мы з дзяўчынай трацілі $1200 у месяц, а тут на дваіх хапае і $500. Гэта ўключаючы $120 на ўладкаванне ўчастка і рамонт дома. Можна пражыць у вёсцы і на $270, калі нічога не рабіць на зямлі. Калі мы з дзяўчынай жывём у Мінску, то аддаём за жыллё $300 кожны месяц.
Дмитрий следит за бухгалтерией и у себя на работе, и дома, поэтому смог показать нам цифры для сравнения — сколько денег уходит на жизнь в Минске и деревне.
Траты на двух взрослых человек | Минск | Деревня |
Жилье | $300 | $10 (только «коммуналка») |
Питание | $300 | $150 |
Одежда | $50 | $10 |
Быт (хозрасходы, гигиена, транспорт) | $180 | $60 |
Здоровье | $60 | $60 |
Дарение/благотворительность/угощения | $100 | $40 |
Итого | $990 | $330 |
Можно было бы порадоваться за героя, его возможности хорошо экономить, но все не так просто. Дмитрий, может, давно остался бы в деревне насовсем, но с работой дела обстоят не очень радостно.
Пока из вариантов заработка в деревне Дмитрий видит три. Первый и самый простой — трудиться в колхозе. Второй — построить на участке цех и что-то в нем делать на продажу. В соседней деревне есть частное предприятие, где ребята работают с деревом и всё продают в Европу.
— Я некалькі разоў хацеў узяць у іх лес, дык яны нават не браліся за мае замовы — не бяруць заказы на некалькі тысяч долараў. Думаю, у іх усё класна.
Третий вариант — иметь дело, которым можно заниматься удаленно. Несмотря на то что Дмитрий руководит бизнесом, у него с дистанционкой пока не очень: приходится выезжать из деревни в столицу. Ну и качество управления страдает, а с ним падают и доходы: в деревне чаще приходится жить на накопления из Минска.
— Калі мець выбар — жыць у Мінску ў добрым раёне ці прыехаць у вёску і працаваць тут рукамі, то мне другі варыянт больш падабаецца. Але калі ў Мінску складана знайсці будаўнікоў, то ў вёсцы гэта проста немагчыма. Палова мужыкоў не ўмее працаваць, другая палова п’е.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by