Лет пять назад в Беларуси стали появляться азиатские магазины с аномально дешевыми куртками, кофтами, джинсами, ботинками и прочими важными для повседневной жизни вещами. У покупателей это вызвало финансовый восторг. Одновременно заболела голова у представителей легпрома и рыночных «ипэшников» — они назвали азиатские магазины настоящей проблемой и стали обвинять их в нарушении законов (ведь, по идее, нельзя продавать настолько дешево, если работаешь честно). Госконтроль местами соглашался с обвинениями и после проверок «пресекал незаконную деятельность», даже возбуждались уголовные дела. Тем не менее азиаты никуда не ушли. Мы отправились в те самые магазины посмотреть, что и почем там сейчас продают.
Азиатские магазины живут тихой непубличной жизнью. О них сложно найти информацию в Google, они не ведут странички в Instagram (я не нашла, хотя пыталась). Но покупателей хватает и без лишних затрат на рекламу.
Мы с фотографом отправляемся в магазин «Планета одежда-обувь» на Корженевского в Минске.
Ассортимент обычный для магазинов такого типа — одежда и обувь для взрослых, для детей, немного товаров для дома: половики-занавески и все такое. Я слышала, что здесь может пахнуть ядреной химией, но ничего такого не почувствовала (хотя, может, все еще подводит постковидное обоняние).
Обращаюсь к женщине, которая роется в джинсах и вытягивает пару за 30 рублей — прошу рассказать, что тут и как.
— Мне здесь очень нравится, я здесь брала куртку себе, мужу джинсы. А вы здесь впервые? Хороший магазин, здесь дешевле, чем на рынке.
Особенность азиатских магазинов — на полках и местами на вешалках много одинакового товара.
Кроссовки — меньше чем за 30 рублей. Белые футболки — по 12. Не на всех товарах есть информация о составе, но при таких ценах, наверное, и неприлично об этом спрашивать: слишком дешево, чтобы предъявлять претензии из-за отсутствия бирок.
Примеряю белые кеды на липучке (одна сразу же отклеивается, но это из-за магнита). Выглядят даже приличнее, чем мои поношенные Nike.
Три женщины, с которыми я заговорила, сказали: обувь из этого магазина носится очень хорошо.
— Я брала себе здесь туфли. И зимние сапоги за 48 рублей, это же смешная цена, вот такие, — консультант тянется за сапогом. — Вы посмотрите, какой тут удобный каблук, в них удобно ходить.
Хлопковые мужские рубашки здесь можно купить от 12 рублей.
Кофты от 20 рублей.
Целый мужской костюм с надписью Nike за 68 рублей (внутри спрятаны черные брюки).
Самое дешевое платье нахожу за 27 рублей (самое дорогое — за 80). Куртки уже подороже, в районе 70—100 рублей. Ну, знаете ли, за 100 можно купить куртку и в магазине торгового центра.
Примеряю одну ради эксперимента. Фотограф смеется и тихо говорит, что я перестала быть красивой женщиной. Зато подходит консультант и начинает мне говорить столько приятных слов, как будто поздравляет меня с днем рождения, заканчивая фразой «выглядите молодежно».
Сумки в районе 30—35 рублей. На диоровское «седло» нанесли логотип Louis Vuitton (хотя, может, так и надо — я настоящее «седло» видела только на картинке в глянцевом журнале). Розовая и фиолетовая сумки напоминают Dior, но нет, это Forener Love. Ай, да кто там увидит ошибку.
Женское пальто Romantic за 140 рублей — один из самых дорогих товаров. На бирке написано, что на 80% оно состоит из шерсти. Провожу ладонью по рукаву — ощущение, словно погладила половичок у двери. Но, может, такая она — ткань из 80%-ной шерсти.
Продавец-консультант удивляет своей вежливостью. Рассказывает, что вещи привозят из Узбекистана дважды в неделю, вот только недавно была какая-то проблема и поставки не было. Потом будет, но с каждым разом цены на 2—3 рубля выше, поэтому брать надо сейчас, а не ждать. Да и что привезут — непонятно, это каждый раз сюрприз. Поэтому берите что есть, пока не поздно.
Спрашиваю: почему у вас такие низкие цены?
— А это потому, что мы веселые! — продавец заливается смехом и быстро уходит.
Меня очаровывает плюшевый крокодил с поросячьими ноздрями за 30 рублей (за эти деньги здесь можно купить две рубашки). Достаю банковскую карту и слышу от продавца, что терминал сломался. Вот только что. Работал, а теперь нет. Поэтому наличные. Отсутствие бумажных денег спасает меня от импульсивной покупки.
Пенсионерки медленно ходят по тихому залу, а мы собираемся дальше. Едем в магазин «По сезону» на Скрипникова — тот, куда два года назад на день устраивался наш тайный гость.
Тайный гость в 2019 году писал: здесь такие толпы покупателей, что позавидовал бы даже крупный магазин, в проходах не протолкнуться, к примерочным очередь. Мы же застали тихую обстановку, хотя рабочий день у большинства людей уже закончился. В зале — один продавец среднеазиатской внешности, изредка заходит кто-то из покупателей. Откуда товар? Человек за кассой говорит, что привозят из России. Поставки регулярные, совсем скоро подвезут новое, поэтому заходите чаще.
Выбор здесь уже не такой пенсионерский. Все же магазин находится в районе, где хватает относительно новых домов. Какая аудитория — такой и ассортимент.
Среди обуви встречаются бренды. За «фирменные» кроссовки отдадите около 50 рублей. Многое уже разобрали, конкретно этих «Nike» осталась последняя пара. Маломерки, почти вся обувь маломерит.
Хватает и по-настоящему низких «секондхендных» цен. Женские босоножки в районе 35 рублей, столько же — детские весенние ботинки. Майки по 10—15 рублей, рюкзаки по 20—30, мужские рубашки по 12 рублей. Джинсы в районе 30—40 рублей.
Почему все так дешево?
— Как-то так дешево, да, — уходит от ответа продавец.
Ребенок вцепился в солнечные очки за 7 рублей. Оплатить картой? Нет, продавец просит наличными. Нет наличных? Тогда попробуйте наскрести хотя бы 5 рублей наличными. И столько нет? Берите так, потом занесете — вы же наверняка постоянно здесь рядом ходите.
К ребенку — как ко взрослому.
— Я тебе сейчас зеркало принесу, посмотришься. Как тебе? Классные очки? Нравится, да?
На прощание продавец говорит:
— Пока, друг.
Фантастически вежливое обслуживание.
Следующая остановка — вещевой рынок на Ждановичах. Там попытаемся узнать об актуальном отношении к азиатским магазинам. Спойлер: они уже не воспринимаются как застрявшая кость в горле. По крайней мере, так считают не все, группового негатива к конкурентам из Азии я не заметила.
Настроение у продавцов на Ждановичах примерно такое же мрачное, как и погода. Говорить на камеру никто не хочет.
Цены менее позитивные, чем у азиатов: кроссовки уже по 70—100 рублей. Садитесь на табуретку, примеряйте на картонке.
Покупателей мало не из-за дождя. Одни продавцы говорят, что у людей нет денег — сейчас не было ни зарплаты, ни пенсии. Другие — что у покупателей в принципе пустые кошельки, без привязки к дате. Поэтому здесь пустовато.
Много курток по 100 рублей — как и в азиатских магазинах, только выбор на Ждановичах несравнимо больший.
Джинсы — по 80 рублей.
— А у азиатов по 30—40, — говорю продавцу. — Почему у вас так дорого?
— У нас зато качество лучше. У нас наценка всего 20 рублей, закупочная цена 50—60. Мне тоже говорили, что у них дешевле, но они привозят из Азии, а у нас из Москвы.
— Может, у вас нет людей потому, что продаете дороже?
— У нас есть продажи, на выходных у нас нормально людей, это сегодня мало. Стало немного меньше, не из-за пандемии или азиатов, денег стало меньше у покупателей.
— Нет, мы берем товар примерно в одинаковых местах, — считает владелец палатки, где торгуют верхней одеждой и обувью. — Они [азиатские магазины] сильно подорвали нам торговлю, вот года 2—3 назад это ощущалось.
— Так если вы берете товар в одинаковых местах, почему у вас дороже?
— У нас дороже не потому, что мы зарабатываем много, а они мало. У них другая концепция. У нас гораздо больше накладные расходы.
Прошу дать пояснение, рассказать подробнее о накладных расходах, но мужчина посылает меня в интернет, где «все написано».
Хорошее настроение мы заметили только у продавца кроссовок, тапок, резиновых сапог. Фотографироваться он не хочет, но разговаривает с удовольствием. У него все хорошо — море клиентов, приезжают даже из регионов семьями и обувают у него всю семью.
— Тут останавливаются машины с тройками, четверками — Гомельская, Гродненская область, — продавец показывает на парковку. — Из машин выходит по трое-четверо детей, и у меня их обувают. Женщина недавно говорила, что дети же сносят обувь быстро, зачем покупать дорогое? Мои покупатели — это бедные люди.
Секрет успеха раскрывают ценники: кроссовки у позитивного продавца еще дешевле, чем в азиатских магазинах. Как-то возможно и такое.
Мы сделали попытку взять комментарий у недовольных «ипэшников», но люди отказались говорить публично. Возможно, конкурентная война временно притихла либо стала неактуальной под напором новых, более острых проблем — кто знает.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by