20 августа 2021 в 7:34
Автор: Таисия Воеводова. Фото: Максим Тарналицкий

«Бизнесовые кобринчане». Как две сотни предпринимателей из глубинки перестали бояться друг друга

Автор: Таисия Воеводова. Фото: Максим Тарналицкий
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Представьте себе, что в небольшом белорусском райцентре почти две сотни местных бизнесменов объединились, чтобы бесплатно делиться опытом и помогать друг другу. Похоже на фантастику? Но это реальность: уже не один год каждую неделю клуб «Бизнесовые кобринчане» собирается и обсуждает все свои «косяки» и удачи, не опасаясь насмешек и зависти конкурентов. Onlíner поговорил с основателями клуба об альтруизме, деньгах и ошибках «мамкиных бизнесменов».

«Не нужно жадничать в плане знаний: в открытое окно больше влетает, чем вылетает»

Два Сергея знакомы давно. Просто потому, что они бизнесмены в небольшом Кобрине. Сергей Омельянчук в бизнесе более 28 лет, владеет крупным рестораном и развивает сеть пекарен. Сергей Панасюк стал предпринимателем 14 лет назад, на первом курсе университета — сначала занимался компьютерным сервисом, потом начал продавать электронику. С него все и началось: молодой человек понял, что знаний и опыта для развития бизнеса в регионе ему отчаянно не хватает.

— Я стал ездить в разные города, на всякие «Бизнес-пробуждения», но это оказалось полезным разве что с точки зрения знакомств. На каком-то этапе я понял, что никаких новых знаний уже не получаю: все то же самое, только другими словами, — вспоминает Панасюк. — Забавно также, что самый красивый человек на тренинге в самой дорогой машине предпринимателем обычно не являлся. При этом приехавший на скромной тарантайке будет иметь добротный завод и 300 человек в подчинении. Потому что часто у хороших бизнесменов просто нет времени тусить на этих тренингах.

В 2018 году предприниматель снова оказался в исходной точке: все старое испробовал, а новые знания черпать было негде. И ему в голову пришла идея собрать всех знакомых бизнесменов, чтобы набраться у них опыта и поделиться своим.

— Я просто полистал свою телефонную книжку и понял, что там около 300 абонентов, большинство из которых — предприниматели, многие из одной сферы. Подумал, что неплохо было бы собрать молодых и инициативных вместе. На первую встречу пришло 12 человек, мы перезнакомились и стали встречаться постоянно по вторникам. Почему вторник? Потому что это оптимальный день: в пятницу предпринимателю нужно доделать все, чтобы отдохнуть на выходных, а в понедельник прилетает все, что не сделал на выходных. На встречи приходило все больше участников, и нас в городе стали звать «бизнесовыми кобринчанами». Через полгода, когда нас стало больше двадцати, пришло понимание, что нужно организовывать это, озвучивать заранее тему встречи, чтобы все не превращалось в балаган. Мы стали ездить друг к другу на предприятия, в технопарки, к другим сообществам. А потом постоянных участников стало более 80, и я вообще не понимал, что с этим делать дальше, — рассказывает Панасюк.

Сергей Панасюк (слева) и Сергей Омельянчук

Втиснуть столько людей в одно заведение — настоящий квест, поэтому после года встреч в кафе пришлось искать что-то побольше. И тут на помощь пришел Сергей Омельянчук, позвавший всех к себе в ресторан на второй этаж. С тех пор встречи стали проходить именно здесь.

— У меня гуманитарное образование, поэтому знания о бизнесе приходилось добирать. А в нашем городке это тяжело и дорого: один тренинг стоит сумасшедших денег и провинциальному предпринимателю просто не по карману. Поэтому я пришел понаблюдать за собранием из чисто спортивного интереса, — говорит ресторатор. — Мне подход оказался близким. Полностью согласен с тем, что не нужно жадничать, в том числе в плане знаний: в открытое окно больше влетает, чем вылетает.

На встречах бизнесменов располагают так, чтобы рядом сидели незнакомые люди и не конкуренты. Обсуждается буквально все: от ведения бухучета и поиска поставщиков до обучения персонала и способов разрешения конфликтов на работе. Главное отличие от разных бизнес-тренингов в том, что знания нужны для мелкого бизнеса и должны быть простыми и применимыми на практике. Членских взносов нет — все делается на бесплатной основе.

— «Полетав» на столичных тренингах, здесь я понял, что нужно «приземляться». Многие инструменты, о которых мы узнали и которые попытались применить у себя, попросту не работали. Например, так произошло с внедрением KPI (Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности работника. — Прим. Onliner). В итоге мы потратили кучу времени и написали целые талмуды, а потом поняли, что когда у тебя в компании 10 человек, такие длинные инструкции просто бесполезны, — поясняет Омельянчук.

«Тренинги стоят столько, что провинциальному предпринимателю не по карману»

Сейчас в клубе около 200 участников. Некоторые сидят тихо и вопросов не задают. Создатели клуба предпринимателей долго были уверены, что это новички. Но регулярное анкетирование показало, что 80% участников — бизнесмены с опытом более 5 лет.

— Но среди нас не только предприниматели, — говорит Омельянчук. — Это и молодые люди, которые пока не определились, чем будут заниматься, и психологи, которые помогают предпринимателям. Были и люди, которых мы называли «шалтай-болтай», которые приходили просто чтобы печеньку съесть, но потом втянулись. В последнее время стали приходить даже школьники: осознанно, а не за руку с родителями. Когда разные люди вместе занимаются обсуждениями, иногда рождаются очень интересные штуки.

Предприниматели констатируют, что участники начинают скучать, если не давать им конкретные кейсы. Поэтому на занятиях человек часто сам подкидывает свою проблему, а остальные мозговым штурмом помогают ее решить. Сначала стеснялись, потом просили разобрать их собственный бизнес.

— Поначалу был скользкий момент с учетом маленького города, где все друг друга знают. Люди переживали: как это так, рассказать про свою боль или проблемы при конкуренте? Одни по этой причине так и не вступили в клуб, другие уже это пережили и теперь видят перед собой не конкурентов, а партнеров, — отмечает Панасюк. — Но результаты радуют: люди приходили наемными работниками, а теперь стали предпринимателями. Например, преподавательница открыла свой детский центр, теперь учит детей английскому. Ребята, которые делали мебель, объединились и создали свою мануфактуру. Некоторые расширились и уехали в Минск. Это очень здорово!

Что бросается в глаза: за столами на встречах бизнесменов только телефоны, ручки и блокноты. Предприниматели поясняют, что есть и пить спиртное во время обсуждений в ресторане очень быстро запретили, иначе встреча неизбежно превращается в застолье.

Созданный кобринчанами бизнес-проект стал одним из победителей инициативы «Развивай свой бизнес в Кобрине» в конкурсе проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», который реализуется Программой развития ООН (ПРООН) в партнерстве с Министерством экономики Республики Беларусь и финансируется Европейским союзом.

— Во-первых, это была хорошая техническая помощь: мы смогли купить проектор, фотоаппарат, информационную панель и другое профессиональное оборудование, которое позволило работать на нормальном уровне. Мы завели свой канал на YouTube и транслируем там наши встречи. Во-вторых, мы смогли привлекать больше тренеров. Потому что часто тренинги стоят столько, что невольно удивляешься — да откуда вы такие цены вообще берете? Обычные расценки — это 1—2 тысячи долларов за двухдневный тренинг. И в-третьих, мы смогли выучить несколько своих бизнесменов на тренеров. То есть это люди, которые уже имеют свою экспертизу в бизнесе, а не просто захотели стать коучами, — объясняет Панасюк.

Спустя какое-то время на базе клуба два Сергея зарегистрировали Центр поддержки предпринимательства.

— Наш клуб — это эмоция, где все пришли и общаются, а ЦПП — это такой функционал, который окажет помощь и поддержку тем, кто не всегда хочет себя афишировать. Здесь мы работаем над одной конкретной задачей или вопросом, — уточняет Омельянчук.

О типичных ошибках начинающего предпринимателя: «Мы боимся ошибаться»

Проблем у мелкого бизнеса сейчас столько, что кобринчане смеются: иногда их встречи со стороны можно принять за нытье. Но люди не жалуются, а пытаются решить совместными усилиями все сложные вопросы. Например, где найти деньги.

— Кредиты сейчас только дорожают, грантов и инвесторов практически нет, а какие-то конкурсы стартапов часто превращаются в банальную кражу идей. То есть сделали призовой фонд в 4 тысячи рублей, «накосили» идей у молодняка и записали их себе. Поэтому остается только своим трудом все делать, шаг за шагом, — объясняет Омельянчук.

Вторая частая проблема на встречах — конкуренция мелких торговцев с крупным ритейлом. По словам ресторатора, единственный выход в этой ситуации — объединения мелких бизнесменов.

— Нужно не конкурировать, а объединяться и дополнять друг друга. Например, фирменная торговля колбасой или сыром может объединиться с пекарней, но сделать это толково и хорошо. Нужно качественное обслуживание и толковые продавцы, которые говорят с покупателями. Будущее за этим, — уверен Омельянчук.

Имея не один десяток лет опыта в бизнесе и набив себе шишек, предприниматели советуют новичкам не платить «налог на глупость», а пользоваться опытом бывалых.

— Быть предпринимателем или наемным работником — это совсем разная ответственность. Если раньше ты днем работал и мог еще вечером подработать себе на «премию», то сегодня получаешь зарплату самый последний. Если вообще получаешь, потому что нужно спланировать расходы на следующий месяц: закупки, авансы, аренда, налоги, — говорит Панасюк. — Поэтому на старте мы всегда стараемся убедить людей, чтобы сначала они добились результатов в найме. Не стоит ждать, что если ты ничего не достиг даже на чужих ресурсах, то тебе вдруг что-то упадет с неба. Такие люди потом начинают закладывать бабушкины квартиры и вкладывать в бизнес пособия на детей.

Вторая типичная ошибка — видеть бизнес там, где его изначально нет. По словам кобринчан, люди часто открывают точки «с колбасой и тачками» одновременно. Человек искренне верит и вкладывает деньги в изначально проигрышный бизнес. Третья типичная ошибка — страх. Пока одни рискуют, другие остаются на насиженном месте.

— Мы боимся ошибаться, в этом наше отличие от бизнесменов в других странах. Потому что последствия совсем другие. А у нас этот опыт уже не отобрать: повсюду видятся угрозы. Все живут по принципу «быстро скосил — быстро спрятал», на перспективу люди думать не могут, — добавляет Омельянчук.

Оптимально проходить переобучение раз в 3—5 лет, говорят бизнесмены. Если не получать новые знания и не развиваться, со временем это убьет даже самый прибыльный бизнес.

— Если раньше достаточно было не лениться и что-то делать, то сейчас успех не придет без экспертных знаний в том направлении, которое ты выбрал. Плюс к этому надо раскошелиться, ко всему нужно подходить качественно. Деньги и знания — вот два кита, которых нужно добавить к энергичности, чтобы достичь успеха. Иначе ты так и будешь продолжать немножко ремесленничать, — резюмирует ресторатор.


Для учебы, работы и отдыха. Более 5 тыс. моделей ноутбуков в Каталоге с детальными фильтрами

Onlíner рекомендует
13.3" 2560 x 1600, IPS, 60 Гц, Apple M1, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки серый, аккумулятор 49.9 Вт·ч

«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by