Телефонные мошенники оформили на молодую маму Анастасию из Могилева онлайн-кредит на 3000 рублей. Типичная история, если бы не один момент: в этом же году женщина пыталась взять в банках 1000 рублей, но ей отказывали — говорили, что декретницам кредит не положен.
Мошенник позвонил Анастасии совсем недавно, в середине этого октября. Он представился работником «Приорбанка» и сказал, что в отделение банка пришел мужчина с доверенностью на ее имя и попытался оформить кредит.
— Мне сказали, что сотрудница банка заподозрила что-то, выхватила доверенность у мужчины, и тот убежал. Дабы предотвратить оформление кредита, я должна, как сказал «работник» по телефону, в личном кабинете в интернет-банкинге ввести номер своего паспорта. Мне все время повторяли: не беспокойтесь, вы же не предоставляете никакие данные, мы сейчас все проверим и предотвратим. Действительно, по телефону я не сообщала никакую личную информацию — ни карточные данные, ни паспортные.
На карточку Анастасии после этого пришли 3000 рублей. «Работник» по телефону сказал, что это пришли кредитные деньги и переживать не нужно, поскольку договор сейчас аннулируют. После этого деньги пропали — их перевели на неизвестный счет.
Женщине показалось, что разговор с мошенником был коротким, но в реальности она разговаривала с ним почти полтора часа. В это время до Анастасии пытался дозвониться ее супруг, но его звонки блокировались. Созвониться с мужем ей удалось самой, по телефону ребенка.
— Когда я позвонила мужу, он стал кричать, чтобы я перестала разговаривать с «банком» и бросила трубку. Он приехал и, можно сказать, вырвал телефон у меня из рук. Позвонил в банк — там ответили, что на меня оформлен кредит.
Как такое могло произойти, если уже два года моего декрета мне не одобряли кредит даже на 1000 рублей, объясняя это тем, что детское пособие не является моим источником дохода?
Анастасия предоставила нам скриншоты переписки с онлайн-консультантом «Приорбанка», где ей сообщили, что декретницам кредиты взять почти нереально. Мы также написали онлайн-консультанту и позвонили в колл-центр с вопросом, можно ли взять кредит женщине в декрете. В обоих случаях нам ответили отрицательно. Позже Анастасия отыскала на сайте банка информацию, что оформление кредита на человека, находящегося в декрете, не представляется возможным.
Через два дня мне позвонили из «Приорбанка» и сказали, что если бы я пришла к ним за кредитом со своим паспортом, его бы не одобрили. А так как это был кредит онлайн, система посчитала, что мой доход достаточный. Я обратилась в милицию, там сказали, что у меня в телефоне во время телефонного разговора было установлено приложение AnyDesk, через которое мошенники получили доступ к моему телефону и увидели все данные.
В «Приорбанке» не стали отвечать на наш вопрос, как именно мошенники смогли оформить кредит, если Анастасия не называла свои данные. В банке также решили не комментировать, почему мошенникам удалось оформить кредит на 3000 рублей на мать в декрете без иных источников дохода, если в колл-центре предупредили, что таким клиентам кредит не положен. Зато мы получили объяснение, почему у банка не было оснований полагать, что операцию по получению кредита оформляла не Анастасия.
«Дистанционное осуществление любых операций невозможно без подтверждения личности через логин, пароль, авторизационный код, одноразовый код, который приходит на номер телефона клиента, зарегистрированный в банке.
Пользование интернет-банком и мобильным приложением подразумевает, что клиент обязан обеспечить конфиденциальность секретных параметров для входа. Например, настроить вход в интернет-банк только по отпечатку пальцев или сканированию лица, не сохранять пароль, а вводить его каждый раз вручную, не пользоваться приложением в людных местах, чтобы никто не мог подсмотреть пароль, не передавать персональную информацию посторонним и т. д.
В случае прохождения клиентом идентификации и аутентификации в интернет-банке, у банка нет оснований полагать, что проведенные операции осуществляются третьими лицами, поскольку они совершаются от имени клиента с вводом секретных параметров.
Со своей стороны, „Приорбанк“ уделяет значительное внимание борьбе с финансовым мошенничеством. Если мы замечаем подозрительные операции со счетами клиентов, то сообщаем им об этом. При обнаружении новых схем мы информируем об этом клиентов в интернет-банке, на сайте, в социальных сетях, через СМС-рассылку. В частности, на сайте банка есть специальный раздел с описанием наиболее частых приемов мошенников, а также рекомендации по безопасному использованию карточек, например, за границей или при покупках в интернете, а также пользованию интернет-банком и мобильным приложением».
Трехстраничный ответ можно сократить до трех предложений.
Заключение кредитных договоров осуществляется только с клиентами, прошедшими идентификацию и аутентификацию с использованием секретных параметров. Клиент обязан обеспечивать сохранность и конфиденциальность своих секретных параметров. Подписание кредитного договора произошло путем ввода кода, направленного на номер Анастасии.
«Следовательно, для принятия решения о предоставлении кредита и заключения кредитного договора с вами в банке имелись все необходимые сведения о ваших доходах, расходах и кредитной истории, а также сведения о прохождении многофакторной идентификации и аутентификации для заключения кредитного договора с использованием СДБО».
Теперь молодая мама должна выплачивать по 80 рублей в течение пяти лет.
— Но мы еще поборемся, — не теряет надежды женщина.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by