31 526
08 августа 2022 в 10:32
Автор: Ольга Прокопьева. Фото: Максим Малиновский, архив героя материала. Карточки: Максим Тарналицкий
Спецпроект

Открываем бизнес так, чтобы потом не пожалеть об этом. Простая инструкция

Рассказать о своей идее бывает страшно и неловко: а вдруг что-то пойдет не так? Так бизнес-планы покрываются слоем нерешительности и переносятся на потом. А если открывать свое дело приходится в непростые времена, рискнуть еще сложнее. Как сейчас запустить бизнес и сделать в нем первые шаги, чтобы все работало и не сломалось, рассказываем вместе с «МТБанком».

Открываете свое дело? Вот в чем надо разбираться

Начать бизнес бывает проще, чем потом понять, а что же со всем этим делать. Чтобы избежать разочарований, делаем чек-лист для начинающих бизнесменов. Помогают нам Кристина Кривко, руководитель компании «Бизнес квартал», и Светлана Зазерская, руководитель юридической компании «МК-Правовые технологии».

Прежде всего на старте своего дела нужно четко оформить идею. По сути это шаг, который поможет вам понять, а нужно ли вообще вкладывать все силы и средства в эту идею, поясняет Кристина Кривко.

До того как бизнес оформился и получил юридические рамки, нужно честно оценить жизнеспособность идеи: даже если вы всю жизнь пекли торты, получится ли это масштабировать в условное кафе. То есть что, кому и по какой цене вы сможете продавать.

— Если решение принято, первое, с чем нужно определиться, — в какой организационно-правовой форме вы будете вести свой бизнес, — говорит Светлана Зазерская. — Это может быть ИП, юрлицо, самозанятость, и в каждом случае будут свои нюансы.

Информацию, которая понадобится на старте, можно найти в Гражданском кодексе, законе «О хозяйственных обществах», декрете «О развитии предпринимательства». Каждому предпринимателю надо будет платить налоги, здесь разобраться в основных вещах поможет Налоговый кодекс.

Далее в зависимости от вида деятельности вам могут понадобиться специальные разрешения — лицензии. Кто и как их получает, можно посмотреть в указе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Если вы открываете кафе, нужны будут санитарно-гигиенические заключения и другие документы, которые прописаны в законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания».

— В большинстве бизнесов не обойтись без наемных рабочих, поэтому нужно будет изучить Трудовой кодекс: как нанимать и увольнять работников и не нарушать их права.

Это только самые основные документы, в зависимости от вида деятельности их может быть больше.

Выбираем нишу и отстраиваемся от конкурентов

Что вообще сейчас происходит: конкуренция в бизнесе уменьшилась, люди выжидают удобного момента для старта?

— Бизнесы по-прежнему открываются, но это не иностранный, а местный бизнес. Сколько бы кризисов ни было, любая экономика переживает спады и подъемы.

В последнее время заметно, как активизируются регионы, где открываются новые торговые центры, — например, в Полоцке, Солигорске. Бизнес арендует в ТЦ площади под кофейни, магазины детских игрушек находят там своих покупателей.

Еще одна ниша, куда идет бизнес в этом году, — это крестьянско-фермерские хозяйства.

Сейчас образовалась пауза, но в конце зимы — начале весны люди активно получали земельные участки и регистрировали хозяйства. Интересная тенденция: если раньше больше интереса было к выращиванию голубики, получению меда, коневодству, то сейчас люди переориентируются на самые обычные продукты, которые мы покупаем каждый день.

Начинать бизнес сложно и рискованно, а некоторые терпят неудачу уже в течение первого года. Почему? Начинающему предпринимателю бывает сложно найти нишу и конкурировать с теми, кто уже давно в этой сфере. В большинстве случаев придется идти в сферу, где уже много похожих бизнесов.

— Самый популярный бизнес сейчас — это открытие кофейни, что бы ни происходило, они как открывались, так и открываются. Кажется, что рынок уже перенасыщен кофейнями, но все равно люди находят, где еще можно их открыть и где будет спрос. То есть даже на очень конкурентном рынке можно найти свою нишу, просто в любом случае нужно предложить что-то отличающее вас от конкурентов — более высокое качество, интересную цену или лучший сервис при продаже такого же товара.

Кристина Кривко и Светлана Зазерская

Пример того, как отстроиться от конкурентов, — бизнес на букетах с живыми бабочками. В нем есть своя фишка, которая отличает его от просто цветочного бизнеса. 

В то же время, если вы приходите в нишу, где уже есть конкуренция, в этом есть и плюсы. Так, есть уже наработки, которые вы можете проанализировать, провести маркетинговое исследование и оценить ценовую политику конкурентов, объясняет Кристина Кривко. В любом случае стоит быть готовым, что придется заходить в нишу, где уже работают другие бизнесы.

— Если ваш бизнес — абсолютно новый для белорусского рынка, у вас может быть преимущество в виде того, что вы первым занимаете эту нишу. Но и риски больше: по сути, вы идете в неизвестность, нет чужого опыта и чужих ошибок, на которых можно учиться.

Какую бы нишу вы ни нашли, вам точно понадобится стартовый капитал, «бизнес с нуля» — это скорее образное выражение.

Было бы странно рассчитывать, что вы ничего не вложите, но обязательно получите прибыль. Такого не бывает, это или разовая прибыль, или какая-то мимолетная удача. 

Если говорить про самый популярный бизнес — кофейню, то минимальный порог входа можно оценить в 5 тысяч долларов при условии готового ремонта, арендного оборудования и недорогого помещения. Эти деньги пойдут на брендирование, первую зарплату и первый месяц аренды, другие текущие расходы.

Нужно учитывать, в какие сроки вы получите прибыль, возможно, понадобятся дополнительные источники финансирования.

Составляем бизнес-план

Если твердо решили стартовать, то вам точно понадобится бизнес-план. Без него будете идти вслепую.

— Есть мнение, что бизнес-план нужен банку для выдачи кредитов, но на самом деле он нужен в первую очередь самому предпринимателю, чтобы как ладони увидеть свой бизнес, — подчеркивает Светлана Зазерская. — Без бизнес-плана будет сложно понять, сколько средств нужно вложить и когда это принесет результат. 

В зависимости от того, какой деятельностью вы собираетесь заняться, бизнес-план может меняться, но примерная структура может быть такой:

  • Суть бизнес-плана и основные показатели (объем продаж, выручка от реализации, затраты, прибыль, рентабельность, срок окупаемости инвестиций).
  • Описание продукции.
  • Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга.
  • Инвестиционный план, источники финансирования.
  • Прогнозы финансовой деятельности.
  • Показатели эффективности проекта.
  • Юридические нюансы.

— Если совсем коротко, то бизнес-план — это программа действий, как вы сможете получить прибыль. Начинающий предприниматель может набросать основы, сколько денег он может вложить, что будет производить. Но на старте бизнесмены не могут предусмотреть рисков и расходов, о которых они не подозревают, в этом случае можно обратиться к специалистам: хороший экономист подскажет, где можно сэкономить, чтобы это впоследствии не привело к убыткам, юрист будет знать, как ничего при этом не нарушить.

Бизнес-план составляется не на пару месяцев или полгода. Как правило, нужно распланировать 3—5 лет, и если понадобится, то со временем вносить корректировки.

Худшее, что можно сделать на старте бизнеса

Этот список, увы, не исчерпывающий, но именно так выглядят самые частые ошибки.

Ожидание легкого и очень быстрого успеха. Самая частая ошибка, она же самая обидная. Казалось бы, вы начинаете работать на себя, а что может быть лучше? Но как показывает практика, бизнес требует финансовых затрат, сил и терпения. Поэтому ждать быстрого и легкого взлета не стоит. Разочарования и неудачи разных масштабов — это обычная история для бизнеса и рутинные вещи, которые надо будет преодолевать.

Неумение продавать. «В любом бизнесе продажи являются основной задачей, ни один бизнес без четко настроенных продаж не выживет, — поясняет Кристина Кривко. — Иногда предприниматели продумывают все, кроме того, как продать свой продукт. Не обязательно все делать самому, но если в команде нет человека, который умеет продавать, то бизнес не выживет».

«Забыть» про юриста и бухгалтера. На старте возникает желание экономить, в целом это понятно и правильно — пока не идет вразрез с законом. Юридические ошибки и ошибки в бухучете часто возникают по незнанию, но отвечать за них все равно приходится, и зачастую штрафами, которые превышают прибыль.

Отсутствие бизнес-плана. Даже самая перспективная идея без системности и плана действий не выживет, разве что в виде небольшого проекта или самозанятости. Вначале многие бизнесмены заняты рутинными вещами, работают без конкретных планов.

Можно написать бизнес-план самостоятельно или привлечь внешних специалистов из консалтинговых компаний. Если вы решите делать это сами, то нужную информацию, как это делается, можно найти в постановлении Министерства экономики от 31 августа 2005 года «Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов». Там же есть описание основных разделов бизнес-плана. Там обязательно должно быть резюме, описание компании, продукта и рынка, производственный и финансовый планы.

Неумение делегировать. На старте бизнеса хочется все делать: продавать, общаться с клиентами, заниматься бухучетом и остальными задачами. Это ошибка — в соответствии со своими финансовыми возможностями часть задач лучше делегировать.

На что еще обратить внимание

Итак, вы определились с тем, как будет выглядеть ваше дело. Скорее всего, в этой же сфере будут работать десятки, а то и тысячи компаний. Хорошая новость в том, что среди них будут и те, кто как раз продает свой бизнес, а значит, вы можете стартовать с готовым продуктом.

Решение купить бизнес может быть интересно тому, кто не готов тратить время, чтобы выйти на рынок. При покупке готового бизнеса у вас уже будет определенный штат сотрудников, клиентская база и налаженные бизнес-процессы. В то же время есть риск вместе с активами получить и проблемы бизнеса, которые не смог решить предыдущий собственник.

Еще один вариант для тех, кто твердо решил идти в бизнес, — купить франшизу.

Примеров франшиз множество — от «МакДональдса» с тысячами ресторанов до небольших сетей кофеен. Это отработанная по всему миру схема: вы получаете возможность работать под известным брендом по уже выстроенной бизнес-модели. А взамен выплачиваете вознаграждение.

Независимо от того, на каком варианте остановитесь, вам понадобится стартовый капитал. Поздравляем, если вы успели его собрать, взять взаймы у близких или получили неожиданный доход. Но для уверенного старта вам может понадобиться финансовая поддержка.

В таком случае нужно будет изучить кредитные продукты банков. Некоторые из них предлагают специальные решения для начинающих бизнесменов и помогают в регистрации. Кроме этого, помощь может быть в виде лизинга и партнерских программ.

Если вы официально являетесь безработным, то можете претендовать на субсидию для открытия бизнеса.

За ней нужно обратиться в центр занятости населения. Субсидию выделяют безвозмездно, сейчас она 3422,65 рубля (это 11 бюджетов прожиточного минимума, есть случаи, когда субсидия выше). Если ваш бизнес соответствует определенным критериям, можно обратиться в Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, исполкомы, инновационные фонды, микрофинансовые организации. Думаете, что вашим бизнесом могут загореться и другие люди? Некоторые проекты стартовали с помощью краудфандинга или инвесторов, так что конкурсы идей тоже могут быть хорошей идеей.

Кроме финансовой помощи, вам может понадобиться юридическая. Что делать на старте, чтобы ничего не нарушить, консультируют в юридических и консалтинговых фирмах, непосредственно с регистрацией бизнеса помогают и некоторые банки (от них — готовый алгоритм действий, от вас — выполнение пошаговой инструкции).

Все понятно. Теперь я могу открыть бизнес?

Вот простая шпаргалка, чтобы не запутаться.

В этом гайде мы собрали все основные этапы до того, как вы сообщите государству о своем желании открыть бизнес. Дальше — регистрация. Что делать, если в Минске не открывают ИП? И какая система налогообложения лучше? Обо всех нюансах расскажем в следующих материалах.

«МТБанк» — инновационный банк с иностранным капиталом. Предоставляет технологичные финансовые сервисы для комфортной жизни частных клиентов и безупречного ведения бизнеса. В 2022 году стал «Банком года — 2021», обладателем «Лучшего приложения для юридических лиц» и «Банком номер 1 для малого и среднего бизнеса». «МТБанк» — надежный партнер для бизнеса, который умеет строить долгосрочные отношения.

Спецпроект подготовлен при поддержке ЗАО «МТБанк», УНП 100394906.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Автор: Ольга Прокопьева. Фото: Максим Малиновский, архив героя материала. Карточки: Максим Тарналицкий