03 мая 2022 в 8:00
Источник: Антонина Мацулевич. Фото: Максим Малиновский, открытые источники

Поменяли сферу деятельности и стали миллионерами. Истории успеха

Источник: Антонина Мацулевич. Фото: Максим Малиновский, открытые источники

На работе говорят, что больше вы нигде не нужны? До пенсии всего ничего, а туда совершенно не хочется? Вы 20 лет работаете инженером, но хотите рисовать? Onlíner собрал вдохновляющие истории людей, которые кардинально изменили сферу деятельности в зрелом возрасте, заставив окружающих крутить пальцем у виска, и стали неприлично богатыми. Так что если вы думаете, что в 40 лет уже поздно начинать жизнь с чистого листа, то бабушка Мозес громко смеется вам в лицо.

Бабушка Мозес — из фермера в художницы

Эта женщина переплюнула всех художников, начавших писать в зрелом возрасте, — Анри Руссо, Поля Гогена, Тамару Лемпицку или Винсента Ван Гога. Бабушка Мозес взялась за кисть, когда ей было 76 лет!

Анна Мозес родилась в 1860 году в штате Нью-Йорк, который в то время имел мало схожего с современным мегаполисом. Анна выросла на ферме и вышла замуж за фермера, так что вся ее жизнь прошла в тяжелой работе на ранчо: уход за животными, взбивание масла, прополка и полив грядок. Забот у нее было выше крыши, вдобавок женщина родила десять детей (из них пять умерли сразу после рождения), так что даже на мысли о чем-то эфемерном вроде искусства у нее не было времени.

В возрасте около 90 лет Мозес получила признание, и средняя стоимость ее картин поднялась с $5 до $60 000

Когда женщине было 47 лет, от сердечного приступа умер ее муж и заботу о хозяйстве взял на себя старший сын, Анна же в это время ухаживала за умирающей от туберкулеза дочкой. Именно дочь и дала ей творческий толчок, попросив сделать вышивку. Это быстро стало любимым занятием Анны, а все вышитые картины она раздаривала друзьям.

Картины художница продавала на ярмарке, но ее варенье у местных пользовалось куда большим спросом

Променять в без малого 80 лет вышивку на кисти и краски ее вынудил артрит. И здесь фермер так вошла во вкус, что скоро ее простодушные картины с городскими пейзажами заполнили не только собственный дом, но еще и дома всех родных и друзей. Тогда женщина стала торговать своими работами на местном рынке, продавая их вместе с вареньем и закатками, но варенье американцы ценили куда больше. Одна из картин стала украшать окно аптеки, которой владели ее друзья. Так бы она там и выцвела спустя годы, если бы не счастливая случайность: рисунок заметил проезжавший мимо бизнесмен и коллекционер Луис Кальдор.

Бабушка Мозес чаще всего писала деревенские пейзажи

Луис Кальдор пришел в такой восторг от зимних пейзажей, написанных дрожащей рукой старушки, что выкупил несколько и увез на выставку в музей, а также подарил бабушке Мозес профессиональные краски, кисти и холсты. Впрочем, для признания понадобились еще годы, пока художницу не заметил владелец галереи Сент-Этьен — ярый поклонник примитивизма, который верил, что для художника образование имеет второстепенную роль.

Когда критики стали восхищенно сравнивать стиль Мозес и Питера Брейгеля Старшего (о его существовании художница даже не подозревала), средняя стоимость ее картин поднялась с $5 до $60 000. Ей на тот момент было чуть больше 80 лет.

Найдите Анну Мозес на картине другого известного американского художника (и ее друга) Нормана Роквелла

Еще при жизни Анна Мозес исколесила почти всю Америку с выставками, а в 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей государственную премию. Бабушка умерла в 1961 году в возрасте 101 года.

За свою жизнь она написала около 2 тысяч картин. «Старый пестрый дом» 1942 года, который когда-то купили у старушки за $10, в 2004-м ушел с молотка за $60 000. А ее «Варка кленового сиропа» в 2017-м была продана на аукционе Sotheby’s за почти $350 000.

Рэй Крок — перед пенсией решил открывать рестораны McDonald’s

Американец Рэй Крок еще в школе понял, что свяжет свою жизнь с продажами, тогда же он нашел первую работу: помогал дяде продавать газировку. Потом с друзьями открыл музыкальный магазин, но тот просуществовал недолго.

Когда у Крока родился ребенок, американец занимался стабильной и скучной до зубного скрежета работой: был агентом по недвижимости и продавал бумажные стаканчики в Lily Cup, где чуть позже стал менеджером. А потом, вопреки уговорам жены, ушел и открыл свою фирму по продаже миксеров. Тут ему тоже не повезло: сразу после покупки партии миксеров была выпущена более современная модель — и его товар брать уже никто не хотел.

К тому времени 52-летний Рэй Крок стал самым типичным американцем. Так и не получив никакого образования и не добившись больших успехов ни в чем, он страдал от артрита и диабета, на горизонте маячила пенсия и депрессивные мысли.

Пребывая в раздумьях, неудачливый бизнесмен получил свой самый большой заказ — сразу на восемь промышленных миксеров. Рэй подумал, что кто-то ошибся, ведь никто ни разу не взял больше двух штук. Ему стало настолько интересно, кто же покупатель, что он упаковал миксеры и решил отвезти их самостоятельно в небольшой ресторан Сан-Бернардино в Калифорнии.

Первый ресторан McDonald’s в Сан-Бернардино, Калифорния

Приехав с миксерами на место, Рэй не мог не удивиться: в забегаловку с дешевыми гамбургерами стояла просто огромная очередь! Так созрел план: купить права на открытие подобных заведений (к тому времени их было всего пять), чтобы и продажи делать, и миксеры пристроить.

Не сразу, но он добился от Макдоналдов права открывать рестораны с таким именем, заложив дом (и разведясь с женой), чтобы получить от банка необходимые $15 000.

К 52 годам Рэй Крок не получил никакого образования и не добился больших успехов ни в чем, к тому же страдал от артрита и диабета

Спустя год, в 1955-м, Крок открыл еще один ресторан в Иллинойсе и начал активно продавать франшизы на открытие ресторанов по всей стране. Дела шли так хорошо, что в 1961-м он выкупил все права на McDonald’s. Ну как выкупил? Братья Макдоналды требовали оставить им первый ресторан и платить пожизненный 1% от прибыли сети, Крок согласился, но в договоре этого не оказалось. В итоге братья не получили обещанный 1%, а Крок купил соседнее здание рядом с их рестораном и выдавил тех с рынка.

За последующие почти два десятка лет у руля он наконец добился успеха: сеть стала популярной не только в Америке, но и по всему миру. В этот момент можно было бы уйти на пенсию и жить себе спокойно, но неугомонный американец решил купить любимую бейсбольную команду — «Сан-Диего Падрес». В первый год покупки, в 1974-м, команда проиграла 102 игры, но собрала более миллиона зрителей. За последующие пять лет мало что поменялось, и горе-бизнесмен передал управление своему зятю со словами: «У гамбургеров больше будущего, чем у бейсбола».

Американец купил любимую бейсбольную команду — «Сан-Диего Падрес», но быстро разочаровался в этом бизнесе

На момент смерти состояние Крока составляло примерно $2,7 млрд. Основная часть наследства пришлась его жене, которая передала деньги на благотворительность, детям почти ничего не досталось.

Мэри Кэй — из пенсионерки в миллионера

Часто успеха добиваются люди, у которых не было ни намека на беззаботное детство. Так произошло и у Мэри Вагнер (сменила затем фамилию на Кэй), мать которой по 14 часов в день работала менеджером в ресторане, чтобы обеспечивать больного туберкулезом мужа и четверых детей. После смерти отца все заботы по дому легли на плечи Мэри.

С первым мужем Беном Роджерсом и тремя детьми незадолго до развода

В 17 лет она вышла замуж за певца кантри и уехала из дома. За десять лет в браке сменила работу официантки, став продавцом бытовой техники, и родила троих детей. Ничто не предвещало беды, пока муж Мэри не вернулся с войны и не потребовал развода, потому что встретил другую на фронте. 27-летняя девушка осталась одна с тремя маленькими детьми и полным непониманием, как жить дальше.

Следующие 13 лет она проработала продавцом в Stanley Home Products, но потом не выдержала постоянных шуток начальника по поводу своего пола и ушла в компанию Word Gift Company. За последующие 11 лет она создала сеть по всем США и дошла до должности коммерческого директора. И снова столкнулась с гендерными предрассудками, когда повышение предложили не ей, а ее ученику-мужчине.

Терпение Мэри лопнуло, и вся ее обида вылилась в книгу об отношении к работницам-женщинам в США. Там же Мэри сформулировала идеи об идеальной для женщины компании, пока не поняла, что такую компанию быстрее создать самой, чем чего-то дожидаться. Так родилась мысль открыть Mary Kay Cosmetics, что женщина и осуществила в 1963 году, уже будучи на пенсии. Первый состав крема она купила у человека, занимавшегося дублением кожи, а инвестиции в размере $5000 получила от старшего сына. На них Мэри сняла небольшой магазинчик и наняла девять работниц.

С работниками завода в Далласе

Для Америки тех дней это был прорыв: вместо бездушного магазина с полками — вечеринки, где каждой женщине могли бесплатно сделать макияж или дать попробовать крем, а понравившиеся продукты можно было купить. Своих работниц Мэри в обиду не давала, назначив им щедрые проценты от продаж, а самым активным — подарок в виде розового автомобиля. Для многих женщин того времени компания стала спасательным кругом — позволила обрести финансовую независимость от мужчины.

Первые наборы косметики для продавцов

Прибыль росла каждый год, косметика улучшалась, открывались новые заводы и магазины, а состояние Мэри исчислялось в миллионах долларов. Теперь она могла утереть нос всем своим начальникам разом, потому что выглядела вызывающе женственно: ярко красилась, с ног до головы одевалась в розовый и ездила на розовом кадиллаке. Она не забыла и про благотворительность, жертвуя деньги на борьбу с дискриминацией женщин и домашним насилием.

Разрушая стереотипы о женщине-домохозяйке, она с ног до головы одевалась в розовый и ездила на розовом кадиллаке

На момент смерти Мэри Кэй в 2001 году ее состояние оценивалось в почти $100 млн, компанией продолжают управлять ее потомки.


Onlíner рекомендует
часы-компаньон, поддержка iOS, экран AMOLED, шагомер, пульсометр, время работы: 18 часов, корпус: алюминий, браслет: фторэластомер
Onlíner рекомендует
фитнес-браслет, поддержка Android/iOS, экран AMOLED 1.56" (152x486, сенсорный), шагомер, пульсометр, время работы: 2 недели, корпус: пластик, браслет: силикон
Onlíner рекомендует
фитнес-браслет, поддержка Android/iOS, экран AMOLED 1.47" (368х194, сенсорный), шагомер, пульсометр, время работы: 2 недели, корпус: пластик, браслет: силикон
Onlíner рекомендует
часы-компаньон, поддержка Android, экран AMOLED 1.4" (450x450, сенсорный), шагомер, пульсометр, время работы: 1 сутки 16 часов, корпус: металл, браслет: фторэластомер

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by