Было — стало. Как изменились цены и наполнение полок с импортной едой за полгода

16 августа 2022 в 8:00
Автор: Александр Владыко

Было — стало. Как изменились цены и наполнение полок с импортной едой за полгода

Первого января Беларусь ограничила импорт из ряда стран. У импортеров было время подготовиться и наполнить запасами свои склады. Но они не безграничны (как и запас денег). За семь с половиной месяцев запасы вымыло, а вместо них намыло новых богатств. Или ничего не намыло. Смотрим, что изменилось и сколько теперь стоит.

Напомним, что в постановлении изначально были прописаны 18 укрупненных позиций: кондитерка, колбаса, хлеб, сыры, заморозка и много другого. Со временем правительство ослабило жесткость по группе свежих овощей и фруктов, разрешив яблоки, груши и еще несколько важных для холодильника позиций.

Была оставлена лазейка в виде квот для «сбалансированности рынка». Но похоже, что критический импорт — на самом деле критический (вроде детского питания). Квоты на ввоз французского сыра или итальянской колбасы? На общих полках не видно.

Мы отправились в магазин, где сфотографировали полки попавшего под санкции импорта в декабре прошлого года. С тех пор слишком многое изменилось как на полках, так и в целом.

Те же яйца, только +55%

Начнем с малопопулярной, но яркой мелочи: ирландские драже Jelly Bean выросли в цене на 25%, но сохранились! Если вам нужно, конечно.

У Kinder потери. На полке нет яиц из серии Joy, которые делали в Польше. Также не видно вафель Bueno и пирожных Delice. Остались яйца российского производства, только стоят они не 3,09 рубля, а 4,79. Получается, рост на 55%.

Также с полки исчезли жевательные конфеты Mamba, и вносим в «Красную кпнигу» мишек Haribo. Они подорожали примерно на 22%, но осталось всего несколько пачек.

Пикантность в том, что в последние годы «Белгоспищепром» обещал сам «завалить» импортных мишек импортозаместителями. И вроде бы недавно в Славгороде заработала линия по производству жевательного мармелада (это все «Красный пищевик»), но в продаже его нет. Возможно, дело во встречных санкциях на сырье. Однако пока белорусский медведь бодался с немецким, на полки легко пришел турецкий.

По цене дороже Haribo, но сейчас не до мелочей.

Турция, ОАЭ и Иран — новые кондитерские партнеры

Пробовали? Теперь можно меньше привозить в чемоданах из отпуска. Если вы туда ездите, конечно.

Вот полочка с Milka: было — стало.

Вместо Венгрии, Австрии, Украины, Болгарии и Польши осталась одна Россия. Рост цены на молочную шоколадку — 43%. Площади теперь занято больше, но ассортимент почти в два раза меньше.

Зимой мы переживали за любителей Lion из Польши. Оказалось, что зря. На полках лежит батончик российского производства, стоит на 28% больше.

Люкс стал доступнее

Если вам кажется, что все подорожало, то это правда, но есть и исключения. Все — из ряда дорогих прежде продуктов. Они и сейчас не всем по карману, но, пока дорожает и Milka, и Nestle (и «Коммунарка», к слову), стоит на месте Lindt. Его ассортимент почти никакой, но плитка стоит те же 9,99 рубля. Есть версии на пару рублей дороже, но это те же деньги, за которые их продавали в декабре.

То же касается и швейцарского Alprose — 22,99 рубля за 300 граммов.

Вот сравнение полки с версией полугодичной давности. Обратите внимание на плотные ряды KitKat. Если товар лежит в таких объемах, значит, полочка чем-то заболела. В нашем случае — отсутствием Ritter Sport. Шоколад в Минске надо искать в остатках. Возможно, он скоро появится, если информация о производстве в России квадратного шоколада (под другим названием) окажется правдой.

Немного места отдали российскому шоколаду «Бабаевский». Стоит почти 6 рублей.

С наборами ситуация обстоит так:

  • Merci (+25%) — есть.
  • Rafaello (+52%) — очень много (делается в России).
  • Toffifee (+21%) — есть.
  • Ferrero Rocher — нет.

Много повторок и много Rafaello. Ассортимент разбавляют небольшое количество оставшихся европейских сладостей и много нового из Турции и ОАЭ.

А вот здесь будет ценовой кошмар

На этой полке случилась радикальная смена ассортимента. Вместо британского, французского, итальянского печенья (там было много разных видов) пришла Турция. Из прошлого — несколько банок с датским печеньем.

Немецкий зерновой «пумперникель» предсказуемо исчез. Мы ожидали, что на полку лягут белорусские аналоги, но нет — получилось как в Можайске.

Полка с макаронами.

Pasta Zara подорожала на 33%, остальное — примерно на столько же. Цена итальянской пачки Barilla (остальное — из России) очень огорчает. Она и была недешевой, а теперь просто дорого.

Соусы того же производителя подорожали в два раза — теперь баночка Basilico стоит почти 11 рублей.

Если вам еще недостаточно больно и вы любили каши Nordic, крепитесь. Все эти хлопья стоили примерно 6 рублей или чуть больше. Рисовые были по 11 — теперь по 19.

Белорусские хлопья относительно держатся: +16%.

Польские орешки Felix заменились российскими Nuts for Life. Было 35 рублей, стало 43. Это не первый пример, когда российские аналоги стоят дороже. Это какие-то курсовые разницы? Риски? Предоплаты? Скорее всего, все и сразу. Покупателю остается расплачиваться.

Вот еще пример рядом. На полке стоят российские хлопья и польские. Бренд один — Nestle Gold. Российские подорожали на 41%, польские — на 26%.

А вот чудо-лук из России за 26 рублей. В декабре такой же из Нидерландов лежал на этой полке за 6 рублей.

Еще один показательный момент. Вы помните, что все последние годы полки были завалены польским яблоком и голландской грушей. Когда их запретили, все осторожно стали давать прогнозы: молдавские не хуже, в Турции найдем, из Ирана доставим. И все это нашли! Даже достали откуда-то белорусские, хотя в конце сезона те уже подустали. Вроде все наладилось. Но тут меняют текст постановления, разрешая европейские яблоки с грушами, — и что мы видим?

Все с радостью возвращаются к старой жизни, забывая про новые прогнозы. Получается, это или западные яблоки пропитаны зависимостью, или мы сами отказались от лучшего соотношения цены и качества для себя же.

К слову, в нижнем правом углу наши яблоки, у них самая высокая цена на этом прилавке. Так просто совпало.

Витрина с мясными деликатесами импортозаместилась российской продукцией. Из белорусского здесь — колбаса с дичью и почему-то варено-копченый сервелат. Наверное, потому что нарезан, это удобно и ново.

Если убрать «Савушкин» и Bonfesta, получится почти российская полка. Раньше здесь были еще польские сырки, Dziugas, финская Viola.

Ну и, собственно, в обычных сырах то же самое: просто выбор продукции из России. А если их убрать, то будет просто пустота. Оказывается, многочисленным названиям узкого ассортимента белорусского сыра не нужны очень длинные витрины.

А вот как было:

Это не импортозамещение — просто классический пример модернизации, о котором мы уже писали. Один производитель.

Баллон со сливками подорожал на 60%. Учитывая, что есть перебои с жирными сливками белорусского производства, любителям придется найти какую-то альтернативную игру.

Ну и съели наконец всю «заморозку». Польская пицца теперь, как и положено, в Польше. У нас осталась белорусская, и еще подвезли российскую.

Что получается?

Нельзя сказать, что у нас забрали хорошие продукты по одной цене и заменили другими подороже. Потому что неизвестно, как сильно подорожал бы импорт, не будь никаких запретов. Возможно, он бы просто исчез. Так что такой удар помог заранее поработать над изменениями в ассортименте.

Проблема в том, что полки за полгода не завалились новым белорусским продуктом — наоборот, получили в конкуренты российских производителей, которые пришли с радостью и хорошо себя чувствуют. Наши активно везут свои продукты на экспорт (да так, что приходится контролировать их обязанности по насыщению внутреннего рынка), а те везут свои сюда. Во что все это выльется, можно только догадываться.

Ситуация, конечно, требует покупательского терпения.

Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home, мощность 33 Вт, сила всасывания 2200 Па, пылесборник 0.55 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, лидар, датчики перепада высоты, план нескольких этажей
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса, мощность 40 Вт, сила всасывания 3000 Па, пылесборник 0.57 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, лидар, датчики перепада высоты, план нескольких этажей
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса/Amazon Echo/Google Home, мощность 36 Вт, сила всасывания 3000 Па, пылесборник 0.45 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, лидар, датчики перепада высоты, план нескольких этажей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Александр Владыко