«На дворе XXI век, маркетологи!» Любители сгущенки спорят о темнокожем Антошке на упаковке

 
02 декабря 2021 в 7:00
Автор: Таисия Воеводова. Фото: Александр Ружечка
Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Читатели Onlíner обратили внимание на новую упаковку сгущенного молока из Рогачева, которая теперь украшена изображениями детей. Идею оценили не все: читателей смутил образ темнокожего мальчика по имени Антошка на банке сгущенки со вкусом кофе. Одни задаются вопросом «Расизм или нет?», другие ничего особенного в такой рекламе не видят, но обе категории то и дело вступают в ожесточенные баталии в соцсетях. Пытаемся разобраться, есть ли в ребрендинге белорусского производителя расовые предрассудки.

«На упаковке все штампы о темнокожих: футбол, пальмы и кофе»

Некоторые белорусские покупатели были крайне удивлены проведенным ребрендингом, посчитав такую рекламу унижающей достоинство темнокожих.

— Заметила вчера в магазине сгущенку со вкусом кофе с молоком, на этикетке которой нарисован темнокожий мальчик. Мне просто стало стыдно за такой «креатив», хотя никакого отношения я к этому не имею. На дворе XXI век, маркетологи! Сейчас просто непростительно делать рекламу с дискриминацией по возрасту, полу или расе, — считает Юлия.

— А нормально ли вообще лепить на банку одного из самых известных белорусских продуктов все штампы о темнокожих разом: футбол, пальмы и кофе? — задается вопросом Юрий.

Впрочем, не все усмотрели крамолу в новых консервах. Заведующая одним из сетевых магазинов категорически не согласна с таким мнением.

— По-моему, очень милые этикетки, — пожимает плечами женщина. — Сейчас во всем видят дискриминацию и, чуть что, начинают качать права. Вот же рядом вареная сгущенка «Егорка» и «Иванушка» с какао, там славянского вида мальчики. А если на белой сгущенке изображены белые дети, то их тоже дискриминируют, получается? Непонятно мне все это…

Долгие дискуссии идут и в соцсетях, где у каждого эксперта в интернет-спорах свой взгляд на происходящее.

«Отличная продукция и упаковка! Нет расизма в этом абсолютно, наоборот, комбинат показывает миру красоту народа, свое единство и дружественность с разными нациями и культурами», — пишут одни.

«Долю рынка заберет Глубокский молочный комбинат, большое количество потребителей привыкло к традиционной упаковке, а новая упаковка смешается с множеством других брендов (подделок)», — уверены другие.

Батл длиною в вечность

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

«Расизм видишь? И я не вижу». Пытаемся разобраться

Пока белокожие белорусы поделились на два лагеря, темнокожие в своем мнении об этикетке оказались единодушны: это не креатив, а оскорбительная реклама.

— Мягко говоря, это бесит. Когда черного ребенка налепили на банку кофейной сгущенки или шоколадного молока только из-за цвета кожи — это однозначно расизм, — говорит Джастин. — Впрочем, я уже научился с юмором относиться к тому, что в баре в Минске со мной до сих пор просят сфоткаться. Причем просят не меня, а моего белого друга.

— Когда живешь в Беларуси, со временем привыкаешь ко взглядам и показыванию на тебя пальцем. Возможно, где-то в Кении на вас бы тоже пялились как на экзотическую зверушку. Но по уровню развития это две разные страны, поэтому здесь неприятно сталкиваться с таким, — объясняет Маттью. — Уверен, ни один темнокожий такое молоко не купит, но и не удивится.

На сайте Рогачевского молочно-консервного комбината говорится, что консервный цех перерабатывает порядка 450 тонн молока-сырья  примерно 380 тысяч банок сгущенки в день. Хотя ребрендинг произошел еще в сентябре, замечать новые баночки в магазинах многие покупатели стали только сейчас.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ОАО "Рогачевский МКК" (@rogachev__mkk)

Мы адресовали свои вопросы производителю «Антошки», но ответа не получили. Когда получим его, обязательно дополним новость. Однако ранее и. о. начальника отдела маркетинга комбината давал разъяснения телеканалу «Россия-24». По словам производителя, главной маркетинговой цели — обратить внимание на новый продукт — они достигли.

«Идет отсылка к родине кофе, крупнейшему импортеру кофе — Бразилии. Там на заднем фоне дети играют в футбол, здесь расизма никакого нет абсолютно. В Республике Беларусь к людям любой расы, национальности относятся толерантно», — также пояснил Вадим Пожарицкий.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ОАО "Рогачевский МКК" (@rogachev__mkk)

Также мы обратились за оценкой рекламы к объединению UNITED for Intercultural Action, которое объединило 46 европейских стран для борьбы с национализмом и расизмом.

— Можно сказать, что это не дискриминация или расизм, а стереотипное изображение меньшинств, которое может привести к осуждению, навешиванию ярлыков и акту дискриминации. Изображение носит расовый характер и представляет собой «классическое» черное лицо, что может нанести ущерб имиджу небелых. Подобные товары действительно существуют с менее карикатурным или стереотипным изображением, поэтому их нельзя сравнивать с ними. Полагаем, что этот ярлык не оскорбительный, но на грани и может рассматриваться как унижающий достоинство, — пояснили Onlíner в объединении.

А вам нравится новый «Антошка»?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Перед тем как запускать ребрендинг, HR-эксперт Валерий Кичкаев советует компаниям сто раз подумать о том, какую реакцию это может вызвать у потребителя. И если ваш маркетолог уверен, что любая бурная реакция на новый продукт — это прекрасно, пришла пора вывешивать вакансию.

— Мир изменяется, и тренд на борьбу с проявлениями расизма уже не вызывает никаких сомнений, поэтому, к примеру, Nestle меняет названия своих продуктов из-за одной только угрозы обвинения в расизме. В частности, исчезли конфеты «Поцелуй негритянки» и другие, — комментирует Валерий Кичкаев. — А тут Рогачевский молочно-консервный комбинат со своим маркетингом, который не искушен в подобных вопросах. Думаю, они ничего такого не предполагали в ребрендинге, но есть реакция в сетях, а значит, есть проблема. Я не знаю, считать ли это расизмом, но то, что это глупость, — факт.

Как я вижу, маркетинг этого предприятия вообще не очень-то беспокоится о мнении белорусского потребителя, и дело не только в темнокожем «Антошке», но и в «Иванушке», «Аленушке» и твердом знаке. Поражает реакция предприятия: «удалось обратить внимание на продукт, и это главное». Хочется спросить: ребята, вы что, с ума там сошли? Для продукта важна именно позитивная реакция потребителя.

Бренд Dove как минимум дважды обвиняли в расизме

Для меня же самым эпичным стал пример с мылом Dove: темнокожая девушка в коричневой майке после пользования мылом становится белой девушкой в белой майке. А ведь это было всего четыре года назад!


щетки стеклоочистителя, бескаркасная, крепление спереди, вид крепления: Hook (крючок), 600 мм/400 мм
щетки стеклоочистителя, каркасная, крепление спереди, вид крепления: Hook (крючок), 650 мм/400 мм
щетка стеклоочистителя, гибридная, крепление спереди, вид крепления: Hook (крючок), 650 мм

«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Таисия Воеводова. Фото: Александр Ружечка