35 259
16 июня 2022 в 14:38
Автор: Таисия Воеводова

Банки отклонили SWIFT-перевод и списали за это $65 комиссии. Кто виноват?

Читательница Onlíner в апреле решила перевести $500 SWIFT-переводом из российского банка «Тинькофф» в «Белорусский народный банк». Перевод не прошел и вернулся на счет, по пути потеряв комиссию за выполнение (на самом деле нет) услуги. Оказалось, в сложных взаимоотношениях банков найти виновника и вернуть деньги нелегко даже спустя два месяца. Разбираемся в ситуации и пытаемся понять, как от этого застраховаться.

— Я заранее обратилась в «БНБ-Банк» и спросила, как мне лучше перевести деньги из банка «Тинькофф» к ним, чтобы перевод наверняка дошел. Мне предложили две длинные инструкции, заверив, что оба варианта перевода работают. В итоге перевод не прошел, а деньги вернулись, за исключением $50 комиссии за совершенную операцию и $15 комиссии банка «Тинькофф» за отправку SWIFT-перевода, — рассказывает Нина.

По словам клиентки, «БНБ-Банк» в ответ на ее вопросы предложил дать поручение «Тинькофф Банку», чтобы тот перевыполнил платеж по прежним реквизитам, но обеспечил поступление средств не так, как ранее.

— Я вообще не понимаю, почему обычные клиенты должны вникать во все эти взаимоотношения банков, кому-то что-то высылать и доказывать? Тем более когда я по их инструкции потеряла на ровном месте $65, — задается вопросом клиентка банка. — Теперь оба банка делают друг друга крайними и выгораживают себя, якобы никто из них не виноват. При этом банк «Тинькофф» вошел в положение и вернул мне $15 за отклоненный SWIFT-перевод. На мою просьбу к «БНБ-Банку» возместить расходы никто даже не ответил. То есть я все сделала по инструкции, а итоге потеряла деньги за невыполненную банком услугу. И выходит, виновных спустя два месяца нет?

«Мы никак не могли списать никакую комиссию». Что говорит «БНБ-Банк»?

В «БНБ-Банке» утверждают, что международные SWIFT-переводы у них в подавляющем большинстве случаев проходят успешно. Сложности возникают редко, но банк «прикладывает максимум усилий, чтобы помочь клиентам».

Также в банке описали цепочку SWIFT-перевода, которая (в упрощенном варианте) выглядит так.

  1. Отправитель перевода обращается в свой банк.
  2. Банк отправляет деньги, и они проходят через «руки» 2—3 банков-корреспондентов по очереди.
  3. Получатель перевода забирает деньги из своего банка.

— Сложности в последнее время происходят на втором этапе. Отдельные банки в одностороннем порядке приняли решение не обслуживать потоки платежей, связанные с Республикой Беларусь или Российской Федерацией. Именно поэтому сейчас критически важно корректно указывать цепочку банков-корреспондентов, через которые пройдет перевод. Это те банки, которые точно проведут ваши деньги по пути к банку получателя, — советуют в «БНБ-Банке».

В банке говорят, что в ситуации читательницы «Тинькофф» отправил ее деньги через цепочку корреспондентов, один из которых перевод отклонил и взял комиссию за возврат платежа. И повлиять на это банк не может, потому отправляет клиентку к банку-отправителю.

— То есть данный перевод не дошел до «БНБ-Банка». А значит, мы никак не могли списать никакую комиссию. К сожалению, мы не располагаем информацией о том, какой или какие из банков-корреспондентов взяли комиссию. Однако по письменному запросу клиента разбирательство по этому поводу может начать «Тинькофф Банк». Отметим, что такое разбирательство, как правило, происходит за счет клиента и все равно, к сожалению, не приведет к возврату списанной комиссии. Чтобы уменьшить шанс возникновения подобных ситуаций, «Белорусский народный банк» неоднократно уведомлял «Тинькофф Банк» о необходимости использовать корректный перечень банков-корреспондентов, — комментирует банк.

Можно ли избежать подобной ситуации? Наверняка  нет, но можно минимизировать риск, указав в переводе реквизиты банков-корреспондентов, которые наверняка обслуживают платежи между Беларусью и Россией. Причем, с обеих сторон: как банка-получателя, так и банка-отправителя.

— «БНБ-Банк» об этом позаботился и опубликовал на своем сайте реквизиты своих банков-корреспондентов. Эта информация выложена в открытом доступе на сайте «БНБ-Банка». Если вы отправляете SWIFT-перевод — внесите именно эти реквизиты. Если вы ожидаете SWIFT-перевод — передайте отправителю эти реквизиты. Точность в этом вопросе — залог быстрого и успешного получения денег, — заверили в банке.


конвектор, игольчатый (стич), 1000 Вт, термостат, настенный монтаж, управление механическое, площадь обогрева 15 м2
тепловентилятор, спиральный, 2000 Вт, термостат, управление механическое, площадь обогрева 20 м2
конвектор, 2000 Вт, управление механическое, площадь обогрева 20 м2

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Автор: Таисия Воеводова