Как люди реагируют на рост цен, пытаются ли откладывать деньги, на сколько могут растянуть свои сбережения — финансовое поведение белорусов изучил центр системных бизнес-технологий SATIO. Аналитики опросили более тысячи респондентов разного возраста и пола и условно разделили их на четыре сегмента.
Тревожные — это высокодоходный и более образованный сегмент. Чаще всего они живут в Минске и работают в частных компаниях. Уровень дохода позволяет таким белорусам потреблять более дорогие товары и услуги, в том числе импортные, которые могут стать недоступны из-за санкций и ограничений поставок.
Адаптирующиеся — самый большой сегмент, он составляет треть городского населения. Это семейные люди с высоким доходом, которые вынужденно скорректировали свое потребительское поведение. Они понимают, что экономика находится в состоянии кризиса, стараются не строить планы на будущее, но оценивают ситуацию в целом как спокойную и стабильную.
Спокойные — их доходы ниже среднего, они менее образованны и оценивают ситуацию как стабильную. Представители этого сегмента чаще других проживают в регионах.
Финансово уязвимые — люди с низким уровнем дохода, которые скорее фокусируются на своем положении, не вдаваясь в оценку внешней ситуации. Они, кстати, довольно сильно обеспокоены текущей экономической ситуацией.
Большинство респондентов отмечают, что этой весной они почувствовали снижение доходов. Основные причины — это рост цен и изменение курса рубля. Часть белорусов остались без источника дохода — были уволены, отправлены в отпуск за свой счет или потеряли подработку.
Как показало исследование, лишь 3% городских белорусов не заметили изменения цен на товары и услуги. А большинство все-таки довольно чувствительны по отношению к ценам.
При этом авторы считают, что в отличие от кризиса 2020 года этой весной мы наблюдаем кризис «богатых» людей.
Среди наиболее обеспокоенных — люди с высоким уровнем дохода и, вероятно, качеством жизни. Значительно меньше переживают люди с низким уровнем образования и дохода. Это люди, которые потребляют меньше импортных товаров, реже пользуются более премиальными услугами и меньше тратят — в силу потребительских привычек они меньше ощущают влияние санкций и различных ограничений.
Две трети городских белорусов (65%) решили, что пора экономить. Они стали активнее следить за акциями и отказываются теперь от необязательных расходов и крупных покупок. Продукты впрок весной закупал каждый пятый городской житель Беларуси. По большей части запасались базовыми категориями — бытовой химией и продуктами питания.
Те, кто прибегнул к экономии, стали экономить почти на всем, но в первую очередь — на одежде и обуви, бытовой химии, мебели, косметике, алкоголе, сладостях, снеках и готовых блюдах. Если говорить об услугах, то теперь белорусы тратят меньше денег на развлечения (например, на походы в кафе), путешествия, косметические услуги и такси.
Также белорусов спросили, на сколько им хватит денег, если они лишатся источника дохода. Оказалось, что у половины опрошенных сбережений хватит на месяц и меньше. Два месяца без дохода смогут прожить 15% белорусов, три — 10%. Сбережений на полгода и больше хватит 10% белорусов.
Получается, размер сбережений, необходимый, чтобы прожить полгода и больше, есть лишь у каждого десятого белоруса.
При этом финансовое поведение белорусов в последнее время стало меняться: 2/3 опрошенных стараются не тратить свободные деньги, а откладывать их.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро