Репортаж из магазинов, где новые вещи отдают по ценам секонд-хенда

11 апреля 2022 в 8:00
Автор: Кристина Сухаревич. Фото: Максим Малиновский

Репортаж из магазинов, где новые вещи отдают по ценам секонд-хенда

Лет пять назад в Беларуси стали появляться азиатские магазины с аномально дешевыми куртками, кофтами, джинсами, ботинками и прочими важными для повседневной жизни вещами. У покупателей это вызвало финансовый восторг. Одновременно заболела голова у представителей легпрома и рыночных «ипэшников» — они назвали азиатские магазины настоящей проблемой и стали обвинять их в нарушении законов (ведь, по идее, нельзя продавать настолько дешево, если работаешь честно). Госконтроль местами соглашался с обвинениями и после проверок «пресекал незаконную деятельность», даже возбуждались уголовные дела. Тем не менее азиаты никуда не ушли. Мы отправились в те самые магазины посмотреть, что и почем там сейчас продают.


«Оплата картой? А терминал только что сломался»

Азиатские магазины живут тихой непубличной жизнью. О них сложно найти информацию в Google, они не ведут странички в Instagram (я не нашла, хотя пыталась). Но покупателей хватает и без лишних затрат на рекламу.

Мы с фотографом отправляемся в магазин «Планета одежда-обувь» на Корженевского в Минске.

Все ушли к азиатам. Как «магазины низких цен» захватывают страну

Ассортимент обычный для магазинов такого типа — одежда и обувь для взрослых, для детей, немного товаров для дома: половики-занавески и все такое. Я слышала, что здесь может пахнуть ядреной химией, но ничего такого не почувствовала (хотя, может, все еще подводит постковидное обоняние).

Обращаюсь к женщине, которая роется в джинсах и вытягивает пару за 30 рублей — прошу рассказать, что тут и как.

— Мне здесь очень нравится, я здесь брала куртку себе, мужу джинсы. А вы здесь впервые? Хороший магазин, здесь дешевле, чем на рынке.

Особенность азиатских магазинов — на полках и местами на вешалках много одинакового товара.

Кроссовки — меньше чем за 30 рублей. Белые футболки — по 12. Не на всех товарах есть информация о составе, но при таких ценах, наверное, и неприлично об этом спрашивать: слишком дешево, чтобы предъявлять претензии из-за отсутствия бирок.

Примеряю белые кеды на липучке (одна сразу же отклеивается, но это из-за магнита). Выглядят даже приличнее, чем мои поношенные Nike.

Три женщины, с которыми я заговорила, сказали: обувь из этого магазина носится очень хорошо.

— Я брала себе здесь туфли. И зимние сапоги за 48 рублей, это же смешная цена, вот такие, — консультант тянется за сапогом. — Вы посмотрите, какой тут удобный каблук, в них удобно ходить.

Хлопковые мужские рубашки здесь можно купить от 12 рублей.

Кофты от 20 рублей.

Целый мужской костюм с надписью Nike за 68 рублей (внутри спрятаны черные брюки).

Самое дешевое платье нахожу за 27 рублей (самое дорогое — за 80). Куртки уже подороже, в районе 70—100 рублей. Ну, знаете ли, за 100 можно купить куртку и в магазине торгового центра.

Примеряю одну ради эксперимента. Фотограф смеется и тихо говорит, что я перестала быть красивой женщиной. Зато подходит консультант и начинает мне говорить столько приятных слов, как будто поздравляет меня с днем рождения, заканчивая фразой «выглядите молодежно».

Сумки в районе 30—35 рублей. На диоровское «седло» нанесли логотип Louis Vuitton (хотя, может, так и надо — я настоящее «седло» видела только на картинке в глянцевом журнале). Розовая и фиолетовая сумки напоминают Dior, но нет, это Forener Love. Ай, да кто там увидит ошибку.

Женское пальто Romantic за 140 рублей — один из самых дорогих товаров. На бирке написано, что на 80% оно состоит из шерсти. Провожу ладонью по рукаву — ощущение, словно погладила половичок у двери. Но, может, такая она — ткань из 80%-ной шерсти.

Продавец-консультант удивляет своей вежливостью. Рассказывает, что вещи привозят из Узбекистана дважды в неделю, вот только недавно была какая-то проблема и поставки не было. Потом будет, но с каждым разом цены на 2—3 рубля выше, поэтому брать надо сейчас, а не ждать. Да и что привезут — непонятно, это каждый раз сюрприз. Поэтому берите что есть, пока не поздно.

Спрашиваю: почему у вас такие низкие цены?

— А это потому, что мы веселые! — продавец заливается смехом и быстро уходит.

Меня очаровывает плюшевый крокодил с поросячьими ноздрями за 30 рублей (за эти деньги здесь можно купить две рубашки). Достаю банковскую карту и слышу от продавца, что терминал сломался. Вот только что. Работал, а теперь нет. Поэтому наличные. Отсутствие бумажных денег спасает меня от импульсивной покупки.

Пенсионерки медленно ходят по тихому залу, а мы собираемся дальше. Едем в магазин «По сезону» на Скрипникова — тот, куда два года назад на день устраивался наш тайный гость.

«Нет денег? Берите так, потом занесете»

Тайный гость в 2019 году писал: здесь такие толпы покупателей, что позавидовал бы даже крупный магазин, в проходах не протолкнуться, к примерочным очередь. Мы же застали тихую обстановку, хотя рабочий день у большинства людей уже закончился. В зале — один продавец среднеазиатской внешности, изредка заходит кто-то из покупателей. Откуда товар? Человек за кассой говорит, что привозят из России. Поставки регулярные, совсем скоро подвезут новое, поэтому заходите чаще.

Выбор здесь уже не такой пенсионерский. Все же магазин находится в районе, где хватает относительно новых домов. Какая аудитория — такой и ассортимент.

Ботинки за 70 рублей
Худи за 60 рублей. Конечно, это уже не цена секонд-хенда

Немного люкса. Меховая жилетка за 70

Среди обуви встречаются бренды. За «фирменные» кроссовки отдадите около 50 рублей. Многое уже разобрали, конкретно этих «Nike» осталась последняя пара. Маломерки, почти вся обувь маломерит.

Хватает и по-настоящему низких «секондхендных» цен. Женские босоножки в районе 35 рублей, столько же — детские весенние ботинки. Майки по 10—15 рублей, рюкзаки по 20—30, мужские рубашки по 12 рублей. Джинсы в районе 30—40 рублей.

Почему все так дешево?

— Как-то так дешево, да, — уходит от ответа продавец.

Ребенок вцепился в солнечные очки за 7 рублей. Оплатить картой? Нет, продавец просит наличными. Нет наличных? Тогда попробуйте наскрести хотя бы 5 рублей наличными. И столько нет? Берите так, потом занесете — вы же наверняка постоянно здесь рядом ходите.

К ребенку — как ко взрослому.

— Я тебе сейчас зеркало принесу, посмотришься. Как тебе? Классные очки? Нравится, да?

На прощание продавец говорит:

— Пока, друг.

Фантастически вежливое обслуживание.

Следующая остановка — вещевой рынок на Ждановичах. Там попытаемся узнать об актуальном отношении к азиатским магазинам. Спойлер: они уже не воспринимаются как застрявшая кость в горле. По крайней мере, так считают не все, группового негатива к конкурентам из Азии я не заметила.

Почему таких низких цен нет на рынке?

Настроение у продавцов на Ждановичах примерно такое же мрачное, как и погода. Говорить на камеру никто не хочет.

Цены менее позитивные, чем у азиатов: кроссовки уже по 70—100 рублей. Садитесь на табуретку, примеряйте на картонке.

Покупателей мало не из-за дождя. Одни продавцы говорят, что у людей нет денег — сейчас не было ни зарплаты, ни пенсии. Другие — что у покупателей в принципе пустые кошельки, без привязки к дате. Поэтому здесь пустовато.

Много курток по 100 рублей — как и в азиатских магазинах, только выбор на Ждановичах несравнимо больший.

Джинсы — по 80 рублей.

— А у азиатов по 30—40, — говорю продавцу. — Почему у вас так дорого?

— У нас зато качество лучше. У нас наценка всего 20 рублей, закупочная цена 50—60. Мне тоже говорили, что у них дешевле, но они привозят из Азии, а у нас из Москвы.

— Может, у вас нет людей потому, что продаете дороже?

— У нас есть продажи, на выходных у нас нормально людей, это сегодня мало. Стало немного меньше, не из-за пандемии или азиатов, денег стало меньше у покупателей. 

 — Нет, мы берем товар примерно в одинаковых местах, — считает владелец палатки, где торгуют верхней одеждой и обувью. — Они [азиатские магазины] сильно подорвали нам торговлю, вот года 2—3 назад это ощущалось.

— Так если вы берете товар в одинаковых местах, почему у вас дороже?

— У нас дороже не потому, что мы зарабатываем много, а они мало. У них другая концепция. У нас гораздо больше накладные расходы.

Прошу дать пояснение, рассказать подробнее о накладных расходах, но мужчина посылает меня в интернет, где «все написано».

Хорошее настроение мы заметили только у продавца кроссовок, тапок, резиновых сапог. Фотографироваться он не хочет, но разговаривает с удовольствием. У него все хорошо — море клиентов, приезжают даже из регионов семьями и обувают у него всю семью.

— Тут останавливаются машины с тройками, четверками — Гомельская, Гродненская область, — продавец показывает на парковку. — Из машин выходит по трое-четверо детей, и у меня их обувают. Женщина недавно говорила, что дети же сносят обувь быстро, зачем покупать дорогое? Мои покупатели — это бедные люди.

Секрет успеха раскрывают ценники: кроссовки у позитивного продавца еще дешевле, чем в азиатских магазинах. Как-то возможно и такое.


Мы сделали попытку взять комментарий у недовольных «ипэшников», но люди отказались говорить публично. Возможно, конкурентная война временно притихла либо стала неактуальной под напором новых, более острых проблем — кто знает.

Читайте также:


беспроводные наушники с микрофоном, внутриканальные, портативные, Bluetooth 5.1, 20-20000 Гц, быстрая зарядка, время работы 8 ч, с кейсом 40 ч
беспроводные наушники с микрофоном, внутриканальные, портативные, Bluetooth 5.0, быстрая зарядка, время работы 8 ч, с кейсом 28 ч, активное шумоподавление
беспроводные наушники с микрофоном, вставные, портативные, Bluetooth, быстрая зарядка, время работы 5 ч, с кейсом 24 ч
беспроводные наушники с микрофоном, внутриканальные, портативные, Bluetooth 5.0, 20-20000 Гц, быстрая зарядка, время работы 6 ч, с кейсом 20 ч, активное шумоподавление

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Кристина Сухаревич. Фото: Максим Малиновский