29 413
23 августа 2021 в 7:54
Источник: Ольга Тур. Фото: из личного архива

«Бизнес за границей»: выгодно ли открывать компанию в ОАЭ?

Источник: Ольга Тур. Фото: из личного архива

Во время пандемии стало понятно: все больше и больше отечественных компаний нашли варианты удаленной работы. Оказывается, далеко не всегда требуются офис и совместное времяпрепровождение. Более того, не всегда работники и работодатели должны находиться в одной и той же стране. Мы запускаем рубрику «Бизнес за границей», в которой будем изучать различные варианты существования белорусского бизнеса за рубежом, а также сравним плюсы и минусы и учтем особенности. А стартуем с далеко не типичного варианта для релокейта — Объединенных Арабских Эмиратов.

Около 40 тыс. рублей с налогами и арендой офиса в Дубае против 108 тыс. в Беларуси

— В ОАЭ сегодня ведут свой бизнес такие компании, как Microsoft, Oracle, Canon, IBM, Intel и другие. Самое главное преимущество, которое привлекает многие компании в Эмираты, — это отсутствие налогов практически во всех сферах, кроме определенных (к примеру, налог на прибыль нефтегазовых и банковских компаний варьируется от 20 до 85%, еще есть акцизный налог на товары, которые вредят здоровью, также в некоторых случаях ставки НДС равны 5%),  говорит совладелица компании по оказанию бухгалтерских услуг «Директ Актив» Вера Солянкова.

В основном же для большинства видов деятельности ставки налогообложения нулевые как для местных компаний, так и для иностранных. Также в стране нет валютного контроля. Государство в таком случае зарабатывает на банковских услугах, на аренде офисов, на сопутствующих вещах: в Дубае вы наймете местного агента, закажете местную транспортную компанию и так далее.

Каким же образом в государство поступают деньги? При регистрации компания платит за лицензию различные госпошлины и сборы. Общая их сумма стартует от $3 тыс. По словам специалиста, как правило, средняя цена для средней по численности компании составляет около $6 тыс. Дальше этот взнос нужно уплачивать ежегодно.

Также для большинства компаний нужен обязательный офис или хотя бы юридический адрес. Это $1 тыс. за подтверждение для банка, если офис вам по большому счету не нужен, и примерно в $10—11 тыс. в год обойдется аренда.

То есть для работы компании с постоянным офисом иностранцам нужно готовить от $4 тыс. до $16 тыс. в год, что по курсу Нацбанка составляет 10—40 тыс. рублей.

— Если сравнивать, условно говоря, с членом Парка высоких технологий в Беларуси, то средняя компания на 60 человек в год платит минимум 20 тыс. белорусских рублей. Это только 1% от выручки, — объясняет эксперт. — Гораздо больше обойдутся взносы в ФСЗН и «зарплатные» налоги.

Условно, еще в 50 тыс. рублей для этой компании обойдутся только взносы в фонд, еще около 13,6 тыс. составит подоходный налог плюс 1% пенсионных отчислений. Выйдет 83,6 тыс. И еще все те же условные $10 тыс. на аренду офиса. Если сравнить даже такие льготные условия, какие есть в ПВТ (и нигде больше в Беларуси), то траты будут в 2,7 раза выше, чем в ОАЭ.

Free Zone Company: для работы не нужен местный партнер или агент

В ОАЭ есть три варианта регистрации компаний: на территории Free Zone, за пределами Free Zone (это обычные местные компании), а также в офшорах. При этом регистрация в местных офшорных зонах довольно сложна, и они не пользуются особой популярностью. Поэтому разберем два варианта: свободная экономическая зона и местная компания.

— Свободная экономическая зона ОАЭ, или фри-зона, — это географически очерченная область города, где разрешено стопроцентное иностранное владение компаниями. Для открытия компании в одной из фри-зон не требуется местный партнер или агент, — объясняет эксперт.

Из особенностей свободных экономических зон в ОАЭ, кроме отсутствия налогов на 50 лет и валютного контроля:

  • можно только указать размер уставного фонда, но не вносить деньги на физический счет;
  • во многих из них нет необходимости сдавать отчетность;
  • полная конфиденциальность регистрации;
  • не нужна аренда помещения, достаточно оплаты рабочего места в коворкинге;
  • при использовании платежной системы Payoneer вместо открытия счета не нужна виза резидента и не требуется личное присутствие в ОАЭ.

— Пользователи Payoneer имеют возможность получать средства на свой счет в местном банке или на электронный кошелек, а также через предоплаченную дебетовую карту Mastercard, которая может быть использована в банкоматах или точках продаж, — объясняет специалист.

Но существуют и ограничения. Вести предпринимательскую деятельность можно только на территории свободной экономической зоны (за рядом некоторых исключений) или за пределами ОАЭ.

Компания, зарегистрированная во фри-зоне, не может:

  • участвовать в государственных тендерах;
  • арендовать офис или иметь юридический адрес за пределами фри-зоны (района), где зарегистрирована;
  • предоставлять услуги, торговать или распространять товары и работать в ОАЭ за пределами свободной зоны — такая торговля может осуществляться только через местную компанию-дистрибьютера.

— На сегодня фри-зоны есть в эмиратах Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Фуджейра, Аджман, Умм-аль-Кувейн, Абу-Даби, — объясняет эксперт. — Две наиболее популярные — International Free Zone Authority (IFZA) в эмирате Дубай и Ajman Media City (АМС) в эмирате Аджман. При этом, к примеру, во фри-зонах Дубая стоимость регистрации может быть гораздо выше, чем в северных эмиратах, таких как Аджман.

Компании вне фри-зоны: для отношений с резидентами ОАЭ

— До начала 2021 года в ОАЭ был закон, согласно которому компания могла считаться местной, если 51% от уставного фонда принадлежит гражданину Эмиратов. Но с 2 января этого года законодательство изменилось, и местными могут признаваться даже компании с 100% иностранного капитала, — объясняет специалист. — Таким образом, у иностранных предпринимателей появился выбор: можно регистрироваться как в свободной экономической зоне, так и вне ее. Также больше нет правила, по которому большинство членов совета директоров должны быть гражданами ОАЭ.

Правда, есть стратегически важные секторы, в которых «правило 51%» продолжает действовать. Это разведка и добыча нефти и газа, военная и оборонная промышленность, воздушный транспорт, телекоммуникационные услуги и так далее.

— Для чего открываются компании вне фри-зоны? Как правило, для ведения отношений с резидентами ОАЭ, а также для найма сотрудников, — говорит эксперт. — При этом для местных компаний ставка налога на прибыль, дивиденды, прирост капитала, роялти составляют 0%. Но существует обязанность предоставлять отчетность при работе клиента внутри ОАЭ. Как правило, это ежеквартальная отчетность и аудит в конце года.

Какие формы компаний можно открывать вне свободных экономических зон?

Limited Liability Company — общество с ограниченной ответственностью. Число акционеров может варьироваться от 1 до 50. Уставной капитал стартует от $40 тыс.

Также есть Private Joint Stock Company. Для ее создания нужно 3 и более акционеров, а минимальный уставной капитал — $544 тыс.

Есть еще публичное акционерное общество — Public Joint Stock Company. Здесь число акционеров должно быть не менее 10, а минимальный капитал — $2,7 млн.

Кроме того, можно регистрировать и Sole Proprietorship — в таком случае компанию регистрирует физическое лицо. Уставной капитал не требуется, при этом ответственность за долги бизнеса несет учредитель, в том числе и личным имуществом.

Банки часто просят подтвердить место жительства

— С открытием счета в эмиратском банке есть нюансы, — говорит эксперт. — На данный момент банки ОАЭ не работают с учредителями-нерезидентами и при открытии счета требуют наличие резидентских виз как минимум у 80% руководства компании. Оформление визы резидента является обязательным условием. Такое требование связано с существующим стандартами в отношении автоматического обмена банковской информацией.

Также банки требуют подтверждение адреса проживания в ОАЭ. Этим подтверждением может стать зарегистрированный в муниципалитете договор аренды квартиры или коммунальный платеж на имя учредителя. По этой причине необходимо будет позаботится об аренде апартаментов для подтверждения адреса.

Еще один важный нюанс: при открытии счета в банке не подойдет вариант виртуального офиса. Можно заключить договор аренды реального офиса или же временный договор аренды офиса, который будет расторгнут после открытия счета. Стоимость оформления временного договора аренды офиса составит $1,7 тыс. для северных эмиратов и $3,5 тыс. для эмирата Дубай.

А что для работников в Беларуси?

— Взносы на социальное обеспечение необходимо уплачивать только гражданам стран GCC (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ). Для работников — граждан ОАЭ ставки взносов работодателя и работника составляют 12,5% и 5% соответственно, они основаны на ежемесячной контрактной заработной плате, включая базовые пособия, согласованные в трудовом договоре, — объясняет специалист. — В случае если компания регистрируется в ОАЭ, ее работники могут оставаться в Беларуси. При этом они платят только подоходный налог.

Пополняйте запасы стиральных порошков и капсул в Каталоге Onliner

ручная/машинная стирка, применение: универсальное, экосредство, бесфосфатное средство
ручная/машинная стирка, применение: для белья из тонких тканей/для шерсти/для шёлка, экосредство, бесфосфатное средство
машинная стирка, применение: для белого белья, бесфосфатное средство

«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by