Когда рынки встречаются с тревожными новостями, первыми это чувствуют полки с гречкой и сахаром. Блестящие витрины люкса привыкли переживать кризисные времена более сдержанно, без очередей и штурма примерочных. Посмотрели, что сейчас происходит в магазинах, где можно закупиться дорого.
Что такое вообще белорусская элитная торговля? Несмотря на то, что у нас никогда не было бутиков Louis Vuitton или Gucci, многие магазины с радостью приобщались к люксу как умели — в основном названиями и эпитетами. Тем не менее этот сегмент рынка был с нами уже в 90-е. Возможно, вы удивитесь, но семь лет назад бутиков хватало, чтобы устроить целую ночь распродаж.
С тех пор часть из них закрылась, кто-то выжил, некоторые бренды сгруппировались в корнерах в торговых центрах. Значит ли это, что в последние годы в Беларуси стало больше или меньше люкса?
Даже люди, которые имеют отношение к дорогим бутикам и элитному импорту, затруднились ответить нам на этот вопрос.
— Если вы спрашиваете, есть ли в Беларуси люкс, то он есть. Но если говорить о каких-то мировых брендах класса люкс, то этот рынок, скажем так, совершенно небольшой, даже скромный. Это буквально единицы товаров. Импорта с высоким ценником стало больше, но вряд ли мы говорим о том, что это именно люкс.
И в обычное время бутики и просто дорогие магазины не разбрасывались информацией, а сейчас готовы говорить в основном анонимно. Одна из причин этого — «пока непонятно, что будет дальше». Покупателей стало меньше, но основная проблема сейчас не в этом.
— Некоторые бренды не заявляли публично, что отказываются нам поставлять продукцию, но по факту мы ничего не можем у них купить. Россия на мировом рынке люкса занимала пару процентов — и оттуда компании начали уходить. А что такое Беларусь на этом рынке? Это доли процента, и если производители люкса не будут с нами работать, то их экономика от этого не поменяется.
Нынешняя ситуация отличается от того, что было раньше. Прежние кризисы были связаны с внутренними факторами, но не было такого, чтобы в другой стране нам что-то не хотели продавать.
Рынку элитной еды пришлось ужаться первым: с 1 января действуют правила, которые не пускают к нам французские сыры и испанский хамон. Вдобавок ЕС и Беларусь обменялись санкциями для грузоперевозчиков: путь еды стал сложнее и дороже.
Недавно контрсанкции немножко открутили для яблок и груш, цены на которые тоже стали намекать на элитность. Другие деликатесы «из недружественных стран» остались под эмбарго — то есть магазины продают то, чем успели закупиться до запретов.
Изучаем, что есть на полках сейчас. Оговоримся, что к отдельным роскошным бутикам с едой рынок пока не пришел: элитные продукты (или то, что хочет ими казаться) везде соседствуют с демократичной повседневной едой. Отдельные магазины как будто стесняются своих же товаров: «Вы сфотографируете — и все будут думать, что у нас дорого».
Какая роскошная жизнь без икры? Баночка осетровой икры за 780 рублей приехала из России. Килограмм лакшери-жизни стоит 3120 рублей.
— Да, это тоже покупают. А иначе зачем это все?
С другой стороны, а что еще говорить продавцам...
Самый богатый сыр — овечий с трюфелем Vega Sotuelamos, может позволить себе стоить почти 165 рублей. Кусочек обойдется в 35 рублей. Такой же без добавок или с розмарином — в районе 120 рублей.
За килограмм трюфельной стружки хотят почти 733 рубля. Хорошо, что в одной баночке ее всего на 66 рублей.
Такой датский десерт — 9,98 рубля. В коробочке четыре микроконфеты.
Экзотических фруктов выбор бывал и побольше. В ожидании новых поставок можно прикупить горстку физалиса по цене куска мяса, разве зря он из Колумбии ехал?
Основной съедобный элитный импорт был из Франции, Италии и Испании. Что будет дальше? Пока ясности мало, на витринах запасы, которые успели сделать. Находим 100 граммов прошутто за 7,9 рубля, это еще докризисные цены, которые сохранились и сейчас.
— Как-то так получилось, что мы закупались впрок — это произошло просто так, до всех событий, никто же не знал, что так сложится. Но был такой момент, когда поставщики продавали, например, не больше 3 или 10 килограммов колбасы — и все, лимит, — рассказывает Илья Прохоров, совладелец Bro Bakery.
Россиян ограничения коснулись раньше, они начали стараться сами что-то производить — какие-то фермеры, мелкие частные компании. У нас вряд ли такая ситуация будет. Тяжело себе представляю, что в нынешней ситуации кто-то начнет инвестировать в сырное производство. Но, может, я пессимистично на это смотрю.
В гипермаркетах уже происходит замещение российским, многое привозят оттуда. Понятно, что это не идеально соответствует европейскому оригиналу, но хоть какой-то ассортимент будет.
Впрочем, есть надежда на то, что импортеры найдут, как доставить в Беларусь и что-то из ЕС.
— Панических настроений нет, импортеры думают, что будут возить товары. Вопрос, конечно, какие будут цены. Мало того, что они закладывают свои курсовые риски, так еще объективно подорожала логистика, — говорит Прохоров.
Что касается хлеба и выпечки, к белорусской молочке вопросов нет, а вот муку везли из Казахстана и России. Теперь и здесь логистика усложнилась.
TimeCity на Интернациональной, 4 позиционирует себя как «мультибрендовый бутик швейцарских часов класса люкс». С декабря 2009 года это официальный дилер Zenith, Ulysse Nardin, Girard-Perregaux, IWC, TAG Heuer и Longines.
Если не хотите вникать в список брендов, вот вам цены на самые дорогие модели часов.
И самые бюджетные, они сейчас идут со скидкой.
Если дорогие часы до Минска доезжали, то модные гиганты вроде Louis Vuitton, Prada или Gucci никогда не открывали своих бутиков в Минске. Так что когда начался их исход из России, нам просто не о ком было переживать.
Смотрим, что есть вместо этого. Например, модное пространство Boulevard Concept Store открылось в прошлом году.
Тогда владельцы уверяли, что премиального сегмента в столице недостаточно: «Мы готовы исправить эту несправедливость и уверены, что Boulevard станет центром притяжения ценителей премиум-сегмента».
Интересуемся, как у них дела теперь и приедет ли к нам что-нибудь, когда вокруг столько запретов.
— На сегодня все коллекции, которые были заказаны для сезона весна/лето в наше пространство, были отгружены своевременно и уже приехали. На данный момент все еще планируются поставки европейских коллекций из следующего сезона осень/зима 2022—2023. Пока эта работа запланирована, ведется в штатном режиме. С ценами мы не балуемся, оценка коллекции произошла по курсам на момент поставки.
Сейчас ждем выпускных и свадебного сезона — это запланированные события, от которых люди не отказываются. Видим, что соответствующий спрос уже есть.
— Логистику пришлось менять?
— У нас два флагманских бренда — Karl Lagerfeld и Michael Kors. С ними мы сотрудничаем через российское агентство, официальных дистрибьюторов, которые на свои склады получают заказанные нами коллекции. Соответственно, мы отгружаем эту продукцию из Москвы. Здесь логистика как была налажена, так она и сохранилась, в этом плане нам повезло.
Плюс к этому у нас представлены белорусские и российские бренды.
Новый товар выкладывают и в магазине SMS Premium. Max Mara, Wolford, Polo Ralph Lauren — выглядит, как будто все едет по плану.
Белоруски долгое время не были сильно избалованы выбором элитной косметики, но в последние годы ситуация менялась к лучшему. За «маской Золушки» от Valmont и тенями Tom Ford уже не надо было ехать за границу. А что теперь с поставками люксовых брендов?
— Ситуация с ними абсолютно зеркальна с Россией. Кто-то остановил розничный бизнес, а кто-то остановил отгрузки на неопределенный срок, — рассказывают в «Золотом яблоке», где продают в том числе люкс. — Список международных компаний и их решений есть в публичном поле, он не отличается от фактического. Важно отметить, что новости о решениях компаний постоянно меняются.
Когда были скачки курсов, график цен устремился вверх. А теперь что?
— Наша ценовая политика — удерживать цены ниже рынка или в рынке. Но цена товара сильно зависит от входящей цены от дистрибьютора. По всем брендам, по которым у нас прямые контракты, мы в первую очередь скорректировали цены, по некоторым даже смогли приблизиться к уровню февраля 2022.
Смотрим актуальные цены на люкс: набор за 2398 рублей, крем для лица в районе 850 рублей, мыло за 64 рубля (в коробочке, но все равно не показывайте впечатлительным).
Насчет поставок говорят так: объем дистрибуции не изменился. Сейчас идут переговоры с большим количеством производителей, в том числе российскими и белорусскими брендами, каждую неделю на сайте появляются новые товары. Но логистику придется корректировать.
— Большая часть товаров доставляется в Беларусь через Россию. Санкции против российского и белорусского грузового транспорта привели к тому, что мы, как все российские импортеры, ищем альтернативные пути поставок.
Но, несмотря на это, в компании оптимистичны и хотят развиваться в Беларуси: «В целом у нас все хорошо: мы запаслись большими товарными остатками на складах, выручка в сети показывает стабильный рост».
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by