10 ноября 2021 в 8:00
Автор: Кристина Сухаревич. Фото: автор и Максим Малиновский

Дешевое среди дешевого. Побывали в магазинах супернизких цен

Автор: Кристина Сухаревич. Фото: автор и Максим Малиновский

Магазины «Светофор», «Доброцен» и «Грошык» появились в Беларуси совсем недавно, но быстро захватили сердца экономных белорусов. Все три работают в формате жестких дискаунтеров и удивляют по-настоящему низкими ценами. Мы побывали в каждом из них, чтобы уловить отличия и понять, стоит ли сюда ехать за покупками издалека.

«Светофор» и очереди даже в рабочее время

Первый магазин «Светофор» появился в Беларуси пять лет назад, в 2017-м. «Низкие цены достигаются благодаря снижению расходов: минимальное оформление торгового зала, небольшое количество персонала, упрощенная (паллетная) выкладка продукта. Во всем реализуется принцип экономии на затратах», — говорится на сайте торговой сети.

Мы отправились в «Светофор» в минских Ждановичах, который скрывается между рыночными рядами со свининой и говядиной в тушах и полутушах. Рыночный аромат сырого мяса залетает в павильон дискаунтера — хорошо, если вы терпимо относитесь к запахам либо временно лишены дара обоняния.

Здесь нет корзинок — только тележки, чего уж мелочиться. По размеру магазин похож на типичный минский супермаркет, но выбор товаров здесь не больше, чем в сельмаге. Пару лет назад директор минского «Светофора» говорила журналисту Onlíner: «Мы — самый дешевый магазин, если не считать оптовых. Но даже в этом случае сомневаюсь, что мы будем дороже». Она же не скрывала тогда, что ассортимент дискаунтера не удивит обилием брендов. Из-за этого провалилась наша идея сравнить цены на один и тот же товар в разных дискаунтерах: найти одинаковые продукты в них непросто.

При первом взгляде здесь есть все — от колбасы с майонезом до пластиковых ведер и набора горшков для рассады, разве что выбор совсем небольшой. Товар лежит на стеллажах и прямо в коробках, как и полагается дискаунтеру.

Десятки коробок с одинаковыми макаронами, одним видом детских соков. Мы смогли найти и только один вид кефира — и тот с уникальной, 1,7-процентной жирностью, один вид мороженого, один торт, один вид обычной несладкой воды. Или вот, к примеру, два холодильника, забитых единственным видом пельменей.

Кое-где встречаются порванные пакеты и побитые банки. Но на сайте магазина есть предупреждение: следите за целостностью упаковки, поскольку, возможно, она была повреждена во время транспортировки.

Стоит ли сюда ехать закупаться на Новый год или, может, юбилей или другой важный праздник? Сложно сказать, потому что ассортимент — не самая сильная сторона «Светофора». Но покажите этот магазин дачнику, и он скажет, что это место похоже на рай: не нужно ломать голову при выборе условных макарон, потому что выбора практически нет, зато здесь наборы горшков для рассады, тазики, ведра, недорогая посуда. Была даже дрель-шуруповерт на акции по 35 рублей (мы ее не нашли, но видели на сайте).

На сайте «Светофора» в рубрике «Вопрос — ответ» спрашивают, продается ли в сети магазинов „Светофор“ фальсификат.

Магазин отвечает: «В „Светофор“ привозят 2 вида брендовых товаров: собственно бренд — это когда точно такой же товар продается и в других магазинах, с одинаковой массой, упаковкой и свойствами; и бренд для „Светофора“ — это товар от известного бренда, но с измененной упаковкой, массой и т. п. Многие путают эту продукцию с подделкой, фальсификатом».

Еще один вопрос на сайте: бывает ли в «Светофоре» просрочка?

Отвечают, что из-за трафика в магазине товар не успевает залеживаться на полках. Тем не менее в декабре 2020-го МАРТ закрывал десять магазинов сети ввиду ряда нарушений законодательства о торговле, в числе которых — «предложение к реализации товаров с истекшим сроком годности».

В полпятого вечера в рабочий день на двух кассах очереди примерно по 20 человек или даже больше. У большинства людей в тележках совсем немного товаров. В очередях хватает бабушек с дедушками и, как ни странно, много мам с детьми: в «Светофоре» хороший выбор сладостей. Здесь нет привычных шоколадок на кассе (мы в принципе не нашли шоколадок), жвачек и другой мелочевки, зато конфеты — сразу в килограммовых упаковках, желатинки — в полукилограммовых, печенье продается в таких коробках, что один человек не съест и за неделю.

Мы рандомно выбрали несколько товаров и записали цены на них.

 Макароны «Лидские» (рожки обыкновенные), 900 г  1,08 р.
 Мука пшеничная второго сорта «Уладар», 2 кг  1,18 р.
 Кукуруза сладкая Globus, 340 г  1,75 р.
 Суп сухой куриный с вермишелью «Магги», 50 г  0,68 р.
 Оливки фаршированные лимоном и сладким перцем «Бондюэль»  2,29 р.
 Консервы мясные ОМКК (говядина + индейка), 100 г  1,58 р.
 Хлопья мультизерновые «Витьба» с пшеничными зародышами, 250 г  0,96 р.
 Напиток безалкогольный сильногазированный «Сокос» вкус апельсина, 2 л  1,53 р.
 Десерт Panna Cotta шоколадный «Беллакт»  1,11 р.
 Продукт кисломолочный «Биолакт» без добавления сахара для питания детей раннего возраста, 200 мл  0,63 р.
 Килька балтийская неразделанная в томатном соусе, 220 г  1,24 р.
 Гель для стирки Sorti Color, 3000 г  8,3 р.
 Вода питьевая «Святой источник» «Светлячок» негазированная, 1,5 л  0,79 р.
 Набор стаканов, 6 штук  5,76 р.
 Шампунь Timotei Nature Time, 400 мл  2,38 р.

Кстати, совсем недавно совладельцы данной сети вошли в русский список 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes.

«Грошык» и «хотя бы минимальный уют»

Сеть жестких дискаунтеров «Грошык» начала свою жизнь с открытия первого магазина в Слониме в начале 2020 года. Уже тогда заявлялось, что «Грошык» будет лучше выглядеть на фоне конкурентов: «За счет внутренней экономии цены на товары могут быть гораздо ниже, чем в обычных магазинах. Такой же будет и наша стратегия. При этом мы постараемся избежать ошибок других сетей и не забывать о комфорте для покупателя. Низкие цены не отменяют создания хотя бы минимального уюта — это вопрос подхода и заботы о людях», — цитируем пресс-релиз 2020 года.

Мы направились в дискаунтер в Минске на Сурганова.

«Грошык» — дочерняя структура «Евроторга». На открытии первого объекта неполных два года назад сообщали, что в стране будут работать по меньшей мере два таких магазина — в Слониме и Солигорске, а дальше как пойдет. Сегодня в стране насчитывается 59 торговых точек сети — кроме Минска, они есть в каждой области Беларуси.

В отличие от «Светофора», здесь есть не только тележки, но и корзинки. Внешне помещение выглядит как обычный приличный минский супермаркет. Вместо белого шума — музыка. «Грошык» еще больше напоминал бы супермаркет, если бы не коробки с товаром, которые выполняют функцию полок (хотя полки тоже имеются).

Названия торговых марок  в «Грошыке» в большинстве своем привычные. Здесь несколько видов сметаны, майонеза, шоколадок, чипсов — выбрать есть из чего. Есть продукты, которые уж точно не являются товарами первой необходимости: 33-процентные сливки для взбивания, несколько видов сыра камамбера, суши в контейнерах.

Покупатели здесь отличаются от тех, которых мы видели в «Светофоре». В длинных очередях стоят в основном уставшие после работы люди и скучающие подростки с чипсами в руках.

 Макароны «Пастораль Спагетти», 900 г 1,09 р.
 Масло подсолнечное «Золотая семечка», 1 л 4,79 р.
 Молоко «Бабушкина крынка» 1,5%, 0,5 л 0,89 р.
 Молоко «Минская марка» 3,2%, 1 л 2,49 р.
 Кукуруза сладкая Globus, 340 г 1,89 р.
 Сметана «Простоквашино» 15%, 350 г 1,95 р.
 Сырок творожный глазированный «Мишутка» 26%, 50 г 0,65 р.
 Творог «Савушкин» 5,5% (цилиндр), 300 г 2,15 р.
 Нектар «Сочный» (яблоко-виноград), 200 мл 0,55 р.
 Чай Greenfield Summer Bouquet фруктово-ягодный, 25 пак. 2,39 р.
 Напиток Pepsi Cola, 1,5 л 1,85 р.
 Кофе Jacobs Monarch растворимый, 190 г 10,49 р.
 Рыбные консервы «Рыбный стандарт» тунец, 250 г 2,09 р.
 Жевательная резинка Orbit Bubblemint, 13,6 г 0,79 р.
 Чипсы Lay’s (сметана и лук), 150 г 2,19 р.
 Трусики-подгузники Pampers Pants 6 Extra Large (16+ кг) одноразовые для мальчиков и девочек, 44 шт. 28,99 р.
 Средство для мытья посуды Fairy «Нежные руки Чайное дерево и мята», 900 мл 4,59 р.
 Шампунь Head & Shoulders (основной уход) 6,99 р.

В подборки новостей Министерства торговли «Грошык» не попадал. Из «интриг и скандалов» лишь одна история: в Twitter обсуждали схожесть логотипов «Грошыка» и польского Groszeka.

«Грошык», как и «Светофор», входит в тройку крупнейших дискаунтеров Беларуси. Третий — «Доброцен» в Минске не представлен, зато есть в Жодино. Едем туда.

«Доброцен» и поразительно дешевый чай

На российском сайте «Доброцена» указано, что магазин этой торговой сети есть в Жодино. Гугл подсказывает, что «Доброцен» можно найти еще и в Борисове, Пружанах, Гомеле и Пинске.

В Жодино мы приехали, когда уже было темно, и подумали, что навигатор завез нас не туда — на какие-то склады вместо магазина. Но вскоре показалась вывеска.

В магазине размером с минский гипермаркет светло и просторно. Сложно не заметить, что коробки выложены относительно аккуратно: их явно не бросали одна на одну впопыхах, нет ощущения хаоса. В семь вечера совсем мало покупателей — человек пять, кроме нас с фотографом.

Здесь, как и в «Светофоре», нет маленьких тележек, нет никакой музыки — делаем покупки в тишине и молча удивляемся ценам. Как вам полуботинки мужские (есть и женские) по 14—16 рублей? Женская футболка за 7,5 рубля? Перчатки за 2,88 рубля?

В глазах рябит от обилия посуды (виднеются сковородки за 5 рублей), пластиковых корзин для белья, ведер. «Доброцен» похож на мини-рынок в небольшом городе, только вместо палаток — один большой павильон, где тепло и светло.

В отделе косметики и бытовой химии находим краску для волос за 2 рубля, кондиционер для волос по 2,5 рубля. Позже удивимся детским подгузникам за 9,9 рубля — и это за 40 штук, производитель — Республика Беларусь. Здесь неподалеку фантастически дешевые макароны: пакет в 3 килограмма ракушек за 3,6 рубля.

 Макароны «Вермишелька легкая», 900 г 2,69 р.
 Рис пропаренный, 690 г 1,99 р.
 Колбаса сырокопченая салями «Юбилейная», 1 кг 12,74 р.
 Рыба треска свежезамороженная тушка, 1 кг 6,99 р.
 Йогуртный продукт «Фруттис Сливочное лакомство» 5%, 115 г 0,61 р.
 Мука пшеничная высшего сорта «Уладар», 2 кг 1,89 р.
 Фисташки «Бон Элит» жареные соленые, 500 г 13,99 р.
 Чипсы «Принглс» с острым и пряным вкусом, 165 г 4,25 р.
 Чай черный байховый среднелистовой, 200 г 2,16 р.
 Жидкое мыло «Факс», 400 мл 1,49 р.
 Кастрюля металлическая, 1,5 л 6,69 р.

В ассортименте есть товары подороже: королевские креветки, капсулы для посудомойки, кофе Lavazza. Но больше дешевого: растворимый кофе в стеклянной банке за 3,5 рубля и 200-граммовый пакет чая за 2 рубля, то есть 10 рублей за килограмм. Совсем недавно мы задавались целью поискать дешевый чай в интернет-магазинах, и самый дешевый, который нам попался, стоил 16 рублей. Остальные — намного дороже, иногда в разы.

В сводках МАРТ «Доброцен» не замечался. Как и в рейтингах «Форбс», но дайте этому магазину время... «Доброцен» пришел к нам из России, первый магазин открылся всего пять лет назад. В 2020-м ресурс marketmedia.ru назвал эту сеть лидером в России по динамике оборота и приросту площадей. Наши СМИ ставят «Доброцен», «Грошык» и «Светофор» на одну строчку, называя эти сети основными конкурентами за внимание экономных покупателей.

Какой из дискаунтеров получит от вас лайк?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Выбор покупателей
настольная поворотная, 2 Мп, ИК-подсветка, интерфейс беспроводной, карты памяти microSD
для прически, длина стрижки: 0.7–21 мм, питание от аккумулятора, автономная работа: 2 часа
умная светодиодная лампа с регулировкой яркости, 810 Лм, поверхность матовая, напряжение 220 В

«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by