Мы то и дело пишем об историях, когда один человек дал в долг другому, тот не вернул, пришлось привлекать милицию, и все такое (о подобных ситуациях вы можете почитать здесь, здесь и здесь). В подобных ситуациях часто возникает недоумение: как можно было одолжить крупную сумму денег кому-то ненадежному? Мы поговорили с белорусами, которые сначала согласились кого-то выручить, а потом во всех смыслах расплачивались за свою доброту.
Этим летом Катерине пришлось отдать 500 рублей, потому что у ее кумы новый «айфон». Через месяц девушка заплатила еще 150 рублей. Нужно еще 1300. У нее нет другого выхода, кроме как платить за чужой телефон.
Эта история начала развиваться в позапрошлом году, когда кум Катерины попросил ее оформить на себя кредит. Девушка согласилась, потому что она не раз давала в долг семейной паре, и ребята всегда возвращали деньги. Поэтому, когда кум попросил у нее оформить кредит на 3000 рублей, Катерина не отказала.
— Кум пообещал своей жене двенадцатый «айфон». Он позвонил мне и стал просить, чтобы я оформила на себя кредит. Сам он не мог обратиться в банк, потому что на нем уже висели другие долги, а кума в то время не работала. Мы же друзья и в какой-то степени родственники, я крестная их ребенка. Поэтому я согласилась. Мы вместе пошли в магазин, выбрали «айфон» и оформили на меня кредит.
Спустя полтора года кумовья Катерины поругались, решили развестись и про свой общий долг забыли.
— Как вы узнали, что ваши друзья перестали платить по кредиту?
— Этим летом мне позвонили из банка и сказали, что у меня просроченная задолженность. На тот момент я думала, что кумовья погасят долги и будут платить по кредиту дальше, ведь они взрослые ответственные люди. По крайней мере мне так казалось. Но нет, никто платить не собирался, они валили друг на друга. Кум сказал, чтобы я забирала телефон у его жены. Кума отвечала, что она не отдаст телефон, потому что это подарок. Я бегала то к нему, то к ней, как ненормальная. Уже два месяца я выплачиваю кредит за чужой «айфон».
Примерно до весны 2023 года девушка должна платить банку по 150 рублей каждый месяц. Единственное, чего пока добилась Катерина, — ее кум написал расписку, что вернет ей все деньги, которые она выплатит по кредиту за «айфон», которым пользуется кума.
Мужчина пообещал, что обязательно все выплатит, что будет приносить деньги частями. Но с момента обещания прошло два месяца, и за это время мужчина так ничего и не вернул.
— Самым сложным для меня в этой ситуации было переступить через свою гордость и признать, что это была моя ошибка — то, что я им доверилась. Я чувствую себя такой дурой, что повелась! Вроде мы не чужие люди, кумовья, а они со мной поступили вот так. Для них семейная драма оказалась важнее, чем отношения со мной. Они подставили крестную своего ребенка. Мне в психологическом плане было трудно признать, что это моя вина.
— В каких отношениях вы теперь с этой парой?
— Кума пытается со мной общаться, хотя я не знаю, как с ней разговаривать. С кумом пытаюсь как-то контактировать, ведь он написал мне расписку, и если он не выплатит долг, то мне уже есть с чем идти в суд. Я даже не знаю, как общаться с моим крестником, и это волнует меня больше всего. Деньги мои тоже волнуют, конечно же, но главное — как выстраивать общение с крестником.
Юлии вместе подружкой-коллегой пришлось выплачивать кредит за парня, с которым они работали в одной компании. Парень хотел открыть свой бизнес и взять для этого кредит в банке, а без поручителей его не давали. Девушки согласились на поручительство.
— Мы дружили, отдыхали вместе. Этот парень был для нас товарищем, другом. Прикольный, общительный — не было причин ему не доверять. Свой человек, мы его давно знаем.
Поэтому согласились на поручительство, не размышляя. У парня были идеи для своего бизнеса — почему бы не помочь человеку? Оформили кредит.
Парень перестал платить по кредиту довольно быстро. Примерно через четыре месяца Юлия и ее коллега стали получать звонки из банка о том, что появилась просроченная задолженность. Ребята все еще работали вместе. Должник успокаивал девушек, говорил, что уже все выплатил, а банк с чем-то не разобрался. Уверял, что все уладит.
— Он нам говорил: «Девчонки, все зэ бест, не обращайте внимания и не реагируйте на звонки из банка».
Он обещал все уладить, у него еще и отец работает на хорошей должности в банковской сфере. А потом наш коллега уволился и исчез. Он стал нас избегать, менял номера телефонов. Мы приезжали к его отцу, а тот отвечал: «Мой сын уже взрослый, я не несу за него ответственность».
Позже девушек, как поручителей, вызвали в суд. Там они надеялись, что их бывшего коллегу заставят платить банку. Но он на суд не явился, и вся ответственность легла на поручителей.
— Конечно, легче привлечь поручителей, которые получают зарплату и нигде не скрываются.
Суд решил, что, пока мы не выплатим кредит коллеги, мы невыездные, а у нас путевки в Турцию, уже была дата вылета. Я экстренно брала новый кредит, чтобы закрыть кредит этого парня. Мы с коллегой еще вместе просили у работников банка, чтобы они позвонили в Госпогранкомитет и попросили снять запрет на наш выезд.
Сумма, которую пришлось выплатить, относительно небольшая — около €2000 на двоих поручителей. Но Юлия говорит, что даже такие деньги стали для нее проблемой — пришлось в чем-то ужимать себя и экономить, просить помощи у родителей. Тем более что девушка платила за съемную квартиру.
— Вы не думали подать в суд на этого парня, чтобы он выплачивал вам долг?
Услышав этот вопрос, Юлия заливается смехом.
— Нет. Сколько я читала таких историй и знаю по опыту своих знакомых: это все не работает, если человек неплатежеспособный. Даже у нас в компании: если суд решил, что наши должники обязаны нам заплатить, они все равно не платят, если у них нет денег. Здесь такая же ситуация.
Евгений только нынешней зимой закрыл кредит, который взял еще пять лет назад, чтобы помочь своему директору. Дело было так: перед новогодними праздниками компания осталась практически без денег, платить зарплату было нечем. Евгений работал замом директора и предложил руководителю идею: он возьмет в банке кредит, отдаст деньги директору, а тот выплатит зарплату сотрудникам перед Новым годом — хотя бы по 500 рублей каждому.
— Я знал, что директору кредит не дадут, поэтому пошел в банк сам. С директором взаимоотношения были очень дружеские, мы работали вместе около восьми лет, он был моим наставником (он старше меня). Долги по зарплате перед Новым годом возникли в том числе из-за того, что мои клиенты с нами вовремя не расплатились. У нас с директором был уговор: я отдаю ему кредитные 5000 рублей, а он потом будет платить каждый месяц по кредиту. Мы договорились, что, как только мои клиенты расплатятся, директор этими деньгами закроет весь кредит, который я оформил на себя.
Я отдал деньги, мы пожали руки.
Потом Евгений уехал в отпуск за границу и узнал, что буквально через неделю его клиенты выплатили деньги и этой суммы хватит на то, чтобы погасить весь кредит. Но директор решил направить их в другое русло.
— Я подумал: ну ладно, он закроет кредит позже, мы ведь договорились. Мне было неловко напоминать ему о деньгах, я боялся подойти, испортить отношения. Он бы сказал: «Женя, я все помню». Неудобное положение: просишь свое, и при этом как будто ты еще виноват.
Через полгода у компании снова возникли финансовые проблемы, Евгений решил уволиться. Как только он это сделал, директор перестал платить по кредиту.
— У нас даже расписки не было, ведь я ему доверял.
Он сказал, что я сам во всем виноват, потому что своим увольнением потопил компанию. И добавил, что теперь кредит — это моя проблема. Кредит на 5000 рублей вместе с процентами вылился мне в 10 000. А ведь я мог бы себе машину купить за эти деньги! Потом я узнал, что через полгода после моего ухода директор купил себе офис и белое кожаное кресло. А денег на кредит у него почему-то не было.
Самым сложным, по словам Евгения, было постоянно держать в голове, что нужно вносить платеж 25-го числа каждого месяца. Парень говорит, что без штанов он не остался, но на него очень давил тот факт, что если забыть про кредит, то испортится кредитная история.
— После этого я сильно разочаровался в людях, узнав, что они могут так поступать. Это поучительная история: не доверяйте даже своим хорошим наставникам, не давайте им в долг.
Иногда я еще могу одолжить денег по мелочи, но теперь у меня табу давать в долг родным и близким. Особенно близким.
Чем ближе человек, тем ниже вероятность, что я дам ему денег. У меня просили небольшие суммы, по $100—200. Я решил приврать, что денег нет. Потому что тяжело терять людей из-за денег.
Мы спросили у психолога Павла Зыгмантовича, автора телеграм-канала «Доказательная психология», почему люди легко дают в долг — даже большие суммы, даже без расписок.
— Мы просоциальный вид — хотим приносить пользу другим людям. И, как просоциальный вид, мы не любим, когда нашим близким плохо. Когда плохо какому-то незнакомому человеку на остановке, который подходит к нам и говорит: «Дай денег, трубы горят», — мы ему отказываем легко. А если денег просит тот, кто нам нравится, кто нам важен, такого уже просто так не оттолкнешь.
Плюс чувство вины. Человек ведь просит денег, потому что ему плохо, а если я ему отказываю, то получается, что я причиняю ему боль.
Плюс репутация. Мысли вроде «Если я отказываю, то что я за человек такой?». В комплексе желание приносить пользу другим плюс чувство вины и стыд перевешивают мысли о том, что деньги, отданные в долг, вам могут не вернуть.
— Как отказать человеку без стеснения и чувства вины и при этом остаться с ним в хороших отношениях?
— Никак. Если вам важны отношения с этим человеком, то вы будете ощущать вину. Алгоритм отказа выглядит просто: первое — выслушиваем человека, второе — говорим «нет», третье — переживаем волну его возмущения. Потом говорим: «Максимум, чем я могу помочь, — это вместе подумать, где ты еще можешь взять деньги».
Можно попробовать мыслить так: человек, который просит у меня в долг, хочет, чтобы я обслуживал его финансово.
Обычно от такой мысли становится обидно, и эта обида перевешивает вину, давать в долг уже не хочется. Но эту мысль нужно держать в голове постоянно. А это сложно, когда перед вами человек с глазами шрековского котика просит: «Ну пожалуйста, одолжи мне…» Если человек не умеет ослаблять чувства вины и стыда, то, скорее всего, ему будет проще дать в долг с перспективой потерять деньги. С этим нужно работать, убирать чувство вины и стыда, а научиться этому через комментарий к статье едва ли возможно.
— Как же так получается, что люди спокойно не возвращают долги даже друзьям и близким?
— Обычно они говорят: «А что в этом такого?» Должник может думать о вас так: «Я взял у него деньги, потому что у него их много. А если у него их много, то чего ему переживать? Когда-нибудь верну». Есть еще одна очень неприятная штука: некоторые люди воспринимают свои намерения как уже выполненное действие: «Я хочу отдать тебе деньги, и этим своим желанием я, можно сказать, уже отдал их тебе». Человек даже может не понять вашей обиды, ведь он искренне хочет вернуть вам деньги — когда-нибудь, просто не сейчас. И за этим очень редко лежит хитрый расчет или настоящая зловредность.
Юрист Иван Райкевич говорит, что если вы дали в долг меньше чем 10 базовых величин (сейчас это 320 рублей), то можете идти в суд даже без расписки — достаточно показания свидетелей. Если сумма больше, то следует составить расписку.
Какие сведения нужно указать в расписке:
Желательно, чтобы расписка была написана рукой того человека, который принимает деньги.
Если деньги вам не вернули в срок, вы можете обратиться в суд — приготовьтесь уплатить пошлину в размере 5% от суммы иска, но не менее 2 базовых величин.
— Выиграть дело можно, а дальше все зависит от имущественного положения «виновника торжества». Если ваш должник не маргинал, можно еще перед судом в обеспечение иска наложить арест на имущество. Если у него есть зарплата, деньги будут вычитать из нее. Еще, если он не станет выполнять решение суда, ему могут запретить выезд за границу, ограничить в управлении автомобилем и так далее, — говорит юрист.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by