Приехали, ничего не починили, выставили огромный счет — вот примерное содержание жалоб, которые приходят с лета этого года. Жалуются на мастеров стиральных машин, посудомоек, холодильников. От этих рассказов впечатления как от историй про водные фильтры или газовые счетчики. Onlíner пригласил такого мастера к себе в гости. Получилось невероятно похоже на описанное в жалобах.
Дальше будет много эпизодов. Поэтому для торопящихся краткая суть: в Беларуси работает сеть по ремонту бытовой техники, которая не столько ремонтирует (иногда неудачно), сколько продает дорогие услуги по ремонту.
А если время есть — берите кофе, у нас хорошая история с «полевыми испытаниями».
«У тещи холодильник Indesit, 4 года. Перестал работать. Жена позвонила по первому объявлению. Приехал молодой парень. Сказал, что нужна замена двигателя. На следующий день приехали еще двое с двигателем. За его замену и заправку фреоном взяли 460 рублей (хотели 550, но „пенсионерам скидка“). Два дня ремонтировали. Дали гарантию месяц (если гарантийный срок на ремонтные работы и (или) деталь установлен менее чем два года, то потребитель будет иметь право предъявить свои требования в случае обнаружения недостатков работы или детали в течение двух лет со дня выполнения работы и замены детали — ст. 21, 31 Закона о защите прав потребителей).Через 3 дня все опять перестало работать. Я вызвал другого мастера — он посмотрел и сказал, что дело в утечке фреона, трубки были спаяны неправильно. Вероятно, и с двигателем все было нормально.
Теща идет в отказ от любого сопротивления, у нее давление сразу и „ничего не хочу и не буду, заплачу“. Я стал звонить и ругаться вместо нее. В итоге приехали. На днях забрали холодильник, обещают вернуть в нормальном состоянии».
Тут, конечно, компании мастеров не очень повезло с зятем. По плану все должно было закончиться на нервах тещи.
Как известно, на рынке есть продавцы услуг с репутацией, а есть с низкой заявленной ценой. Бывает, что это одно и то же, но часто цена является единственным козырем «гастролера» — человека, которые хочет ворваться в рынок и найти свое место под солнцем. Сгоришь так сгоришь — тогда можно сменить вид или место деятельности.
В этом году переполох среди «классических мастеров» вызывает другое системное явление, которое не хочет никуда исчезать. Напротив, открывает новые филиалы. Знакомьтесь — «Леркин». Многим хотелось бы назвать их мошенниками, но это некорректно. Возможно, зачастую они не делают хуже (скромность благодарных покупателей — причина отсутствия положительных отзывов?). Но то, что делают, отличается большей стоимостью и не всегда — смыслом.
— Иногда было видно, что ремонт дорогой. Ты и говоришь сразу сумму еще больше, чтобы отказались, заплатили за диагностику и можно было свалить. Но люди соглашаются… — рассказывал в начале осени один из бывших сотрудников компании.
Каждый человек знает, сколько стоит пачка молока, поездка в такси по привычному маршруту и (примерно) телефон. А сколько стоит замена подшипников в двигателе стиральной машины? Амортизаторы для нее же? Простая диагностика?
Объявления «Леркин» всегда высоко в поисковиках. Там приятные цены, красивые картинки и обещания. На этом они получают много входящих звонков.
На сайтах, которые собирают клиентов для «Леркин», диагностика стоит 0 рублей. Со звездочкой. Но так многие работают. Принцип «главное — войти в квартиру» актуален. Чаще всего люди соглашаются на ремонт. Но если нет — «Леркин» берет 75 рублей за диагностику стиралки (без ремонта). Это примерно в 2—3 больше рынка. И вот вы в тисках: или 75 рублей «ни за что», или какая-то непонятная сумма, которая меньше новой стиральной машины. Человека ведет, «Леркин» дружелюбно подставляет плечо, забирая 100 рублей в качестве аванса. Если потом человек передумает или сольется — всем еще лучше.
«Поломалась стиральная машина. Зашел на сайт. Вызвал. Приехал мастер, посмотрел: надо менять модуль управления. Цена вопроса 350 рублей и два рабочих дня. Взял задаток 100 рублей и уехал. Еле затащил его через неделю. Ставим, а как мертво все стояло, так и осталось. Он клянется: „Перепрошивали, все работало, давай еще раз перезаеду“.
Нет уж, хватит! Я отказался от такого ремонта. Залог мне не вернули: мол, диагностика, перепрошивка…
Когда стал общаться с нормальными мастерами, понял, что тупо развели. Стоимость таких работ по Минску 120—140 рублей. И реально 2 дня.
После детального осмотра нормальный мастер увидел, что все-таки что-то там перепрошивали, но прошивка стала некорректно. Оказалось, из-за повреждения провода. Все эти причины неисправности записывались в памяти первой прошивки, которая была затерта мастерами „Леркин“. Нормальный мастер после них все сделал, все работает, спасибо ему».
Вот еще свежее на форуме Onlíner. Мы не будем цитировать отзывы с других сайтов, но там огонь.
Может быть, все это неправда? «Леркин» — обычная компания по уберизации ремонтных услуг со своими плюсами, а их минусы кто-то старательно пиарит?
Итак, имеется квартира со старой стиральной машиной Bosch. Ей больше 20 лет, но она все еще работает. Как быть? На «Услугах» Onlíner нашли заплюсованного в рейтингах мастера. Если рейтинги Onlíner врут, то верить на этой земле больше не во что.
Мы позвали Мурата для осмотра «старушки» Bosch, чтобы он сделал свое заключение. А мы на эту чистую историю вызовем следующего мастера — из «Леркин».
Мурат про «Леркин» знает и имеет свое мнение. Но приводить мы его не будем, потому что конкурента легко заподозрить в зависти.
Итак, Bosch Maxx WFL 1200, 1999 года выпуска.
— Не премиум, — начинает Мурат. Поэтому один шуруп пришлось сверлить, чтобы снять переднюю панель. — На премиум ставили нержавейку, а здесь ребята сэкономили, это «баджет». Но в целом материалы классные. Такие машинки я сам покупаю — их можно перебрать и знать, что они еще долго проработают. Полностью ремонтная.
Что-то крутит. Барабан крутится.
— Изнутри барабана вмятины — это крестовина начала окисляться. Пользуйтесь правильно загрузкой барабана: одну тряпку не стирайте, и полный бак не грузите — 70—80% от полной загрузки, это для всех рекомендация.
Бак висит на пружинах. Амортизаторы «полудохлые».
Тэн проверили на сопротивление — нормально. И в целом — нет никаких утечек.
Подшипники в барабане еще поработают. Мотор не так плох, но щетки нужно заменить.
— Если нет, то в ближайшее время она начнет плохо отжимать. Потом дойдет до медной оплетки… Я беру 100 рублей за замену щеток. Если в «Леркин» скажут 120 рублей — норм. Главное, чтобы добрались до этого.
Мурат вообще общительный, поэтому скучно не будет. Можете сидеть рядом, пока он ремонтирует, и слушать рассказы о работе и принципах. Верить или нет — дело ваше.
— Это случай один из ста, когда люди отказываются от ремонта после диагностики. Если цены адекватные, конечно. Но кто знает их? Я за диагностику после отказа от ремонта беру 30 рублей.
— Можно ли что-то предварительно надломить, чтобы потом вернуться? А смысл? Есть же гарантия. Минимальная месяц на импортную технику, на нашу — два, я на работу даю год.
В основном нормальные люди все среди клиентов. Если попадается козел, то и черт с ним. Уезжаешь, номер его кинул, все коллеги увидели и никто из нормальных мастеров к нему не поедет. Только такие же козлы, как он, — вот и пусть [обманывают] друг друга.
В результате Мурат дает заключение: все работает, но, чтобы продолжало, нужно поменять щетки двигателя, амортизаторы и загерметизировать диспенсер.
— Из него за стирку могут вытекать и капли воды, а может и стакан. Но все стекает вниз. И если одна капля попадет не туда, куда надо, и не в то время — может и мотор сгореть, и плата.
А крестовина… Это надо вскрывать все — может и желание ремонтироваться пропасть. Пусть пока работает.
Но нам недостаточно. Надо же жаловаться в «Леркин» на поломку. Поэтому находим простой выход: кидаем монетку в сливной фильтр. Ну а что — обычная бытовая ситуация. Так в щель между баком и резинкой залетают пуговицы, цепочки, косточки от женского белья. И все это тревожно гремит при сливе.
На что рассчитываем? Вообще, нормальный мастер может выслушать ваши свидетельства по телефону, объяснить, где находится фильтр, и попрощаться. Это начало «длинной» схемы дружбы в расчете на то, что, когда у клиента на самом деле что-то сломается, он снова позвонит.
Но многие берут за «чистку тракта слива» около 60 рублей, что тоже как бы не «зашквар».
— Из розетки всегда выключайте, если машина не работает, — напоследок говорит Мурат. — Иначе всегда напряжение, вода… Ничто так не горит, как стиральные машины.
Гугл легко выдает первые строчки. На одном из их сайтов в разделе «Цены»: ноль за выезд и ноль за диагностику. В одном месте есть звездочка, в другом — ничего. И пояснение: о ценах уточнять у оператора или мастера.
— Что у вас случилось?
— Машина гремит при отжиме.
— Говорите адрес.
В конце заявки на всякий случай спрашиваем:
— А что с ценами?
— Все с мастером.
Ну ок. Четко к оговоренному времени приходит мастер. Ему столько же лет, сколько машине, или даже меньше.
Вместе включаем и слушаем, как гремит наша монетка.
Но парень не ищет легких путей и лезет снимать заднюю крышку, ремень, чтобы послушать мотор и барабан. Минут через 10 позвал.
— Вот проблема, слушайте, — и закрутил барабан. Тот без треска, но с характерным шумом от трения закрутился. Я не знаю, как барабан это делает в здоровой жизни. Поэтому киваю.
— Это подшипник. 230 рублей замена. Готовность через три дня. Гарантия 2 недели. Это точно он. Только в этом причина шума. Многовато? Решать вам. Машина старая, но хорошая, поработает еще. Остальное… Щетки желательно менять. Это еще 100 рублей.
— Мне надо подумать.
— Не вопрос. Собираем?
— Пожалуйста.
Пока мастер «Леркин» собирает, начинаю уточнять.
— Я не знаю, сколько что стоит. Цены одинаковые примерно у всех?
— Мне это не особенно интересно. Это обычный чек для старых стиралок.
Потом он решает еще что-то покрутить.
— Еще шумит подшипник двигателя. Еще 200 рублей. Надо смотреть и разбирать двигатель, но не здесь. Для подшипников нужен специальный инструмент — распрессовка/запрессовка. Это все немножко сложно. Если мы забираем машинку в офис, то надо еще за доставку платить. Но можете самостоятельно.
Мы уже перевалили за 500 рублей, и с этой доставкой, про которую я даже забыл уточнить, летим в космос.
— А может быть шум, если что-то попало? Пуговица или монетка?
— Если что-то попало, оно либо в барабане, либо баке. Надо полностью разбирать. Только разборка стоит около 150 рублей.
Потом мастер немного подталкивает к ремонту.
— Новая машина, хорошая, начинается от 1900. Именно хорошая. Есть за 600—700, но через два года они приезжают к нам.
— А почему так мало гарантии? 2 недели?— Потому что, если машина сделана неправильно, сразу будет видно.
Мастер накладывает крышку какими-то неумелыми движениями (по сравнению со мной он крут, но по сравнению с Муратом…). С третьей попытки получается. Видно, что учили на другом чем-то.
Идем по сценарию.
— Я вам сейчас должен что-нибудь, если пока не решаюсь на ремонт?
— Если отказываетесь, то за диагностику — 75 рублей.
— Дорого!
— Ну у нас такие прайсы, смотря с чем сравнивать.
Показывает папку с прайсом. Такой можно найти на сайте «Леркин» (там много любопытного, например, когда мастер ничего не делает, это стоит в 2,5 раза больше, чем когда он работает), но не на том, через который мы заказывали.
— Сказали бы заранее, как нужно по закону… А не хотите посмотреть фильтр? — толкаю человека к открытию.
— У вас проблема, когда крутится барабан. А там фильтр.
— Ну, туда может что-то попасть.
— Нет, в сливе находится шарик. Может попасть только мелкая грязь, накипь.
— Пуговицы? Монетки?
— Там будет греметь, когда сливается вода.
Включаю. Монетки тарахтят. Молча смотрим. Открываем фильтр. Начинающий мастер говорит, что ничего нет, чисто. Сам залезаю и достаю монетку.
— Монетка, да, — признает мастер монетку. — Но вы слышали, что подшипник…
Возможно, и щетки точно определил, хотя по звуку угадал, не доставая.
Потом мы еще поговорили о карме, смысле жизни, сложностях в поиске работы, ожидании зарплаты в 3 тысячи рублей и нелюбви к мошенникам.
Мастер как человек не произвел совсем безнадежного впечатления — просто немного растерянный человек в поисках мечты. Таких ребят много. Кто-то в газовые извещатели идет, кто-то в CashUBack. (Кстати, как у них дела, кто знает? Пишите.) Главное, что все они понимают, что продают не ремонт, а какую-то услугу-аттракцион со свободным ценообразованием. А еще добровольно идут на стремные схемы оплаты собственного труда, где мотивация подстегивается карательной системой штрафов. (Бывшие сотрудники, готовы рассказать? Пишите.)
Мы заплатили небольшую сумму из жалости, честно. Вы за такое платить не должны. И родителям передайте. О цене всегда договариваются на берегу.
Про «Леркин» знают в КГК и МАРТ, но, судя по продолжающейся работе, государство наблюдает со стороны. Периодически нарушения всплывают на поверхность. Например, 2-недельная гарантия.
Летом МАРТ велел закрыть один из сайтов системы «Леркин». Они его даже не закрыли — просто штору повесили, убрав номера телефонов.
Некоторые закрыли полностью. Но их место быстро заняли аналоги.
Как и многие схемы, эта может быть связана с российскими. Там мастера тоже выли от таких конкурентов. А еще некоторые белорусские сайты «Леркин» полностью повторяют некоторые российские.
На этом же сайте есть примерная схема обучения и трудоустройства. Для полноты можно добавить прослойку знаний из «мотивации», «типов людей» и «смысла жизни». Тогда картина будет полнее. Связано ли ООО «Леркин» с партнерами из России, мы могли бы узнать от директора Романа Орехова. Об этом человеке сотрудники (бывшие и действующие) говорят как о порой резком, но очень «мозговитом». Он много рассказывает своей обучающейся молодежи о смысле жизни, мотивации и так далее. Но директор на связь не вышел. (А мы по-прежнему готовы!)
Хотите стать еще одним мастером «Леркин»? Есть объявления о наборе. Возможно, большая текучка. Возможно, разочарованные люди уходят. А может, и правда развитие идет несмотря ни на что. Обещают на руки от 2000 до 2400 рублей. В Гродно чуть меньше.
Если у вас есть что добавить к сказанному выше — пишите. Нам не хватает в том числе позитивных отзывов.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by