26 ноября 2021 в 8:00
Автор: Ольга Прокопьева. Фото: Максим Малиновский

«Документы вынесли в мешке для огурцов, а через час двери опечатали». Этот бизнес раскрутился в 90-е, а что с ним теперь?

Деньги делали из воздуха, деньги делали «бандиты», деньги делали на чем угодно — плеснуть бензина в костер недоверия к 90-м очень просто, даже слишком. Потом в этом зареве легко делить все на черное и белое, проводить удобные и неудобные параллели. Но мы сегодня про другое: этим текстом начинаем цикл историй про бизнесы, которые раскрутились в девяностые, и смотрим, что с ними стало теперь. Стартуем историей туркомпании с символичным названием «МАТЭП-90».

Мать двоих детей и без работы. И что было делать?

Людмила Мачульская сейчас вспоминает историю создания турфирмы с улыбкой, хотя тогда контекст создания бизнеса был не то чтобы сильно радостным.

— Я работала в парткоме часового завода. Вышла из декрета, посмотрела, что так больше работать нельзя. Решила оставаться дома с маленьким ребенком. Побыла дома месяц-другой, пособия на ребенка хватало на два раза сходить в магазин.

Начала искать работу — а ничего нет.

В это время Людмила вспомнила, что летом 1990 года, когда она отдыхала в Карпатах, директор кооператива из Киева предложила ей открыть турфирму в Минске. Тогда были примерно такие мысли: «Нет, зачем мне это? Я партийный работник, у меня все хорошо».

С этим бизнесом Людмилу связывала только девичья фамилия — Турис. Для полного совпадения не хватало одной буквы.

— Потом ситуация изменилась: я мать двоих детей и без работы. И что мне тогда было делать? Выхода не было, решила открывать турфирму. А денег нет. Пошла просить у первого секретаря райкома. Сначала он сказал, что денег не дадут. Но я была настойчивой. Через несколько дней звонок: денег дали. Уставной фонд тогда был 40 тысяч рублей, а выделили всего 16 тысяч. Я говорю: а еще 24 тысячи? В итоге взяли у строительной фирмы. Турфирма открылась в конце 1990 года, со мной как с директором подписали контракт 4 января 1991 года.

Так первыми соучредителями стали Первомайский райком партии и коммерческая структура. Позже не стало райкома партии, а в 1993 году рухнула и коммерческая структура. А турфирма осталась и существует уже 31 год. Сначала назывались просто «МАТЭП» — «Международное агентство по туризму, экскурсиям и путешествиям», потом уже добавилась цифра «90» в честь года основания.

— Было ли тогда проблемой раскрутиться? Смотрите сами: печать делали полгода. Готовы были сделать 5 июля, а у меня контракт до 4 июля! Но получилось сделать быстрее, и уже на школьных каникулах в марте 1991 года у меня было 18 детских групп. К нам приезжали отовсюду, даже из Канады.

Первый выездной тур случился 12 июня 1991 года. Как тогда и было принято — в Польшу.

— У бизнеса уже после первого летнего сезона была прибыль, но небольшая, потому что у меня была самая низкая стоимость путевки — 140 рублей и один доллар, который брали на страховку автобуса. Прибыль первого лета отдали на оздоровление детей, отцы которых погибли в Афганистане. Это была не разовая акция, мы прописали в уставе, что будем заниматься оздоровлением, помогали детям из чернобыльских районов. Я рассуждала так: если мне когда-то помогли финансово с открытием, то и я буду помогать.

Лето того года запомнилось и другими событиями.

— Август, создание ГКЧП, сессия Верховного Совета БССР. Мы уехали из города, были на машине, вышли из нее, но радио осталось включенным.

У меня появилось какое-то предчувствие не очень хорошее, что надо срочно ехать в «МАТЭП».

Это была суббота, в здание Первомайского райкома партии, где был наш офис, никого не пускали, но я объяснила дежурному: мы должны отправить туристов в поездку, хотим забрать документы, чтобы завтра утром вас не беспокоить. Взяли мешок, который брали для огурцов, и вынесли из сейфа документы и паспорта туристов.

Срочно позвонила бухгалтеру, у нее был нижний сейф с документами. Она приехала где-то через час, но все двери кабинетов в этом здании были опечатаны.

«На шоп-турах клиентка заработала на свадьбу сыну»

— Основные деньги поначалу приносила Польша. Было немного Румынии, немного Китая.

Но первые автобусы за границу везли людей в Польшу: люди выживали как могли, торговали как могли. Эти шоп-туры многим помогли выжить в то время. Люди получали зарплату продукцией предприятий — куда ее девать? Они брали и везли ее туда, за счет этого делали ремонт в квартирах, обували и одевали детей. А куда деваться, когда нет денег? Люди ехали с чем угодно. Даже с вениками на продажу.

У одной туристки доходило дело до развода, а до сих пор живут. Денег не было, муж работал на заводе, а она осталась безработной, двое детей. А старший решил жениться.

Эти шоп-туры помогли ей заработать, в том числе на свадьбу сыну, и сохранить семью. И это не единственный случай.

Я тогда желала туристам высоких цен на их товары, низких цен на их покупки, собрать деньги и потом поехать посмотреть Польшу. Не рынки и шоп-туры, а замки, дворцы, культуру, архитектуру. И мы этого дождались.

Потом уже поехали по всей Европе. Людмила хорошо помнит, как в 1996 году предложили Испанию и Чехию. И это было востребовано.

— Люди летели в Испанию, конечно, их было немного. Туры были дешевле, чем сейчас. За счет чего? Авиаперелеты ведь постоянно дорожают.

В 1997 году уже делали туры Прага — Париж — Берлин, а в сентябре были первыми, кто удлинил тур и добавил в него Амстердам и Брюссель.

В 1998 году стали возить группы из белорусов и россиян в Лондон.

— В автобусные туры российские турфирмы давали нам своих туристов. Для них это был дешевый способ попасть в Европу.

Как и сейчас, в 90-е туризм жил по законам высокого и низкого сезонов. Летом деньги есть, а зиму надо как-то пережить. И всегда было место сюрпризам, иногда не очень приятным.

— 1999 год, сделали тур на студенческие каникулы в Чехию. Время подходит, а туристов нет.

Пробуем договориться с партнером в Чехии и снизить стоимость поездки, а он говорит: «Вы аферистка!»

Но в итоге вместо 125 долларов сделали тур за 85 долларов и отправили 6 автобусов. Партнер в Чехии благодарил: «Вы нас спасли: за лизинг автобусов рассчитались, у всех есть зарплата и мы не в убытке».

Как и другие компании, начали отправлять туристов в Египет и Турцию.

«МАТЭП-90» стал первым делать трансферы в аэропорт «Шереметьево», чтобы отправить туристов в Мармарис.

«Автобусы стояли в очереди на границе и звонили, чтобы мы везли туристов»

В западном направлении отправить автобусы было тем еще квестом, вспоминает Людмила.

— Мы делали так: отправляли пустой автобус с двумя водителями. Они там стояли в очереди и потом звонили нам из автомата. Тогда мы собирали группу и подвозили. И еще там сидели на границе, чтобы въехать в Польшу. Потом уже в Бресте была создана структура, которая составляла график, туда надо было отправлять заявку, они включали нас в список и говорили примерное время прохождения границы. С границей был просто ужас. Но мы пережили.

Это сейчас с мобильным телефоном легко решать вопросы. Тогда, например, могли ехать с группой в Париж, а нам отель поменяли, водитель не знает, как туда ехать. Что делать? Вечером возле домов припаркованы машины, улицы не широкие. Как проехать «Икарусу», который тогда был главным автобусом в европейских турах? Блуждать в переулках и тратить топливо было не вариантом, да и люди уставали долго быть в автобусе.

Чтобы найти отель в Париже, я вызывала такси, автобус ехал за нами.

Сейчас такой способ невозможно представить, а тогда такое случалось.

Было время, когда в туркомпании работало около 20 сотрудников. Сейчас двое, Людмила и Алла

Компания параллельно занималась и въездным туризмом. И сейчас кое-где к сервису могут возникнуть вопросы, а в 90-е он мог не просто хромать, а быть весьма специфическим. Проиллюстрируем историей французов, которые приехали в огромный тур на 26 дней и посещали в том числе Минск. В конце тура нужно было добраться из российского Волгограда в Ташкент. Французы решили, что все поезда такие, как ходят между Минском и Москвой (это было очень наивно, как выяснится потом).

— Они решили, что поездом будет как раз хорошо. Но билеты было не купить! Удалось их достать, но на этом наши приключения только начались. Приезжаем на вокзал, там стоит состав, а стекла разбиты. Я говорю: «Не переживайте, у нас будет лучший вагон в этом поезде». Я тогда так думала, мне же обещали, говорили, что в этом вагоне ездила верхушка партии Узбекистана.

Но мы пришли и видим: в купе стекла есть, а в коридоре разбиты.

Внутри тот еще вид. Кушетки велюровые все засалены, рояльные петли поломаны... Было предусмотрено трехразовое питание в вагоне-ресторане, а там ситуация не лучше. Пришлось вытряхивать скатерти, переворачивать наизнанку, прикрывать салфетками.

Как сейчас помню, у нас был проводник Рашид. Пришло время раздавать постельное белье. Он заверил, что его предупредили насчет туристов и все будет хорошо. Но у меня закрались сомнения: «Рашид, а почему белье влажное?». — «А какое оно должно быть?» — «Сухое». — «Людмила, но на этом же белье люди спали. Я его побрызгал... Мне дали один комплект на дорогу туда и обратно. И я уже приехал из Ташкента, это дорога обратно...».

Туристы имели в поездке около 25 тысяч долларов, а в купе двери не закрываются. Что делать? В этой французской группе был англичанин, который согласился взять деньги, но надо было достать полиэтиленовый пакет. Он бросил эти деньги в пакет — и под ноги. Говорит: «Смотри вверх, на красивые чемоданы. Если будут воровать, то возьмут их. А грязный пакет не возьмут». В этом туре я прошла высшую школу туризма.

«Начала продвигать круизные туры, когда в них никто не верил»

2007 год, группа стран, среди которых Чехия, Польша, Литва, Латвия, входит в Шенгенскую зону. Важное событие для этих стран, но не только для них. Для «МАТЭП-90» это тоже означало большие изменения, и вот почему.

— Дело было в стоимости шенгенской визы. Люди уже не хотели ехать по этим направлениям, потому что надо было доплачивать за визу.

Тогда я поняла, что хватит заниматься Восточной Европой.

Тогда туркомпания начала возить белорусов в комбинированные туры с паромами с посещением Таллинна, Хельсинки, Стокгольма. А в 2011 году первыми начали пересаживать белорусов на круизные лайнеры.

— Как поняли, что это будет прибыльно?

 Ситуация такова, что у нас очень много постоянных туристов. Вот у нас есть турист, который всегда приходит накануне дня рождения туркомпании. Чехия, Франция, Скандинавия — везде были. А что еще? Я тогда поняла, что надо что-то делать. Сначала побывала на семинаре американской круизной компании в Москве, привезла оттуда каталоги и украсила ими наш стенд на туристической выставке. Ко мне приходили директора других турфирм: «Людмила Иосифовна, что вы делаете? У вас отличные туры, зачем вам еще и круизы? Круизы уже пробовали продавать, и ни у кого не пошло». Это тогда не выглядело бизнес-идеей, на которой можно заработать. Но я не оставила идею.

Чтобы попасть в рекламный тур, мне надо было продать 5 кают. Я продала 13! Потом отправляли людей по всему миру.

Некоторые люди считают, что круизы — это обязательно дорого, но это не так. Вот пример новогоднего тура в Персидском заливе: с 29 декабря на 11 дней, новый пятизвездочный лайнер 2020 года, и это стоит 1898 евро на двоих с «все включено» (без алкоголя), авиабилеты не входят в стоимость. В одной поездке можно посетить четыре страны: ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн.

От нас ушли ларьки, свернулась торговля на легендарных вещевых рынках. Не было ли на этой волне страха, что турфирмы отпочкуются от мира бизнеса? В «МАТЭП-90» говорят, что туристы все равно продолжают идти и заказывать путевки вопреки мнению, что все можно самому найти в интернете: «Турфирма может сделать тур любой сложности — с посещением Филиппин, Барбадоса, чего угодно, сам турист себе такое не забронирует».

Людмила Мачульская говорит, что такого шторма, как из-за коронавируса, турбизнес не испытывал за все время ее работы, хотя всегда были свои сложности.

— Что бы ни происходило в стране и мире, это отражается на туризме, однозначно. Вулкан проснулся, поднялась пыль — самолеты туда не летают. Туристы отравились в Египте — снова проблемы. Лайнер сел на мель — приостановились продажи круизов. И вот так все время будоражит и будоражит, представляете?

Но турфирма работает с 1990 года, мы уже столько всего прошли, что и представить сложно. Этот опыт помогает выживать в любых условиях.


Есть интересная история бизнеса, который запустился в 90-е? Пишите в чат-бот и журналисту nz@onliner.by.


Черная пятница в Каталоге

настольная поворотная, 2 Мп, ИК-подсветка, интерфейс беспроводной, карты памяти microSD
для прически, длина стрижки: 0.7–21 мм, питание от аккумулятора, автономная работа: 2 часа
умная светодиодная лампа с регулировкой яркости, 810 Лм, поверхность матовая, напряжение 220 В

«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by

Автор: Ольга Прокопьева. Фото: Максим Малиновский
Без комментариев