Сейчас в разгаре сезон ягод — активные и предприимчивые белорусы запасаются ведрами побольше и едут в лес за черникой. С одного 10-литрового ведра за день вполне можно заработать 200—300 рублей, рассказывает многодетный отец Александр Бруцкий. В лес он ездит не один, а с четырьмя детьми-школьниками. Черные от ягод ладошки подтверждают: никто из ребят не отлынивает, все стараются набрать черники побольше. Для семьи это не развлечение, а способ выжить: в непростых обстоятельствах приходится браться за любые подработки.
Семья Бруцких живет в деревне Новый Двор — это в 7 километрах от Минска, если ехать со стороны Чижовки. Заруливаем на улицу Счастливую, где во дворе пятиэтажки нас встречают дети — в кепках, панамках, полностью экипированные для леса. Самому старшему Антону сейчас 12 лет, Васе — 11, Андрею — 8, Кате — 7.
— Кто любит ягоды собирать? — спрашиваем. Все тянут руки, как в школе. Хорошо, будем считать, что для детей это любимое занятие.
Перед тем как отправиться в лес, Александр приглашает нас подняться в квартиру, где угощает блинами и показывает скромные условия, в которых живет один с четырьмя детьми.
— У нас тут беспорядок, не обращайте внимания, но все, что надо, есть: телевизор работает, компьютер, два стола для учебы. Тесновато, конечно, потому что нам приходится впятером жить на 17 метрах. А во второй комнате прописана сестра жены — несколько лет назад она пришла в квартиру и закрыла комнату на ключ.
Александр уверяет: теснота эта временная, он уже начал строить квартиру как многодетный отец. Через год семье должны выделить трешку, где можно будет с комфортом разместить всех детей. Первоначальный взнос за строительство мужчина уплатил, теперь нужно насобирать деньги на оплату 20 «квадратов», которые не покрывает субсидия.
Заботы по воспитанию детей-школьников легли на плечи Александра Иннокентьевича в солидном возрасте. Сейчас мужчине 66 лет, он уже получает пенсию, но сидеть дома перед телевизором позволить себе не может.
— Вообще, у меня восемь детей, я два раза был женат, — удивляет нас белорус. — Четверо старших детей от первого брака уже давно выросли, им больше 40 лет. Мы с ними хорошо общаемся, даже в гости ездим. А вот младшие пока еще школьники, мне надо их поднимать. Считайте, что я повторил судьбу отца: у него тоже было два брака и 11 детей.
Во второй раз белорус женился на девушке, разница в возрасте с которой была более 30 лет. Мужчина говорит, что его это не смутило.
— Можно сказать, что это была любовь, закрутилось у нас все, завертелось, и я решил еще раз жениться. Думал, что она любит детей. Первые двое родились мальчики, потом решили пойти за девочкой. Раз — и третий тоже мальчик. И только четвертой родилась девочка, — так отвечает на вопрос про большую семью Александр.
Мужчина уверяет, что поначалу семейная жизнь складывалась неплохо, но пять-шесть лет начались проблемы. Его супруга заинтересовалась азартными играми. Сначала это были игровые автоматы, потом казино и онлайн-игры.
Александр говорит, что в семье было много конфликтов на почве денег, в итоге супруги разъехались, а мать год назад была лишена родительских прав за безучастие в воспитании детей. Теперь мужчина убежден, что игромания неизлечима.
По словам Александра, алименты его супруга не платит — накопилось уже 10 тыс. рублей долга. Когда в семье лишь один работающий взрослый и четверо детей, основной вопрос, который стоит на повестке, — где взять деньги. И мужчина пользуется любой возможностью, чтобы заработать.
— Вообще, я очень работящий человек по жизни, много лет провел на стройках: и дома строил, и фермы, постоянно был в командировках. Но сейчас на мне дети — на целый день я уехать не могу. Если их одних оставишь, завтра же придет опека и заберут в детский дом. Поэтому я устроился в наш дом культуры, работаю дворником и рабочим по зданию за 600 рублей. Целыми днями там не сижу, с утра все сделаю и ухожу домой, стараюсь искать подработки.
Летом семья никогда не пропускает сезон ягод. Как только в лесу появляется черника, отец берет в охапку детей и ездит с ними в лес. За день семья легко может собрать 10-литровое ведро. Если учесть, что в начале сезона черника продавалась по 10—15 рублей за полулитровую баночку, получается очень даже неплохой заработок.
— Вот сейчас поздновато для черники, таких плантаций, чтобы ее можно было гребенкой собирать, уже нет, — с легким разочарованием говорит Александр, когда мы все-таки добираемся до леса. — А неделю назад мы и по 15—20 литров за день приносили. Заезжали потом на рынок в Чижовку и там продавали ягоды. Рублей по 200—300 за день можно было заработать.
— А дети — реальные помощники или просто оставить их негде?
— Конечно помогают. Долго в лесу мы не задерживаемся, как только надоедает им, я не уговариваю, сразу уезжаем домой. Но первые часы все стараются. Старший сын даже телефон себе с черники купил! Я, конечно, добавил немного, потому что телефон 400 рублей стоил. А вообще, у нас бо́льшая часть денег с ягод откладывается. Мы привыкли жить так, что каждая копеечка копится.
— А как же вкусняшки?
— Ой, это обязательно. После леса заезжаем в «Светофор», дети берут себе то, что любят: обычно чипсы, жвачки мягкие. А кто больше всех ягод собрал, тому премия! Только старший, Антон, смотрю, уже не хочет вкусняшки покупать, экономит. У него карточка привязана к моему счету, я ему говорю: «В городе ты можешь без моего разрешения тратить по 10 рублей». А он все равно звонит каждый раз и спрашивает, можно ли что-то купить. Андрюха тоже у нас «экономист»: недавно даю ему 3 рубля, говорю, иди и купи себе вкусненькое. И что вы думаете? Он купил пакет молока и батон, представляете? — со слезами на глазах рассказывает отец.
Помимо черники, семья в сезон ездит за голубикой и клюквой. Также дети собирают на продажу урожай черешни и садовой малины с участка, который Александру бесплатно дали знакомые.
— Человек не достроил дом и уехал. Зная наше положение, он отдал временно этот участок, чтобы мы за ним присматривали. И я вам скажу, что это для нас просто спасение. С одного дерева только черешни на 1000 рублей за лето мы собираем. Малину тоже продаем и для себя собираем — варим варенье. Картошку сажаем, свои помидоры, перцы, огурцы выращиваем — что-то закатываем, что-то продаем. Теплица, кстати, полностью на детях, они сами поливают тут все и подкармливают.
На участке Александр бывает по два раза в день — помимо огорода, он завел кур и козу. Пока не появился козленок, молока хватало на всю семью, еще и творог из него делали.
— Папа, козленок все выпил, не будет сегодня молока, — докладывает младшая Катя.
И правда, попытки подоить козу закончились неудачно. Зато дети нашли в загончике для кур два яйца и с гордостью продемонстрировали их нам. Будет из чего сегодня приготовить блины.
— Вообще, у нас основная еда — это блины. Мы их и с творогом делаем, и с мясом, и с капустой. Котлетное мясо недорогое покупаем — варим из него тушенку, потом едим и с макаронами, и с картошечкой. Пельмени лепим, сало делаем сами, потом в лес на перекус берем. Летом кабачки идут хорошо, зимой — консервация, варенье с теми же блинами. Если бы не участок, нам было бы сложнее, конечно.
Впереди сентябрь, и отцу предстоит собрать в школу четверых детей. Александр прикидывает: на каждого школьника ему нужно потратить рублей 500. Эти деньги он планирует заработать в колхозе, где со старшим сыном будет белить коровники.
— Расценки там — 20 копеек за «квадрат», а нам выделили несколько тысяч «квадратов». Сколько сделаем, столько и получим. Но, думаю, до конца августа несколько тысяч рублей заработаем. Остальных детей тоже с собой буду брать: там колхоз их покормит, будут играться рядом. Первые деньги потрачу на одежку, обувь, а остальное хочу отложить. Мне ведь еще за 20 «квадратов» квартиры надо заплатить, я все думаю, где эти деньги взять.
Вообще, на текущие расходы в месяц Александру надо примерно 1700 рублей— во всяком случае так было в прошлом году, когда семье платили довольно приличное социальное пособие.
— У меня зарплата — 600 рублей, пенсия — 350, и за счет того, что нам не хватало дохода до прожиточного минимума, мы получали 800 рублей социального пособия. И нормально выживали в прошлом году — хватало и на продукты, и на одежку, и на обувь. В этом году нам эту сумму пересчитали, включили в доход пособие за прошлый год. Теперь мы будем получать дополнительно только 229 рублей. Самое интересное, что если бы я документы на пособие подал в ноябре, а не в мае, то платили бы 800. Вы представляете, и никто мне об этом заранее не сказал, — удивляется мужчина.
Основные деньги в семье уходят на продукты и обувь — дорогую покупать не получается, а дешевая очень быстро снашивается, говорит Александр. На кружки и платные факультативы денег уже не хватает, приходится чередовать занятия: один месяц ходит заниматься Антон, второй — Вася. Была неприятная история с кружком по тхэквондо. По словам отца, ему пообещали, что он будет платить за двоих детей, а еще двоих возьмут заниматься бесплатно.
— А потом сказали, что надо платить по 50 рублей за каждого. Я говорю: подождите, сейчас получу зарплату и пенсию и все заплачу. Но они взяли и всех с тренировки прогнали. Нам так обидно было, больше не ходили туда. Хотя, конечно, детям на кружки хочется, ведь все сверстники ходят.
Рассказывая о тратах, Александр не раз повторяет слово «выживать» — именно так сейчас сложились обстоятельства. При этом он уверен, что выкрутится: и детей в школу соберет, и квартиру построит. Опять же на помощь всегда готовы прийти старшие дети.
— Машину, на которой мы ездим в лес и на дачу, мне, например, отдала дочка от первого брака. Она очень помогает и выручает. Даже с бывшей женой у меня отличные отношения, она брала мою Катьку на месяц к себе отдыхать. И мальчишки тоже просились к бабушке Тане, — рассказывает Александр.
Что по-настоящему тревожит мужчину, так это его возраст. Он боится оставить детей одних раньше времени, поэтому старается держать себя в форме. Утро всегда начинает с зарядки — в доказательство прямо на участке белорус начинает отжиматься.
— И вот так 50 раз легко. На турнике подтягиваюсь 10—12 раз. Радует, что у меня родственники все жили долго, а мне стареть быстро никак нельзя, — смеется мужчина.
Александр говорит, что не чувствует себя на 66 лет — в том числе благодаря детям.
— Иду как-то вечером ноги мыть, а Вася бежит с тазиком: «Папа, отдохни, я помою, ты только полежи!» Очень меня это растрогало. Жалко, конечно, что дети без мамы растут, особенно за младших переживаю. Они только год назад перестали во сне ее звать. Я поэтому так долго не разводился, все думал, может, что изменится. Хотя если бы она взялась за ум, я бы снова все перечеркнул, лишь бы детям хорошо было, — рассуждает отец.
Дополнено. В процессе подготовки материала выяснилось, что у Александра сломалась машина. По словам мужчины, с ним уже связались читатели, которые захотели бесплатно помочь с ремонтом коробки. Также семье помогают с одеждой, обувью и другими вещами для школы и предлагают варианты по подработке.
— Сегодня вот собираемся в Боровляны с детьми, поедем косить газон, очень хорошо заплатить пообещали. Вообще, много людей мне написали и предложили помочь. Я восхищен тем, что у нас есть такие люди, — говорит Александр.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by