Российские СМИ трубят об огромной потере (как денег, так и предметов искусства). Владелец частной коллекции картин Кандинского и Малевича Эдик Натанов заявил, что полотна забрали, а денег не отдали. Ценник коллекционер выставил очень низкий — 200 тысяч долларов.
По словам коллекционера, он решил продать шедевры знакомому, чтобы собрать всю сумму на покупку сыну квартиры. За покупателем далеко идти не пришлось — купить пять полотен русских авангардистов Кандинского, Малевича и Суетина согласился его знакомый. Покупатель забрал картины и написал расписку, что обязуется вернуть за них деньги в течение 2—3 дней. И исчез.
По словам потерпевшего, он пытался вернуть полотна через жену покупателя, но женщина на контакт не пошла. В итоге коллекционер написал заявление на своего знакомого в полицию. К слову, Эдик Натанов — израильский бизнесмен и владелец фирмы E. Natanov Diamond LTD, а еще — коллекционер русского искусства. По его словам, он получил часть коллекции в наследство от деда-ювелира, который проживал в Узбекистане и прятал картины. После распада СССР он увез работы в Израиль, где потом они стали наследством Натанова.
Многие из них выставлялись за рубежом, пока не посыпались обвинения в выдаче подделок за подлинники. Например, одна работа из коллекции, приписанная Казимиру Малевичу, оказалась очень уж напоминающей картину Евгения Кибрика «Есть такая партия!» (1947). Портреты похожи точь-в-точь, только поверх них щедро набросали супрематических фигур. Дотошный анализ некоторых других картин коллекции, приписываемых русским художникам, также выявил орфографические ошибки в подписях и исторические несоответствия.
При этом стоимость реальной картины одного только Кандинского может превышать $1,2 млн долларов. А стоимость пяти произведений составляет около $2 млн.