Готовимся к 25 ноября. Рассказываем о выгодных днях — от «черной пятницы» до «панической субботы»

03 ноября 2022 в 8:00
Источник: Семен Махрут

Готовимся к 25 ноября. Рассказываем о выгодных днях — от «черной пятницы» до «панической субботы»

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

По данным одного опроса, в уже далеком счастливом доковидном 2018 году почти 90% белорусов знали, что такое «черная пятница». Но «пятницей» сезон распродаж не исчерпывается. Вслед за ней или рядом идут: «суббота для малого бизнеса», «киберпонедельник», «зеленый понедельник», «паническая суббота». Все это разные дни с разными предложениями, и в них желательно разобраться. Если «черную пятницу» приняли в большинстве стран (даже в Пакистане, Иране и Индии, где искусство торговли намного древнее, чем европейские деньги), то и другие акции к нам тоже придут.

Откуда все пошло

Понятие «черная пятница» слишком размылось, и сейчас так называют любую, даже мнимую скидку. Разберемся в изначальном варианте, который действительно работал и дал старт движению. Наиболее правдоподобная версия такова:

  • В четвертый четверг ноября в США отмечают День благодарения. Это семейный праздник с обильным столом и выходной.
  • В пятницу между этим праздником и следующими выходными американские трудящиеся насилу возвращались на рабочие места, но с энтузиазмом шли в магазины, чтобы заранее купить подарки к Рождеству.
  • «Черной» эту пятницу в 1950-х годах назвали «гаишники» Филадельфии из-за активного дорожного движения: народ ехал на «закупы».

Но это что касается названия. Рождественские распродажи начинались в этот день не только в Филадельфии, но и во многих других городах. В следующие десятилетия процесс стал лавинообразным и необратимым. Если скидки выставлял один значимый продавец, то же приходилось делать и конкурентам. Шла уже борьба скидок и яркой рекламы.

Вскоре покупатели уже ждали распродаж как само собой разумеющегося. Скидки доходили до 50—80% — причем они были реальные, а не откат после вчерашней наценки. Толпы народа приходили к магазинам еще до открытия: акционного товара всегда меньше, чем желающих купить его. Магазины стали открываться раньше, в пять утра, иногда вообще в полночь.

Вот несколько актуальных тенденций и фактов.

  • По информации Национальной федерации розничной торговли (NRF) США, в 2017—2021 годах 19% годового объема продаж приходилось именно на предрождественский период.
  • Теперь сезон распродаж начинается раньше. Активная реклама идет с октября (так же и у нас). И лучшие предложения тоже появляются не в «черную пятницу», а перед этим. В США 28% покупок делаются уже к началу ноября (данные 2021 года), и почти половина американцев начинают закупаться раньше, чем в прошлые годы.
  • Объемы торгов в ковидные годы не уменьшились. В 2020 году, в период карантинов, 69% покупателей нашли все нужные товары, уверенность в доставке через интернет выразили 84%. В «черную пятницу» 2021 года и выходные сразу после нее NRF ожидала 158,3 млн покупателей, а оказалось 179,8 млн, и каждый потратил в среднем $301,27.

Объемы сезонных распродаж растут почти каждый год на протяжении 20 лет. Вот данные NRF для США (в других странах объемы на душу населения наверняка будут меньше, но рост обычно быстрее):

Год Общие расходы за сезон распродаж Рост к прошлому году Расходы одного покупателя
2002 $416,40 млрд 2,10%
2003 $437,60 млрд 5,10%
2004 $467,20 млрд 6,80%
2005 $496,00 млрд 6,20% $734,69
2006 $512,10 млрд 3,20% $750,70
2007 $526,00 млрд 2,70% $755,13
2008 $501,50 млрд −4,70% $694,19
2009 $502,67 млрд 0,20% $681,83
2010 $528,77 млрд 5,20% $718,98
2011 $553,26 млрд 4,60% $740,57
2012 $567,65 млрд 2,60% $752,24
2013 $583,52 млрд 2,80% $767,24
2014 $611,52 млрд 4,80% $802,45
2015 $628,17 млрд 2,70% $805,65
2016 $646,72 млрд 3,00% $935,58
2017 $679,24 млрд 5,00% $967,13
2018 $691,48 млрд 1,80% $1007,24
2019 $718,64 млрд 3,90% $1047,83
2020 $777,35 млрд 8,20% $997,79
2021 $886,7 млрд 14,10%

Главный вывод: теперь распродажи — обязательная часть торговли. Клиентам есть смысл искать скидки, продавцам все равно придется их делать.

График «черных пятниц» в ближайшие годы такой:

  • 2022-й — 25 ноября;
  • 2023-й — 24 ноября;
  • 2024-й — 29 ноября;
  • 2025-й — 28 ноября;
  • 2026-й — 27 ноября.

«Киберпонедельник»

Cyber Monday — это первый понедельник после Дня благодарения, когда ищут максимальные скидки в покупках онлайн.

«Киберпонедельник» моложе «черной пятницы», зато его появление точно описано. В 2004 году обнаружили, что у 77% интернет-магазинов наблюдался рост заказов в понедельник после Дня благодарения. Офисные сотрудники, коих в Америке масса, возвращались на работу, но продолжали шопинг с рабочих компьютеров. Это заметили в Shop.org, отделении NRF. Скотт Сильверман, директор этой организации, и придумал термин «киберпонедельник» в 2005 году.

Продажи в «киберпонедельник» сейчас растут быстрее, чем в «черную пятницу».

Год Продажи
2005 $484 млн
2006 $608 млн
2007 $733 млн
2008 $846 млн
2009 $887 млн
2010 $1,0 млрд
2011 $1,3 млрд
2012 $1,5 млрд
2013 $1,7 млрд
2014 $2,6 млрд
2015 $3,1 млрд
2016 $3,7 млрд
2017 $4,7 млрд
2018 $6,0 млрд
2019 $7,9 млрд
2020 $10,84 млрд

С предыдущей таблицей не сравнивайте: там объем всего сезона, здесь — только «киберпонедельника». Кстати, это показывает одну из общемировых тенденций: онлайн-торговля теснит традиционную. Вот несколько фактов:

  • В США только из-за Amazon упали продажи у 96% торговых центров.
  • По данным опроса, проведенного Harris Survey еще в 2018 году (то есть до COVID-19), в сезон распродаж покупки через интернет выбирали 60% покупателей.
  • В том же 2018 году Майк Ульман, директор сети JCPenney, предсказал, что в ближайшие пять лет закроется 75% торговых центров. До конца прогноза остался год, сеть JCPenney уже закрылась, и не только она.

График «киберпонедельников»:

  • 2022-й — 28 ноября;
  • 2023-й — 27 ноября;
  • 2024-й — 2 декабря;
  • 2025-й — 1 декабря;
  • 2026-й — 30 ноября.

«Суббота для малого бизнеса»

А вот «суббота для малого бизнеса» к нам еще не пришла. Но идея весьма полезная. На следующий день после «черной пятницы» проходят разного рода маркетинговые акции, чтобы привлечь покупателей к небольшим местным продавцам — и в традиционной торговле, и в интернет-сегменте.

  • Инициативу поддерживает правительство США, власти всех 50 штатов, финансовая компания American Express и многие другие организации.
  • В рамках «субботы для малого бизнеса» принято поддерживать местные предприятия с численностью сотрудников до 500 человек. Сюда попадают магазины, мастерские, парикмахерские и другие объекты торговли и услуг.

«Субботы для малого бизнеса» продвигают с 2010 года. В 2011-м их поддержал Сенат США, а в 2021-м, по данным American Express, объем продаж в эту субботу в США составил $23,3 млрд. Инициативу уже переняла Великобритания, в других странах она наверняка тоже разовьется, потому что это выгодно не только продавцам, но и местному сообществу в целом.

По расчетам American Express, из каждого $1, потраченного в местном малом бизнесе, $0,67 остается в местной общине (городе, районе).

График «суббот для малого бизнеса»:

  • 2022-й — 25 ноября;
  • 2023-й — 24 ноября;
  • 2024-й — 29 ноября;
  • 2025-й — 28 ноября;
  • 2026-й — 27 ноября.

«Зеленый понедельник»

Про этот день у нас тоже мало знают. Он похож на «киберпонедельник», но не совсем.

Green Monday — это второй понедельник декабря, до 14-го числа. В этот день тоже ищут скидки в торговле через интернет.

«Зеленым» этот понедельник называют именно благодаря продажам в онлайне. Их называют более экологичными, ведь никто не ездит по магазинам на машине, сами магазины виртуальные, то есть не создают парниковый эффект отоплением торгового зала и так далее.

«Зеленый понедельник» продвигают Amazon, Walmart, Target (несмотря на то что две последние компании больше известны как сети традиционных магазинов).

Известно, что продажи в интернете достигают максимума не в «киберпонедельник», а с 5 по 15 декабря. В 2007 году eBay называл самым загруженным днем как раз второй понедельник декабря.

Но важнейшая основа «зеленого понедельника» — до Рождества остается чуть больше 10 дней — гарантированный срок доставки из интернет-магазинов в США, еще можно покупать подарки.

Статистику продаж в «зеленый понедельник» называют не так уверенно, как по «черной пятнице» и «киберпонедельнику», но кое-что есть:

Год Общие расходы за сезон распродаж Рост к прошлому году
2008 $0,859 млрд −2,50%
2009 $0,854 млрд −0,60%
2010 $0,954 млрд 11,70%
2011 $1,133 млрд 18,80%
2012 $1,275 млрд 12,50%
2013 $1,401 млрд 9,90%
2014 $1,615 млрд 15,30%
2015 $1,408 млрд −12,80%
2016 $1,621 млрд 15,10%
2017 $2,059 млрд* 27,0%*
2018 $2,629 млрд* 27,7%*
2019 $3,454 млрд* 31,4%*

В 2 раза меньше, чем показатели «киберпонедельника», но все равно много.

График «зеленых понедельников»:

  • 2022-й — 12 декабря;
  • 2023-й — 11 декабря;
  • 2024-й — 9 декабря;
  • 2025-й — 8 декабря;
  • 2026-й — 14 декабря.

«Паническая суббота»

Panic Saturday еще называют «суперсубботой» (Super Saturday). Это последняя суббота перед Рождеством и конец рождественских распродаж. Во многих странах воскресный выходной распространяется на торговлю, и тогда «паническая суббота» — последний шанс закупиться подарками.

Объем торгов в «суперсубботу» всегда огромный. Еще в 2009 году в США писали, что выручка в этот день — порядка $15 млрд, многие бизнесы делают до 60% годовых продаж, а общий объем торгов с 21 по 24 декабря составляет 13,6% от годового показателя. Через интернет в «паническую субботу» покупают меньше: слишком мало времени на доставку.

Думаете, в «паническую субботу» нет скидок, потому что и так все купят? На самом деле скидки есть, иногда довольно интересные. Некоторые обладатели особо крепких нервов специально ждут конца распродаж, чтобы получить максимальные скидки. Дело в том, что распродажи выгодны и покупателям, и продавцам: последние тоже хотят перевести товар в деньги, пусть и без выгоды, даже с убытком, ведь им нужны свободные деньги, а не избыток товарных запасов.

«Паническую субботу» особенно отмечают в США и Польше. В других странах она тоже есть, но проходит не так организованно. У нас подобные акции обычно бывают 30—31 декабря.

График «панических суббот»:

  • 2022-й — 24 декабря;
  • 2023-й — 23 декабря;
  • 2024-й — 21 декабря;
  • 2025-й — 20 декабря;
  • 2026-й — 19 декабря.

О тех, кому все это не нравится

Не все хотят участвовать в забеге за скидками, не всем нравится эта кутерьма, кто-то понимает, что, не покупая вовсе, вы экономите не 30 и не 50%, а все 100. Позиция понятная и достойная.

Те, кому не нравятся распродажи и общество потребления в целом, объявили в пятницу после Дня благодарения День без покупок (Buy Nothing Day). Пока одни штурмуют магазины, перегружают тележки непонятно чем, дерутся за вещи, другие протестуют против бездумного потребительства.

А именно:

  • Проводят демонстрации.
  • Режут на части кредитные карты на публике, в торговых центрах.
  • Сидят в людных местах, чтобы мешать прохожим и этим привлекать внимание к своим идеям.
  • Совершают прогулки зомби: ходят по местам торговли с пустыми глазами и ничего не покупают.
  • Устраивают очереди с пустыми тележками.
  • Не только ничего не покупают, но и сутки не пользуются компьютерами, телевизорами, телефонами, автомобилями — в общем, выпадают из современного общества.
  • Устраивают некоммерческие вечеринки или спортивные мероприятия.
  • Занимаются благотворительностью, отдают ненужные вещи даром, меняются.

Последние два варианта выглядят социально полезными, остальные же скорее раздражают общество потребления. Кстати, движение против потребительства в целом и распродаж в частности довольно старое. День без покупок стали отмечать в Канаде в 1992 году, а в США в 1997-м его назначили на «черную пятницу». До сих пор его так и отмечают, правда, в Европе это делают назавтра после «черной пятницы». Эти же активисты борются против рекламы в СМИ — а те в ответ лишают их рекламного времени и вообще обходят вниманием.

Как правильно пользоваться «черной пятницей» и другими распродажами

Жителям США и Западной Европы, где распродажным шопоголизмом болеют с середины прошлого века, в этом году чаще всего давали такие советы:

  • Планировать покупки заранее, составлять список и критически его пересматривать (вечное, но актуальное).
  • Следить за рекламой будущих акций с конца сентября, в октябре обязательно проверять и сравнивать предложения.
  • Пользоваться приложениями для сравнения цен.
  • Приобретая товар, сразу обеспечивать путь отхода, оформлять его так, чтобы без проблем вернуть или обменять. Обычно это делается просто по закону, иногда советуют оформлять подарочные квитанции — с ними товар меняют быстрее и выгоднее.

Все это, правда, не панацея, но, пока вы считаете и сравниваете, у вас меньше шансов поддаться потребительской эйфории.

Скоро будет интересно!

электрический с конвекцией, объем 65 л, утапливаемые переключатели, 8 режимов, очистка каталитическая, 2 стекла в дверце, направляющие проволочные + телескопические (1 уровень)
индукционная на 4 конфорки, cтеклокерамика, мощность: 6600 Вт, независимая установка, размеры (ШхГ): 59x52 см
загрузка на 10 комплектов посуды, электронное управление, 5 программ, 44.6x55x82 см, черный цвет, сушка: конденсационная, индикация на полу: луч
отдельностоящая, автоматическая стиральная машина, с паром, загрузка до 6.5 кг, отжим 1000 об/мин, глубина 44 см (с люком 46 см), энергопотребление A+++, прямой привод, защита от протечек, 10 программ

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Семен Махрут