Привезли яблоки из Украины и еле доказали — десятки последних фур с овощами и фруктами поехали разгружаться

01 марта 2022 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Александр Ружечка

Привезли яблоки из Украины и еле доказали — десятки последних фур с овощами и фруктами поехали разгружаться

Автор: Александр Владыко. Фото: Александр Ружечка

В начале года белорусы доели последние партии голландских груш, испанских мандаринов и польских яблок — контрсанкции. Место последних заняли украинские, но ненадолго. Сегодня должны разрешить разгрузку последних фур с яблоками, которые застряли на таможне, не имея возможности подтвердить украинское происхождение свежими справками.

В сети куча информации о том, что в Украине нападают на фуры с российскими и белорусскими номерами. Мы проверяли эти слухи — пока никто из белорусских перевозчиков их не подтвердил. Те, кто застрял до закрытия погранперехода в Беларусь, выбирались через Польшу.

Но выбраться — не последняя проблема. Сразу несколько перевозчиков были загружены популярной статьей украинского экспорта: фрукты и овощи. Они приехали в Беларусь и столкнулись с невозможностью доказать происхождение партии. В дружественное время партия спокойно пересекла бы границу. В мирное — хватало документов от продавца. Сейчас же грузовики загнали в пункты таможенного оформления, где яблоки крепились, переживая одну неделю, вторую, третью, четвертую. Выдержали не все.

— У меня машина стоит здесь с 5 февраля, — встречаемся с Николаем рядом с филиалом «Белтаможсервиса». Его водитель вез 21,5 тонны яблок из Украины. Покупатель — гродненская компания. Место планируемой реализации — Таборы.

— Мне все равно, что возить. Перед Новым годом возил грушу из Польши, теперь — украинские яблоки. 21,5 тонны для гродненской фирмы. Раньше машина за сутки спокойно проходила все процедуры очистки груза и была готова к выгрузке. В этом году первая проехала спокойно, вторая (тоже в январе) уже была детально осмотрена. И вот третья — попала. С одной стороны, я к грузу не имею отношения. С другой — плачу зарплату водителю, который живет здесь и контролирует работу климатической системы, и не могу использовать машину по назначению.

На этот раз на границе наши провели полный досмотр с выгрузкой, опечатали и отправили сюда. Мы приехали и стали. По документам — яблоки от украинского фермерского хозяйства. Но их стало недостаточно. Сказали, что будут отправлять международный запрос в Украину о происхождении яблок, когда получат ответ, определятся с решением.

Очевидно, что риск не получить быстрый ответ из Украины насчет яблок велик.

— Рядом со мной стоит еще 11 машин с яблоками и картофелем, тоже украинским. С украинскими, белорусскими, молдавскими номерами. У всех одна проблема: как сделать так, чтобы к моменту принятия решения ассортимент продуктов не превратился в мусор. Возможно, нечего будет забирать.

Владелец яблок: интересен размер убытков, не более того

— По моим оценкам, порядка 180 машин с украинским товаром стоят на разных терминалах таможни. Из них машин 50 — с яблоками. Много это или нет — сказать сложно. У кого-то яблоко уже испортилось, поэтому нельзя просто умножить заявленный тоннаж на количество машин. Теоретически, застрявшего должно хватить для торговли в Беларуси на 1—2 недели, — прокомментировал Вадим, владелец компании по продаже фруктов и овощей.

Учитывая, что яблоки последние, импортер мог бы «поиграть с ценами», но пока затрудняется.

— Я бы поднял, но на что? Вдруг мое яблоко приедет уже плохим? Оно вообще может быть не принято торговой сетью. Боюсь, это убытки в любом случае. Только минус 1400 долларов за простой и работу рефрижератора. За услуги склада — еще полторы тысячи рублей. До трети яблок я, скорее всего, выброшу. Вот и получается — минус 4—5 тысяч долларов. Но минус может быть и в два раза больше, поэтому еще есть что терять.

В таможне приняли такое заявление и обещали ответить в положенные сроки.

Но все пошло быстрее

Вчера вечером стало известно, что грузам разрешат лечь на прилавки рынков и магазинов Беларуси. Это подтвердил Вадим.

— Завтра (речь о вторнике, 1 марта) вроде отпускают все машины, включая мою. Решили следующим образом: взяли образцы для анализов по определению происхождения товаров. Как именно это делается, я точно не знаю. Вроде украинские производители обрабатывают одними средствами, поляки — другими. Проанализировав их состав, можно доказать происхождение. Результаты анализов будут готовы за 2—3 недели. Если они не подтвердят украинское происхождение яблок — нас ждут штрафы.

Дальше — отсутствие ранних овощей и дефицит заморских фруктов

Закрытие Украины — беда для белорусских любителей овощей и фруктов. Это страна не только происхождения, но и транзита. Если сейчас посмотреть на полки магазинов — там очень много Турции (томаты и перец, например), египетских апельсинов, пакистанских мандаринов, помело. Это шло контейнерными перевозками через порт Одессы. Если получится, перевозки будут идти через Польшу с Литвой или Новороссийск, но риск застрять большой. Если новые маршруты не проложат — ассортимент в магазинах изменится.

Останется импорт из России, Узбекистана, Казахстана. Бананам тоже ничего пока не угрожает.

И белорусский овощной набор, которому ограничили возможность экспортироваться.

В мае-июне было традиционное время украинских ранних овощей — картофеля, моркови, свеклы, капусты. В этом году ничего этого, скорее всего, не будет. Замены пока нет, поэтому придется покупать или что-то более дорогое, или ждать урожая на белорусских грядках. Напомним, в прошлом году под видом пинских помидоров рынки продавали польские. Небольшое жульничество давало хотя бы возможность покупать вкусные томаты уже ранним летом.

Рынок будет перестраиваться, не теряют надежды продавцы. Но признают, цена от этого лучше не станет.


зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Россия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, евроэтикетка: C/E/72 дБ, страна производства: Россия

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by