Спецпроект

Почти 20 лет — и готово: белорусский фермер рискнул и создал уникальный бизнес

12 марта 2022 в 9:55
Автор: Александр Владыко. Видео: Татьяна Жук, Роман Пастернак
Спецпроект

Почти 20 лет — и готово: белорусский фермер рискнул и создал уникальный бизнес

Долго-долго сопротивляясь всем нормам, порядкам и несовершенствам, Дмитрий Крылов упрямо строил бренд, превращаясь из фермера-растениевода в поставщика сначала молока, а затем и уникальных продуктов из козьего молока. Редкий для Беларуси пример настоящего крафта. Вместе с «Беларусбанком» и семьей Крыловых рассказываем историю хозяйства.

— Здесь было только 10 гектаров пустой земли: ни воды, ни телефона, ни электричества и дорог. Просто голое место, — вспоминает Дмитрий Крылов начало своего фермерства почти 20 лет назад. — Сначала мы выращивали гречку, картошку, занимались овощами — долго искали специализацию. Чтобы не грустить, построили дом, зацепились за землю. Просто искали вариант, в котором у государства нет глобального интереса, а у людей, наоборот, самый полезный интерес.

Однажды Крыловы увидели в магазине импортное козье молоко. Удивились цене. Дома посчитали экономику — сложилась интересным образом. Продали последних свиней (были попытки в свиноводстве) и скупили коз во всей округе.

— Начинали с беспородных коз, скупая у населения, — рассказал Дмитрий. — Нельзя сказать, что они плохие. Но это пол-литра — литр молока максимум. Племенной отдел Минсельхозпрода пошел навстречу и выделил средства на закупку племенного поголовья. И мы из Прибалтики привезли почти 100 голов зааненской породы. Это уже более высокие надои и красота! Стадо — это половина всего, не менее важная, чем стены или оборудование.

— Часто предприниматели не учитывают того, что каждая коза — это живой организм со своими циклами и проблемами. Думают, купили и все. Нет. Наша проблема была в том, что отсутствовали знания. Да и в целом в Беларуси практическая наука по козоводству отсутствовала. Вся литература — на английском языке, все специалисты — там же, на Западе. Пока мы все это изучали на практике, наделали кучу ошибок.

До 2014 года хозяйство с разной степенью успеха пыталось наладить дистрибуцию козьего молока. Часть возили сами, но для масштабирования нужны были промышленная переработка и выход на торговые сети. Признавая всю полезность козьего молока, молочные заводы не видели экономического интереса: слишком маленький объем переработки. Отвлечение от основной работы, а не бизнес.

— В 2014 году мы приняли решение самим перерабатывать молоко. Поехали в Польшу, поучились сыроделию и построили свою сыроварню, — рассказывает Крылов.

Теперь его хозяйство — 100 гектаров, пять тракторов, еще много техники, производство кормов, комплекс на 1600 голов, своя переработка: молоко, сыры, йогурты, рикотта.

— Мы очень хорошо понимаем, что, если дадим плохой продукт, его перестанут покупать. Поэтому собственник всегда старается сделать свой продукт лучше, вкуснее и качественнее, — раскрывает секрет частного бизнеса Дмитрий Крылов.

Сегодня ничего не просто. В проект вложены кредитные и собственные деньги.

— Сегодня годовая выручка составляет порядка 1 миллиона рублей. Почти половина уходит на зарплату. Через год начнем платить основное тело кредита, но одновременно будем выходить на проектную мощность. Должно стать полегче, и появятся деньги на развитие.


Сервисы и услуги «Беларусбанка» для бизнеса любого масштаба:

  • пакеты услуг для бизнеса с любым аппетитом;
  • мгновенные платежи 24/7;
  • выгодные зарплатные проекты;
  • электронная торговая площадка для продажи и покупки валюты с индивидуальными курсами;
  • кредиты и депозиты по хорошим ставкам.
Спецпроект подготовлен при поддержке ОАО «АСБ Беларусбанк», УНП 100325912.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Автор: Александр Владыко. Видео: Татьяна Жук, Роман Пастернак