«В хороший месяц выходит 3000 рублей». Белорус зарабатывает на аренде настольных игр

23 сентября 2021 в 8:00
Автор: Кристина Сухаревич. Фото: Максим Тарналицкий

«В хороший месяц выходит 3000 рублей». Белорус зарабатывает на аренде настольных игр

Автор: Кристина Сухаревич. Фото: Максим Тарналицкий
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Еще школьником Александр Шермин увлекся настольными играми, а когда стал взрослым, открыл в Минске клуб по их прокату. Нам поднадоели сладкосливочные истории бизнеса, в которых все хорошо, поэтому попросили Александра рассказать о своем деле все как есть, в том числе о допущенных ошибках.

Детище Александра — клуб настольных игр People Meeple — находится в подвале жилого дома недалеко от площади Победы в Минске. Мы ныряем под козырек и попадаем в библиотеку, только вместо книг — полки с настольными играми. Александр говорит, что настольные игры хорошо развивают мозг, взрослых это тоже касается. В People Meeple можно взять игры напрокат, можно зависнуть в игротеке (не бесплатно) или прикупить аксессуары для настолок. Александр ведет себя здесь, как у себя дома. Хотя, может, в каком-то смысле это и есть его дом.

— Работаю один, хотя когда-то был партнер, но он уехал из страны, да и не был готов заниматься этим делом. Клуб требует серьезной физической отдачи. Иногда ночую здесь, столько работы... Когда ты «ипэшник», то делаешь все. Ты и бухгалтер, и офис-менеджер, и администратор.

Изучил рынок и понял, что магазины настольных игр еле выживают

— Еще в детстве, лет в 16—17, я состоял в клубе ролевых игр в Минске, там меня познакомили с настольными играми. В те бородатые времена не было такого разнообразия, как сейчас. Потом настолки пропали из моей жизни. Они вернулись через несколько лет, когда устроился в компанию, где по пятницам было принято играть в них после работы. И тут понеслось...

Я узнал, что с тех пор игр стало значительно больше. Стал заходить в магазины настолок, смотрел на коробочки, все хотелось купить. Было желание даже не играть, а владеть ими, появился элемент коллекционирования. Начал покупать, насобирал штук 20—30 и понял, что никогда в них не сыграю, потому что не с кем. Коллегам хотелось отдохнуть и не напрягать мозги вечером в пятницу, а мне хотелось чего-то сложного, масштабного, эпичного.

Игровой клуб не первый проект Александра. Он смеется и говорит, что нет ни одного стартапера, у которого все получается с первого раза. Предыдущие неудачные попытки дали кое-что важное — опыт.

— Я уже знал, что нельзя прыгать в дело, если не изучил рынок. Поэтому, как пришла идея, а это было примерно 2 года назад, начал готовиться, собирать данные, исследовать.

Оказалось, что в Минске слишком много магазинов настольных игр — у нас их чуть меньше, чем в Москве, но там 10 миллионов людей, а у нас меньше двух. Узнал, что у магазинов низкая маржа и они еле выживают.

Анализ рынка показал, что магазинов много, а вот прокатом игр в Беларуси практически никто серьезно не занимается. У некоторых игровых клубов уже была аренда, но для них это скорее способ привлечения клиентов, а не основной вид заработка. К такому выводу пришел Александр и начал составлять план.

логическая/карточная, жанр: стратегическая/головоломка/дедуктивная, количество игроков: 2–5, возраст: 13 лет, партия 20–30 мин

 «Я не смог привлечь людей, на которых рассчитывал, а любому бизнесу нужна аудитория»

— Не люблю расписывать планы, но надо было узнать, выгодно ли этим заниматься. Начал опрашивать своих знакомых — задавать вопросы, за сколько денег и готовы ли они вообще брать игры в аренду. Это была одна из ошибок — недостаточное изучение целевой аудитории.

Ошибка обошлась дорого. Был расчет на то, что прокат станет популярным у профессиональных «настольщиков», но они идею не оценили.

— Когда я начал входить в сообщество «настольщиков», меня быстро поставили на место и облили ушатом нецензурной брани. Эти люди очень консервативны и не любят, когда что-то навязывают. А я зашел к ним агрессивно — без согласования кидал свою рекламу. Или когда у них шел разговор о высокой стоимости игры, я говорил: если игра дорогая — пожалуйста, у меня аренда! Звучит рационально, и все же моя стартовая бизнес-модель провалилась, я не смог привлечь людей, на которых рассчитывал, а любому бизнесу нужна аудитория. В итоге сейчас у меня единственный клуб, куда не приходят опытные «настольщики». Аудитория People Meeple — это новички, которые что-то знают о настольных играх, но не понимают, с чего начать. Многие становятся постоянными клиентами и от легких настолок постепенно переходят к сложным.

Игры расставлены по полкам в зависимости от опытности игроков. Мы специально сделали это фото большим, чтоб вы могли все внимательно рассмотреть:

На верхней полке вечериночные игры, здесь «Имаджинариум», «Уно», «Элиас» и прочая банальщина. Они для случаев, когда хочется поиграть во что-то легкое, развлечься и расслабиться. Правила к ним изучаются за 5—10 минут, они веселые, динамичные, и, что важно, в них легко играть, когда вы пьяный (это не наш опыт, а слова Александра).

Когда наигрались в вечериночные, переходите полкой ниже к более сложным — классическим и приближенным к ним. Эти уже более серьезные, но в то же время несложные: ищите глазами «Каркассон», «Колонизаторов», «Космический контакт». Некоторые из игр на этой полке придуманы 40—50 лет назад, но это не мешает им оставаться актуальными.

Следующий уровень сложности — игры со сценариями либо сюжетные. Они на самой нижней полке, это уже для профи.

логическая/карточная, жанр: стратегическая/дедуктивная, количество игроков: 2–6, возраст: 12 лет, партия 30–60 мин

— Когда приходит человек и начинает чем-то интересоваться, я уже чувствую, что ему нужно, и с первого-второго раза даю рекомендацию, которая ему заходит. Здесь как-то раздавал рекомендации другой человек. Я был рядом, все слышал и думал: «Нет, не то, не то...»

Есть странное явление: у многих на слуху игра «Древний ужас». Ко мне приходят и говорят: «Хотим „Древний ужас“». А до этого люди играли только во что-то простое. Отвечаю: не спешите. Если дать им «Древний ужас», они испугаются. Там вот такая толщина (показывает два пальца) у книги правил, и если дать эту игру новичкам, они получат только негативные эмоции.

«„Монополия“ считается игрой, которая ссорит людей»

Александр отдельно останавливается на «Монополии», достает ее и закатывает глаза.

— В настольном мире это уже как мем. «Монополия» считается игрой, которая ссорит людей. То есть эта игра для вас, если хотите поссориться. Она морально устаревшая. По сути, вы кидаете кубик и ходите, это механика «кинь и двинь», бросаешь кубик и двигаешь фишечку, по этой механике игры не делаются уже лет тридцать. При этом ее берут чаще всего из-за ностальгии.

Кажется, найден идеальный подарок для бывшего.

Другое дело — «Монополия Сити», она играется уже хорошо. Нам объясняют: у «Сити» есть дополнительная механика, вы еще строите город и здесь есть аукционы. Если в простой «Монополии» от вас ничего не зависит, то в доработанной уже можно строить стратегии и поссориться сложнее, потому что все зависит от решения игроков.

Кстати, одна из лучших игр за последнее время игр, по мнению Александра, — это «Грааль». Она здесь тоже есть и в нее можно играть месяц. Аренда на месяц обойдется дорого, но в клубе есть система подписок для тех, кто хочет играть подешевле и почаще.

логическая/экономическая, жанр: стратегическая/дедуктивная, количество игроков: 2–6, возраст: 8 лет, партия 120–360 мин

Всего в People Meeple доступны около полутысячи игр, в том числе редкие. Одна из таковых — Hate, купить ее можно примерно за 1500 рублей, в Минске она есть в одном-двух экземплярах. Высокая цена из-за того, что в ней много фигурок. Александр открывает коробку, и наш 34-летний фотограф превращается в ребенка. На мгновение интервью прерывается, потому что становится не до него — надо рассмотреть фигурки.

Из редких в клубе еще есть «Плоский мир», а «Брасс» был доступен к прокату еще до того, как вышел в дополнительном большом тираже. Нам, как любителям настолок уровня «Уно» и «Взрывных котиков», сложно оценить, а вот коллекционеры могут изумиться этому факту.

Это мы далеко зашли. Вернемся к самому началу.

Когда увидел цены на мебель, решил сделать ее сам

В самом начале для открытия клуба Александру нужно было найти помещение и мебель. Увидев цены на стеллажи и столы, мужчина решил их делать сам: руки на месте, в шкафу — диплом архитектурного колледжа, в трудовой — строчка о работе дизайнером мебели. За вывеску на заказ попросили 1500 рублей, а сам сделал за 400. И сайтом занимался самостоятельно — помог опыт в IT.

Помещение для аренды нашлось относительно легко. В 2019-м, когда дело только начиналось, наш герой работал в найме, сидел в офисе на Тимирязева, рядом с которым находился сиротливый и никому не нужный КПП. Его Александр и арендовал, но там не было туалета — большая проблема для людей, которые пришли в игротеку на несколько часов.

— Я стал искать государственную аренду, но проблема в том, что государственные помещения практически всегда находятся в плохом состоянии. Конкретно здесь мы сделали грандиозный ремонт, на него ушло два месяца  — и все это время мы платили аренду. Сам ремонт обошелся недорого, потому что бесплатно помогал мой друг. Материалы закупили тысяч на 10 рублей, а если надо было бы платить за работу, добавьте еще 5 тысяч. Аренда здесь вдвое дешевле, чем в том КПП.

С играми оказалось сложнее. Многие заказал за границей, как оказалось — зря. Во-первых, они были рассчитаны на профессионалов, которые, как уже рассказал Александр, не захотели стать аудиторией People Meeple. Во-вторых, игры приезжают в Вильнюс и ехать за ними нужно туда. Задачка со звездочкой: как это сделать при закрытых границах.

— Одна из моих ошибок — мне хотелось, чтобы клуб был уникальным, получается, что самые популярные игры — вечериночные, сейчас здесь не просто так два «Имаджинариума», два «Экивоки». Это то, что люди чаще всего берут.

А тогда, на старте, я много вложил в зарубежные игры, заказал их примерно на $20 тыс., но они оказались неинтересными для новичков.

Более того, игры приходили на склад в Вильнюсе, Александр туда приезжал раз в несколько месяцев и забирал заказ частями. Сейчас в литовской столице застряли около 300 килограммов игр, которые он никак не может забрать. Игры не просто лежат, а еще и устаревают. С тех пор, как они застряли в Вильнюсе, уже вышли их новые версии — на русском, а не на английском языке. Их Александру тоже пришлось покупать.

Сколько стоило открыть такой бизнес

На открытие клуба Александр потратил около 60 000 рублей, из которых около 40 000 застряли в Вильнюсе в виде 300 кг картона. Теперь считает, что на открытие такого заведения хватило бы от 20 000 до 30 000.

Закупка игр в сумме за год около 10 000 рублей
Закупка редких и зарубежных игр около 40 000 рублей (эти игры сейчас застряли в Европе)
Компьютер 500 рублей, выкупил свой рабочий компьютер в фирме, где работал
Торговое оборудование: касса, терминал и прочее 1000 рублей
Материалы на мебель, сделанную своими руками 1500 рублей. Если не делать, а заказывать, она обошлась бы в 5000—6000 рублей
Аренда и коммунальные платежи первое время 1500 рублей
Ремонт помещения 10 000 рублей
Итого: 64 500 рублей

Чтобы клуб оставался живым, нужно оплачивать аренду, коммуналку и электричество (за все 1200 рублей), интернет и телефон (150 рублей), услуги уборщицы (120 рублей), обслуживание банками (100 рублей). И отдавать 5% налогов.

«Когда не нужно много работать, ты начинаешь грязнуть в каком-то омуте»

Предпринимателями не рождаются, а становятся. Но становятся, конечно, не в один момент и не когда играют в настолки с коллегами, параллельно обдумывая коммерческие идеи, а гораздо раньше. Спрашиваем у Александра, чем он жил задолго до создания People Meeple.

— Я окончил архитектурный колледж и после него поехал в Москву, поступил там в архитектурный институт и бросил его через год. Потом для галочки поступил там в экономический вуз, потом еще в какой-то институт... В Москве сразу устроился на работу с зарплатой $5000, разрабатывал мебель. Но это быстро закончилось из-за кризиса. Пока жил в Москве, поменял работ двадцать и профессию тоже менял: был 3D-моделлером, потом пытался стать менеджером, переучивался на верстальщика в IT. В итоге вернулся к дизайну. Все эти профессии близки, но требуют разных навыков, и каждый раз приходилось начинать все с нуля.

Кажется, именно умение начинать с нуля — одно из самых важных в этой истории. В какой-то момент Александру разонравилось в Москве, все стало плохо, он расстался с девушкой. На последние деньги он купил билет в Малайзию и отправился туда, имея заначку в $150.

логическая, жанр: коммуникация и общение/образовательная или творческая/дедуктивная, количество игроков: 4–7, возраст: 12 лет, партия 40–50 мин

— Я приехал в Азию, сел в хостел и начал искать работу. Когда ты хочешь есть, у тебя все быстро получается. Очень быстро нашел работу на фрилансе и добился того, что за четыре дня работы в месяц зарабатывал $500—700, которых хватало на жизнь. Но в этом есть и минус: когда не нужно много работать, ты начинаешь грязнуть в каком-то омуте, ты в стагнации. Я решил возвращаться в Минск с идеей, что нужно делать что-то свое.

По пути в Беларусь Александр встретил новую любовь, которая предложила ему снова отправиться в Азию. Так возвращение домой отложилось на два года. Та самая любовь, кстати, стала женой Александра.

— Это был 2014 год, до ковида удаленная работа считалась чем-то несерьезным. Ты мог быть дизайнером высокого уровня, но никто не соглашался нанимать тебя на высокую должность, для этого нужно было работать в офисе. Поэтому мы приняли решение все же ехать в Минск. Здесь меня сразу взяли в IT на серьезный проект.

Высокая зарплата айтишника — ответ на вопрос, где Александр брал стартовый капитал. Эти же деньги помогали держаться на плаву в первые месяцы, когда игровой клуб не приносил никакого дохода, а только требовал вложения денег. Сейчас мужчина уже не работает в офисе, но работу в IT не оставляет.

— С People Meeple я вышел в ноль в конце 2020 года, и бизнес уже начал приносить доход. Сейчас прибыль в месяц без вычета трат и налогов — примерно 3000 рублей в хороший месяц и 1400—1800 — в плохой. Я говорю открыто, потому что работаю «по-белому», хотя многие удивляются. Прокаты на текущий момент дают чуть больше трети дохода. Вторую треть дохода дает игротека. У меня уникальный формат: обычно в игротеках вы садитесь за стол и вокруг вас еще несколько таких слотов. Людей много, столов много, шум. А здесь приватный формат. Третью треть дают продажи аксессуаров к играм.

Однако весь доход на текущий момент возвращается назад в бизнес на развитие. Учитывая все обстоятельства прошедшего года, я считаю, что бизнес успешно идет вперед, и оптимистично смотрю на будущее развитие.


«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by