Картина размером 66×47 см была продана за баснословную даже по меркам арт-аукциона Christie’s сумму — $450 млн. Этот рекорд идет с таким отрывом от остальных произведений искусства, и побьют его, по всей видимости, очень нескоро. И это с учетом ожесточенных споров об авторстве — это все-таки был Леонардо да Винчи или кто-то другой? Рассказываем, почему стоимость картины взлетела в миллионы раз, кто пририсовал Иисусу усы, причем здесь Ди Каприо и как шедевр оказался на яхте наследного принца.
До этого звание самой дорогой картины приписывалось яркой «Когда ты выйдешь замуж?» Поля Гогена. На ней изображена несовершеннолетняя жена Гогена, которую он встретил на Таити. Картину за космические $300 млн в 2016 году приобрел музей Катара. С учетом того что художник умер в абсолютной нищете и одиночестве, выглядит горькой иронией.
Но лавры картина с таитянками удерживала недолго. В 2017 году «Спаситель мира» стал самым дорогим лотом за всю историю продаж на аукционах.
Почему? Картину приписывают кисти самого Леонардо да Винчи, чего уже достаточно для начального ценника в 100 млн. До наших дней дошли менее двадцати картин великого живописца. И дело не в том, что прошло более 500 лет, а в том, что да Винчи в первую очередь был ученым и искусству уделял не так много времени.
А во-вторых, данная картина — единственная его работа, которая осталась в частной коллекции, а не в музее.
На небольшой доске из орехового дерева изображен Иисус в стандартной позе и синих одеждах, а в руках он держит прозрачную сферу, которая символизирует мироздание. С 1499 года картина повидала всякое и дошла до нас в очень плохом состоянии. Мало того что посередине она почти раскололась на две части, а краски сильно выцвели, так ее еще и перерисовали.
Известно, что долгое время она висела в коллекции короля Карла I как работа Леонардо да Винчи, а после — в роскошном дворце Монсеррат в португальской Синтре. Примечательно, что Иисус на картине оказался для той эпохи непозволительно женственным, поэтому ему приделали усы и бородку. В общем, испортили все так, что в 1958 году наследники коллекционера смогли продать картину на аукционе всего за 45 фунтов (примерно 60 долларов).
Затем почти полвека полотно кочевало из одних рук в другие, пока в 2004 году снова не всплыло на аукционе: за $10 тысяч картину уже «неизвестного художника» купил специалист по работам эпохи Возрождения. Тот догадался отправить ее на реставрацию, чтобы удалить ненужные волосы на лице Иисуса. В процессе реставраторы обнаружили, что положение пальцев несколько раз перерисовывали, а это свидетельствует об оригинальности произведения.
Снова начались долгие споры. Подобных картин известно около 30 штук, большинство написаны учениками и последователями да Винчи. Как понять, где чья?
Одни эксперты говорили, что почерк автора очевиден — тут вам и мягкое свечение портрета, присущее всем работам мастера, и типичный состав красок и дерева. Оппоненты же отвечали, что ученый, который сделал столько открытий, в том числе в сфере оптики, просто не мог написать стеклянный шар так коряво, да и картина максимально заурядная для этой эпохи, что никак не говорит в пользу авторства Леонардо.
В общем, картину возможного авторства художника снова попытались перепродать, но из пяти экспертов лондонской галереи только один высказался в пользу того, что писал ее сам да Винчи.
В итоге в 2011 году ее купил российский миллиардер-коллекционер. Потом, правда, решил перепродать из-за сомнительного авторства.
А в 2017 году аукционный дом решил таки окончательно от нее избавиться. К тому времени множество именитых экспертов, в том числе из Лувра, признали, что написал «Спасителя мира» именно Леонардо, а не ученики. Этого было достаточно для старта громкого аукциона. Владельцы Christie’s провели целую пиар-кампанию по продвижению «величайшего художественного открытия последнего столетия», даже Дженнифер Лопес и Леонардо Ди Каприо привлекли (актера назвали в честь именитого художника).
Пиар возымел эффект. На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра собралась почти тысяча потенциальных покупателей, еще несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. За 20 минут стоимость дошла до 200 млн, и участников осталось лишь двое. В итоге покупателем стал наследный принц Саудовской Аравии, купивший полотно за $400 млн, плюс еще $50 млн — разных премий и сборов.
Анонсировалось, что картина будет выставляться в филиале Лувра в Абу-Даби, но что-то пошло не так. Презентацию просто отменили, а в 2019 году стало известно о пропаже шедевра. Спустя полгода оказалось, что картина хранится на яхте саудовского принца.
А в апреле 2021 года круглый стол ученых и искусствоведов решил, что Леонардо да Винчи только помогал в составлении работы, а ее подлинный мастер не может быть установлен. Интересно, что скажут еще через 50 лет?
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро