В рубрике «Экономический ликбез» продолжаем разубеждать вас в том, что экономика — это скучно и сложно. На этот раз поговорим о бюджете страны, который опубликовали только вчера. Откуда деньги поступают в бюджет и куда уходят? Сколько налогов платит обычный человек в казну и откуда берутся пенсии? Это и многое другое — в материале Onlíner.
Республиканский бюджет состоит из расходов государства на предстоящий календарный год, а также ожидаемых поступлений. Его составляет Минфин к концу календарного года, затем документ рассматривают в парламенте и вносят правки, если нужно.
Кроме республиканского, есть еще местные бюджеты (их в Беларуси более тысячи) и бюджетные фонды (Дорожный фонд, Резервный фонд президента и пр.). Если совместить все эти мелкие бюджеты в один, выйдет консолидированный бюджет страны. А если прибавить к нему внебюджетный Фонд социальной защиты населения — получится бюджет сектора государственного управления.
— Республиканский бюджет — это даже не половина всех денег государства, — поясняют эксперты. — У нас есть более сотни местных районных бюджетов и около тысячи — сельских. Если республиканский бюджет — это госдолг, оборона, поддержка предприятий и прочие расходы, то местные бюджеты — это чаще всего разные социально значимые траты (здравоохранение, образование, благоустройство). Самостоятельно свести все бюджеты воедино — энергозатратное занятие, а консолидированные данные публикуют только в бюджете для граждан, но на 2022 год пока ничего нет.
Большинство людей не различают эти бюджеты и недоумевают, когда в республиканском бюджете расходы на армию намного превышают расходы на здравоохранение и образование. На самом же деле доля расходов на образование и здравоохранение все равно будет больше, чем на содержание госорганов или армии, но эти деньги приходят из местных бюджетов.
Бюджет состоит из доходов и расходов. Если выше доходы, то бюджет считается профицитным, если расходы — дефицитным, если поровну — сбалансированным.
За 2022 год Беларусь планирует потратить 30,67 млрд рублей при доходах в 27,83 млрд рублей. То есть третий год подряд мы будем тратить больше, чем зарабатывать.
Наш дефицит бюджета в 2021 году планировался в размере 4 млрд рублей, а вышел гораздо меньше — около 1 млрд. К концу 2022 года Минфин запланировал дефицит в 2,8 млрд, а к концу 2023 года мы должны выйти в ноль по консолидированному бюджету.
— По планам у нас на 2022 год 2,8 млрд рублей дефицита республиканского бюджета и 1,9 млрд — консолидированного. То есть 0,9 млрд профицита планируют получить из местных бюджетов, при том что большинство местных бюджетов сами постоянно требуют денег из вышестоящих бюджетов. Средний уровень их самообеспечения по стране — 75%.
Государственные доходы формируются за счет налогов, неналоговых доходов (например, от дивидендов по акциям госпредприятий и аренды государственной собственности, госпошлин, штрафов) и доходов целевых бюджетных фондов.
Основной источник денег в казне — это налоги, они дают стране около 80%.
Из 27,8 млрд доходов за предстоящий год 22,7 млрд планируют получить от сбора налогов (один только НДС — 11 млрд).
Во многих странах бюджеты также пополняются в основном за счет налоговых поступлений, разница лишь в том, какой процент зарплат на это уходит. Среднестатистический белорус отдает в казну примерно половину своей зарплаты: 35% взносов в ФСЗН (которые формально налогами не считаются, но по сути являются ими) плюс 13% подоходного налога. Оставшуюся часть налогов мы платим в магазинах. Например, в итоге платят акцизы или 20% НДС с каждой покупки обычные люди, а не предприятия.
— Налоговая нагрузка у нас немаленькая, она находится на среднем европейском уровне, — говорят экономисты.
Половина расходов республиканского бюджета (15,5 млрд рублей) приходится на сферу «Общегосударственная деятельность», которая включает работу разных госорганов — правительства, министерств, налоговых, судов, архивов и т. д. (880 млн), финансирование нижестоящих бюджетов (7,7 млрд), обслуживание госдолга (3,5 млрд) и пр. Правоохранительные органы и суды получат из республиканского бюджета 3,1 млрд, на поддержку предприятий направят 3,8 млрд.
Сравнивать бюджеты разных стран бесполезно: это не показывает уровень благосостояния людей или экономики в целом. Бюджет Брунея и Монако меньше бюджета Беларуси, а Илон Маск за год в одиночку заработал примерно в 12 раз больше, чем вся Беларусь, — $109,8 млрд.
Не совсем. Зарплаты бюджетникам выплачиваются из местных и республиканского бюджетов, а вот пенсии, пособия и больничные — из Фонда соцзащиты населения (ФСЗН). Это разные структуры, и планируются они по-разному, хотя в обеих — деньги плательщиков налогов и взносов.
Белорусский ФСЗН долгое время существует с дефицитом, поэтому частично деньги в фонд поступают из госбюджета (то есть это все те же наши налоги и взносы).
Ему достается намного больше, чем многим другим ведомствам.
— Пенсионеров становится все больше, и распределительная система (когда работники отчисляют взносы сегодняшним пенсионерам, а не копят себе) не справляется. Даже повышение пенсионного возраста не решило проблему, а поднимать отчисления из зарплат уже некуда — они и так уже дошли до 35%. Остается снова повышать пенсионный возраст или вводить накопительную систему, но она начнет приносить плоды не скоро, — говорят эксперты.
В 2022 году в ФСЗН из госбюджета планируется отдать 1,74 млрд рублей. Большая часть этих денег (1,1 млрд) пойдет на выплаты детских пособий, социальных пенсий, пенсий госслужащих и военных. Еще 605,7 млн пойдет на выплату трудовых пенсий, пособий, мероприятий по обеспечению занятости населения, а также детские путевки на оздоровление. Оставшиеся 45,4 млн пойдут на «специализированные учебно-спортивные учреждения профсоюзов».
Бюджет составляют не ясновидящие, поэтому едва ли он выйдет «копейка к копейке». С другой стороны, сильных расхождений с планом теоретически быть не должно, если нет непредвиденных обстоятельств типа пандемии, войны или стихийных бедствий. Например, 2020 год и без того планировался дефицитным из-за налогового маневра России, но закончился с гораздо большими убытками, чем предполагалось.
Предварительный бюджет Беларуси на 2021 год и окончательный тоже сильно отличаются, но на этот раз в лучшую сторону. Это произошло не только из-за «утягивания поясов», но и из-за роста экспорта на фоне провального 2020 года. Началась цепная реакция, подтянувшая многие другие статьи доходов и получившая в итоге название «белорусского экономического чуда».
— Доходы от внешнеэкономической деятельности оказались выше плана на 24%, налоговые доходы в целом — на 13% (один только налог на прибыль прибавил 75%), неналоговые доходы прибавили 26%. Обслуживание госдолга обошлось на 18% меньше, чем планировалось — причиной может быть как укрепление рубля, так и реструктуризация каких-то займов. Многие расходы при этом сократили, даже финансирование государственных СМИ урезали на 3%, — рассказывают аналитики.
По планам Минфина, если продолжить в том же духе и поменьше тратиться, к 2023 году мы выйдем на бюджет без убытков.
— На 2022 год у нас запланировано сокращение доходов от внешнеэкономической деятельности на 10%: виной всему могут быть санкции, которые должны будут вступить в полную силу. Сократятся на 2% поступления от подоходного налога, но в рамках республиканского бюджета это микроскопическая доля. Траты на масштабную статью под названием «Общегосударственная деятельность» вырастут на 18%, в том числе выплаты по обслуживанию госдолга — на 40%. На национальную оборону потратят на 21% больше, на органы внутренних дел — на 11% больше, на разные резервные фонды — вдвое больше. Зато доходы от НДС планируют увеличить на 8%, а по акцизам — на 5%.
Рекордной можно назвать сумму, которая должна пойти в Резервный фонд президента в 2022 году, — 1,17 млрд. Деньги в этот фонд передают из бюджета страны, и в 2021 году действие ограничения в виде 1% от общих доходов бюджета сняли. Эти средства идут на совершенно разные цели — от компенсации за поставку тракторов для Узбекистана до строительства мостов и выплат бюджетникам. Частично информацию о тратах из резервного фонда публикует КГК, частично ее можно найти на правовых порталах и в официальных новостях, но нескоро: отчет за 2021 год могут опубликовать лишь в конце 2022-го.
Многие страны так живут, это совершенно обычная практика. Другое дело, когда страна не может выплатить старые кредиты без привлечения новых.
На 1 декабря 2021 года совокупный госдолг Беларуси (внешний и внутренний) составил 58,3 млрд рублей. Он был всегда, но стал быстро расти после кризиса 2008 года. Беларусь набрала валютных кредитов (что в целом неплохо), но потратила их на модернизацию заводов, которая не принесла должной отдачи.
После 2010 года доступ к другим рынкам у Беларуси оказался ограничен, и осталась практически одна Россия, которая давала новые кредиты для погашения старых. Причем не всегда понятно, под какие проценты.
— В 2022 году обслуживание госдолга прибавит целых 40%, увеличившись с 2,5 до 3,5 млрд рублей. Если вдуматься, то это просто огромная сумма — 3,5 млрд рублей одних процентов, без основного долга. У нас любят говорить, мол, госдолг Беларуси составляет всего 35% ВВП, а у Японии — 200%. Но дело не в процентах, а в том, может ли страна погашать эти долги самостоятельно, не перезанимая деньги. Япония может вложить кредитные деньги в проект, который принесет большую прибыль, и при этом имеет возможность брать в долг с помощью облигаций с нулевой или даже минусовой ставкой. У нас же из-за постоянного рефинансирования госдолг меньше никак не становится и постоянно требует огромных трат на выплату процентов.
Третий год дефицитного бюджета тоже не добавляет оптимизма, его нужно чем-то покрывать и на чем-то экономить. Но если верить Минфину, то дефицит можно покрыть с помощью остатков бюджетов прошлых лет. А вот госдолг ими не покроешь, ведь для него нужна иностранная валюта.
— Сейчас у Минфина немного возможностей рефинансировать дефицит. Из потенциальных кредиторов осталась только Россия, поэтому дефицит частично собираются закрывать остатками прошлых «жирных» времен. Эти деньги откладывали на специальном счете в Нацбанке, сейчас сумма составляет около 10 млрд рублей. Но взять и потратить их, например, на выплату кредитов проблематично: хранятся они в белорусских рублях, а госдолг у нас по большей части в иностранной валюте. Если поменять эти 10 млрд на валюту в Беларуси, то завтра курс доллара улетит в космос.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by