Держите лишний повод разогнать мышей на чердаке и заглянуть под кровать. Onlíner продолжает рассказывать о предметах искусства, которые веками могли пылиться в шкафу вместе с ненужным хламом, пока в один момент не попались на глаза кому надо и не принесли владельцам целые состояния. Мир искусства непредсказуем: картина в галерее может оказаться подделкой, в то время как подлинное сокровище будет прозябать на свалке. Чтобы увидеть настоящую красоту, иногда достаточно просто оглянуться по сторонам.
В октябре этого года пожилая пара из маленького городка Саффолк на востоке Англии решила переехать в район получше и избавиться на местной барахолке от ненужных вещей, в том числе от двух каменных скульптур сфинксов. Пара купила их 15 лет назад на распродаже в одной из усадеб. По оценке владельцев, каменным изваяниям было 200—300 лет, потому они были не в лучшем состоянии: покрытые мхом, с отколотыми частями и неумелой реставрацией с помощью бетона. В общем, тащить за собой такой багаж не было никакого смысла. Пенсионеры выложили их на местном аукционе, чтобы выручить за статуи от 300 до 500 фунтов стерлингов (во столько оценили сфинксов эксперты).
А на торгах случилось непредвиденное. Начался настоящий ажиотаж: несколько коллекционеров вступили в борьбу, повышая ставки в десятки раз. Пока пенсионеры и владелец аукциона терялись в догадках, что такого в этих в прямом смысле слова замшелых каменных скульптурах, стоимость фигур за 15 минут взлетела с 300 фунтов стерлингов до 195 000 ($265 тыс.). Покупателем стала международная аукционная галерея, название которой не разглашается.
Оказалось, что это самые настоящие египетские сфинксы из Гизы, которым около 5 тыс. лет! Несколько покупателей распознали их истинную ценность еще до старта торгов, но виду не подали.
Как сфинксы оказались в Англии? Скорее всего, это случилось еще в эпоху Возрождения, когда каждая уважающая себя аристократическая семья из Европы должна была иметь в доме древнюю статую. Благодаря Наполеону началась настоящая египтомания — самыми ценными признавались именно египетские предметы искусства, что спровоцировало массовый вывоз артефактов.
Скорее всего, вы не удивитесь, узнав, что речь снова пойдет об английской бабуле. Джейн Престон всю жизнь проработала библиотекаршей и остаток жизни провела в английском Оксфорде. В далеких 1960-х она была хранительницей рукописей в калифорнийском музее и, прогуливаясь с отцом по блошиному рынку, в одной из коробок нашла две картины. Автора тогда еще девушка не опознала, но понимала, что это кто-то из Раннего Возрождения. После долгих уговоров она убедила отца купить их ей за пару сотен фунтов.
Спустя несколько лет семья уехала в Англию, за ними последовали и картины. Все попытки опознать автора потерпели крах: в те годы мало кто интересовался средневековым искусством.
Так они и висели за дверью спальни англичанки до ее смерти в июле 2005 года. Визит оценщика перед выставлением дома на продажу родственниками в итоге увеличил стоимость наследства на $3,4 млн.
Оказалось, в спальне женщины хранилась утерянная средневековая реликвия — картины итальянского монаха и художника эпохи Раннего Возрождения Фра Анджелико. Ранее эти картины были двумя из восьми створок алтаря известного собора Сан-Марко во Флоренции. Алтарь находился в соборе с момента написания в 1439 году и до того, как его украла армия Наполеона. Шесть частей спустя десятилетия нашлись в самых разных странах, а эти две считались навсегда утерянными.
На аукционе частный коллекционер перебил ставку правительства Италии, заплатив за обе картины $3,4 млн. Сейчас обе панели отреставрированы и находятся в музее Сан-Марко во Флоренции.
В 2009 году в американском штате Вирджиния молодая девушка увидела на блошином рынке прекрасную золотую рамку, которая обрамляла «какую-то мазню маслом». Американка купила ее за $7, чтобы дома вставить вместо картины свои фото. Кроме красивой рамки, на рынке она купила также куклу и пластмассовую корову, отдав за все $50.
Девушка хотела вырезать картину из рамки, но, к счастью, «горе-искусствоведа» отговорила мать, которая, прочитав имя художника, посоветовала дочери обратиться в аукционный дом к специалистам: мол, маловероятно, но вдруг это оригинал? Впрочем, до аукциона девушка добрались только спустя четыре года. Тогда и выяснилось, что это подлинник работы импрессиониста Огюста Ренуара «Пейзаж на берегу Сены». Стоимость картины 1879 года оценили в $75 000, но продать так и не смогли: она оказалась украденной почти 60 лет назад и была возвращена владельцу — в Художественный музей Балтимора.
И снова не сведущие в искусстве, но очень везучие американцы. В 2016 году пенсионер из Аризоны переезжал в дом престарелых и решил продать предмет, которым гордился всю жизнь, — подписанный постер баскетбольной команды «Лос-Анджелес Лейкерс».
Приехавший оценщик согласился купить плакат за $300, но его внимание сразу привлекла картина, покрытая толстым слоем пыли и почти незаметная среди груды вещей в гараже. Оценщик сразу забыл о плакате и начал расспрашивать, откуда у американца эта картина.
По словам владельца гаража, он перевез картину вместе с другими вещами своей сводной сестры Гордон Косгриф, умершей 26 лет назад. На этом вся информация обрывалась: брат и сестра практически не общались, девушка переехала жить в Нью-Йорк еще в 1950-х.
Эксперт еле убедил обиженного вниманием к какой-то ерунде пенсионера отправить картину на экспертизу, ведь это могла быть ранее неизвестная работа Джексона Поллока. Что это за художник такой, американец даже не знал.
В общем, после детективного расследования длиной в полтора года выяснилось, что Гордон Косгриф была дизайнером, долгое время вращалась в обществе американской богемы и водила дружбу не только с художницей Гуггенхайм Маккинли, но и с самим Поллоком. В ее нью-йоркской квартире местный бомонд собирался настолько часто, что потом реставраторам пришлось очищать картины от сигаретной копоти. Эксперты единогласно признали картину ранее неизвестной работой американского экспрессиониста, написанной в 1946—1949 годах. Это делает ее особо ценной, ведь большинство других картин были известны, и после гибели Поллока в автокатастрофе их сразу продали в разные в коллекции.
Картина оценивается примерно в $5—15 млн. Ее планировали продать в 2017 году, но затем отложили до более благоприятного времени.
15 октября 2019 года картина «Кристина» Бенедикта Энвонву была продана за $1,4 млн торгах Sotheby’s. Лот был необычным не только рекордной для африканского художника суммой, но еще и потому, что нашли его родственники изображенной на нем женщины. Во время уборки в кладовке дочка парикмахера из Вест-Индии нашла портрет своей матери, написанный маслом 50 лет назад. Имя художника было ей незнакомо, но поиск в Google быстро все прояснил: работа принадлежит «отцу нигерийского модернизма» Бенедикту Энвонву. Портрет заказал муж Кристины, который познакомился с художником в нигерийском городе Лагос в 1969 году, а потом супруги переехали в США и со временем забыли о картине.
Через три года после «Кристины» художник написал свою самую известную работу — портрет нигерийской принцессы Туту, которую коллекционеры прозвали «африканской Моной Лизой». В Нигерии она была настолько популярна, что ее репродукция висела на стенах буквально в каждом доме. Оригинал нашли только спустя 40 лет и продали за $1,7 млн.
Впрочем, иногда предметы искусства не были заброшены, а спокойно висели себе на всеобщем обозрении, просто никто не знал, кто автор картины. Красиво — и пусть себе висит. Например, в номере люкс старейшего парижского отеля Ritz в 2012 году нашли портрет дочери троянского царя Приама Поликсена кисти французского художника Шарля Лебрена. Причем нашли совершенно случайно: отель закрывался на реконструкцию, и на картину обратил внимание эксперт из аукционного дома.
Долгие годы полотно, которому 400 лет, висело на стене номера, в котором 34 года прожила Коко Шанель (и умерла в нем же). Модельер обставила номер по своему вкусу — таким он и был до реконструкции в 2012 году. Как туда попала эта картина, так и осталось загадкой: записей в архиве о ее покупке или дарении не было, а сам отель не намного младше картины.
В итоге картина первого королевского живописца при дворе Людовика XIV ушла с молотка на аукционе Christie’s за $1,8 млн, теперь ее владелец — Метрополитен-музей. К слову, продать картину решил владелец отеля — египетский бизнесмен Мохаммед аль-Файед. В этом же отеле в 1997 году провели последние часы жизни его сын Доди и принцесса Диана.
В американском штате Мэн наследник проводил уборку в полученном от двоюродной бабушки доме. Владелица дома изучала искусство в Европе в 1920-х годах и насобирала огромную библиотеку, под которую выделили отдельную комнату. Среди книг и нашлась картина Пабло Пикассо 1919 года. Точнее, это был занавес к спектаклю Le Tricorne («Треуголка») Дягилева, премьера которого состоялась в лондонском театре 22 июля 1919 года. В этом нет ничего удивительного, учитывая, что первой женой испанского художника была украинская балерина из балета Дягилева.
«Эта картина была обнаружена в доме, принадлежащем моей двоюродной бабушке, который был передан ей от дяди в конце 1930-х годов, — рассказал владелец картины. — В шкафу в течение 50 лет хранилось несколько картин (включая эту), которые она оставила во время передачи дома моему отцу, а теперь и мне».
Стоимость полотна размером 40×40 сантиметров составила $150 000 плюс 24% покупательной премии — столько в 2015 году заплатил Лондонский музей. Вы все еще не решились убраться в доме к Новому году?
Читайте также:
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by