«Я испортил очень много пончиков», — улыбается теперь Александр, вспоминая, как много лет назад начинал с нуля свой путь в общепите. Мы в Жлобине, суровом городе металлургов, который не прощает ошибок. Рассказываем вместе с «Беларусбанком» об успешном бизнесе, с которого можно брать пример.
Александр вспоминает, как все начиналось:
— Хотелось открыть свой бизнес и попробовать себя в общепите. В городе не было ни одного подобного заведения, мы были первыми. Начинал со стартового капитала в 10 000 долларов. 5000 были моими накоплениями. Когда приступил к ремонту, понял, что денег не хватит, и взял кредит. Могу сказать, что сейчас открыл бы заведение намного дешевле. Тогда не хватило опыта.
Первый свой бизнес-план он нацарапал на листике карандашом. Менял каждый день, дописывал, правил.
— Это были записки сумасшедшего. Я уже не помню цифры, но помню, что амбиции завысил. Хотя бывают люди, которые делают красивые бизнес-планы, и на этом все.
Александр говорит, что на первых порах все делал сам: пек блины, подбирал рецептуру, вставал в 6 утра, ложился в 2 ночи. Было тяжело. Потом взял двоих практикантов. Вскоре появился компаньон. Процесс ускорился.
— Рецептуру пончиков держу в секрете. Рецепт простой, но выверенный. Самое сложное — тонко подобрать момент по тесту, чтобы продукт не порвался и был воздушным.
Теперь у него целая сеть заведений в городе — не только стритфуд с блинами, шаурмой, гамбургерами, но и ресторан, кулинарии, кофейни.
— Наше основное преимущество — команда. Это самый главный ресурс. Приходили люди без опыта, мы учили их, натаскивали, — рассказывает Александр. — Важно и то, что мы сами производим продукцию для заведений. Котлета, лаваш, булочка для гамбургера — полностью закрываем цикл, остаются только напитки. Конкуренты этого себе позволить не могут. Мы не зависим от чужой логистики, у нас все свежее, работаем, что называется, из-под ножа.
Если говорить о пончиках, в день нужно иметь минимум 300 клиентов. Чтобы зарабатывать — больше. На 300 зимой выходят, летом люди активнее.
— В заведениях «Пончик-Блинчик» средний чек у нас около 7 рублей. Самая большая затратная статья — поставщики. Дальше — зарплата, налоги, аренда, коммунальные, прочие расходы-издержки.
Стал ли он «богачом»? Предприниматель не скрывает: за все время позволил себе сделать ремонт в квартире. Хотя мог бы, наверное, и больше. Но всю прибыль инвестировали в дело. В открытие новых точек.
Александр вроде бы привык к кризисам. Ответ на кризисы для бизнесмена известен — нужно крутиться.
— Цены растут — в процентном соотношении больше, чем мы продаем. Заметный рост на овощи. Из того, что мы берем, процентов на 60—70 все поднялось. Просим у поставщиков дисконт. Клиента не обманешь, если начнешь меньше класть, люди перестанут к тебе ходить. Значит, нужно адаптироваться, какие-то продукты заменять. К примеру, можем отказаться от помидора, который стоит зимой 9—10 рублей, заменить его на соленый огурец. А летом снова вернуть помидор. Приходится быть гибкими.
Ближайшие планы — запустить свой фуд-трак и открыть в центре еще одну кулинарию.
— У нас хорошая команда. Мы заняли около 60 процентов рынка. Не хочется рассеиваться. Задача сейчас — все это удержать. Это как корабль, который попал в шторм. Надо переждать.
Сервисы и услуги «Беларусбанка» для бизнеса любого масштаба:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро