37 078
11 ноября 2022 в 14:00
Источник: Егор Енотов
Спецпроект

Властелины дешевых джинсов. Рассказываем про миллиардера Амансио Ортегу и наследницу его фешен-империи Zara

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Массовое сознание рисует детей миллиардеров на палубе роскошной яхты, с блюдом икры в одной руке и пачкой долларов в другой. Наверняка бывает и такое, но чаще жизнь у этих ребят чуть поинтереснее. Иначе мы вместе с Betera не начинали бы новую серию текстов, которую назвали «Серебряная ложка». В ней будем рассказывать про богатейших людей планеты и их наследников — и начнем с самых непубличных: испанского миллиардера Амансио Ортеги, лично ответственного за все эти одинаковые аутфиты сотен начинающих модников, и его 38-летней дочери Марты Ортеги Перес, недавно унаследовавшей отцовскую империю Zara.

Имя 86-летнего испанского предпринимателя Амансио Ортеги вряд ли придет на ум после того, как вас попросят вспомнить самых знаменитых миллиардеров. Хотя основатель бренда Zara и «отец фаст-фешена» в начале 2010-х стабильно входил в тройку богатейших людей планеты, а в 2015-м и 2016-м даже возглавлял рейтинг Forbes, сместив вечного лидера Билла Гейтса.

Сейчас состояние Ортеги оценивается примерно в $56,7 миллиарда, он болтается где-то на двадцатых строчках списка, сильно уступая не только твиттер-скандалисту Илону Маску, но и другому бизнесмену из модной сферы — Бернару Арно, владельцу Louis Vuitton. Тем не менее испанец все еще считается одним из самых богатых и влиятельных людей Европы — даже несмотря на то, что отошел от дел в своей фешен-империи Inditex еще в 2011 году.

Сеньор Ортега к тому же всегда был известен как миллиардер-затворник. Первое публичное фото предпринимателя появилось только в 1999 году, короткие интервью, взятые у него за полувековую карьеру, можно пересчитать по пальцам. Большая часть имеющейся информации о нем — от неофициальных биографов, но уж как есть.

Амансио родился в 1936 году, за несколько месяцев до начала гражданской войны в Испании. Был младшим из четверых детей в семье железнодорожника и горничной, работавшей у немецких богачей. Жили крайне бедно: мать Ортеги часто приходилось брать продукты в местном магазине в долг. Говорят, что однажды двенадцатилетний Амансио, стоя у высокого прилавка, услышал, как продавец говорит, что больше не может позволить себе отдавать ей еду без предварительной оплаты. В тот момент мальчик решил, что больше никогда такого не допустит; год спустя Амансио бросает школу и устраивается посыльным к торговцу рубашками.

Вскоре семья Ортеги переезжает на север Испании, в Ла-Корунью. Там Амансио находит работу драпировщиком в галантерейной лавке, потом дорастает до подмастерья у модельера, еще чуть позже — до менеджера швейного кооператива. Там же работала его возлюбленная и будущая жена Росалия Мера, которая и подбила будущего фешен-императора запустить, наконец, свой бизнес. На дворе 1963 год: Ортега бросает работу на дядю и буквально с €20 (на современные деньги) на счету открывает фабрику по пошиву модных в то время стеганых халатов и нижнего белья.

В 1975 году один из постоянных клиентов отказывается от крупной партии одежды. Ортега, недолго думая, открывает небольшой магазин в центре Ла-Коруньи, чтобы все распродать самостоятельно, — так появляется Zara. Есть популярная легенда, что изначально Амансио хотел назвать магазин Zorba, в честь героя своего любимого фильма «Грек Зорба», и даже успел заказать вывеску. Но оказалось, что в городе уже есть лавка с таким названием. Ортега не растерялся: взял и составил из имеющихся букв новое и вообще ничего не значащее слово. Откуда взялась вторая «а»? Как оказалось, сделали по ошибке — и предприимчивый испанец просто пристроил ее, раз уж уплачено.

К началу 1980-х магазины Zara уже были в каждом городе Испании. В 1985-м Ортега создает на базе сети корпорацию Inditex, в 1988-м — открывает первую точку за рубежом, в соседней Португалии. Через два года Zara уже знают в Нью-Йорке и Париже. В то же время испанец создает новый бренд Pull&Bear и выкупает Massimo Dutti, а к концу 90-х появляются Bershka и Stradivarius. Ну а вместе с ними и те самые миллиарды долларов.

В чем секрет успеха? Банально и гениально — в дешевизне и скорости. Еще в бытность хозяина швейной фабрики Ортега смекнул, что чем быстрее товар добирается до полок магазинов, тем быстрее и больше можно на нем заработать. Поэтому Zara с самого основания держала производства в странах, где и продается одежда, — этот принцип бренд старается сохранять до сих пор. Вдобавок компания Ортеги почти не вкладывалась в промоушен новых коллекций: низкий ценник сам по себе был хорошей рекламой.

Ну и как, собственно, появился тот самый термин «фаст-фешен»: пока утонченные кутюрье корпели над своими коллекциями минимум по полгода, дизайнеры Zara научились штамповать их за две недели. Откуда берутся идеи? С подиумов «медленных» брендов, с обложек журналов, из телешоу, да и просто с улиц. Еще в 80-х испанец нанимал целый штат аналитиков-компьютерщиков, которые помогали модельерам изучать, что уже носят и что хотят носить люди по всему миру, — и мгновенно давать им это. Ортега приучил модников к тому, что его одежду нужно покупать здесь и сейчас — ведь завтра понравившуюся кофточку они уже, скорее всего, в магазинах сети не найдут.

Одной из главных фанаток одежды от Inditex с самого детства была младшая дочь Амансио Ортеги — Марта. Она родилась в 1984 году, уже от второй супруги бизнесмена, Флоры Перес, и воспитывалась в основном бабушкой по материнской линии. Причем наследница миллиардера тогда даже толком не понимала, чем конкретно занимается ее отец: ну, просто много путешествует по миру и участвует в чем-то связанном с модой. Девушка вспоминала, как однажды к ней подошла одноклассница и спросила, почему на ней всегда одежда только от Zara. «Не знаю, мне ее покупает мама», — на голубом глазу тогда ответила Марта.

Ортеге Перес, само собой, не нужно было подростком зарабатывать на хлеб, как это когда-то делал Амансио, поэтому девушка вовлеклась в отцовский бизнес только в 23 года. До этого занималась балетом и конным спортом — вполне профессионально, участвовала и побеждала во всех крупнейших турнирах Испании. После окончания учебы в бизнес-школах Англии и Швейцарии Марта пошла работать торговым представителем в один из лондонских магазинов Zara.

«Первую неделю я думала, что не выживу, — признавалась она в одном из интервью, которые дает не чаще, чем отец. — Но потом ты становишься зависимым от магазина. Многие сотрудники не хотят уходить оттуда никогда. Zara — это сердце компании».

Через пару лет Марта стала работать в компании под руководством Беатрис Падин — правой руки Амансио, которую все называют «самой влиятельной женщиной в Inditex». Девушка занималась разработкой лимитированных премиальных линеек Zara, запускала коллаборации с певицей Шарлоттой Генсбур, координировала работу закупщиков и мерчандайзеров, анализировала тренды в парижском и шанхайском офисах. В общем, вроде как плотно была вовлечена в дела холдинга, но руководящих должностей никогда не занимала.

Именно в этот факт тыкали хейтеры, когда в конце 2021 года стало известно, что Марта возглавит отцовскую империю. Хотя инсайдеры утверждают, что Амансио Ортега прорабатывал план смены поколений с десяток лет, да и выбора особого у него не было. Сын от первого брака Маркос родился с тяжелой инвалидностью, а старшая дочь Сандра лишь владеет 4,5% акций Inditex, но к бизнесу никакого отношения не имеет: работает психологом и занимается основанным матерью благотворительным фондом помощи в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями.

В любом случае в Inditex остался опытный CEO Пабло Исла, так что Марта должна справиться. Еще вместе с ней в делах компании активно участвует муж Карлос Торретта, сын знаменитого испанского дизайнера Роберто Торретты. Карлос отвечает за онлайн-коммуникации брендов и фешен-съемки.

Ортега Перес замужем второй раз — от первого брака со звездой испанского конного спорта Серхио Альваресом Мойей у нее есть сын, названный в честь деда. На вторую свадьбу одну из самых влиятельных девушек в мире моды наряжал бренд Valentino — платье готовил сам директор Пьерпаоло Пиччоли. Марта признавалась, что является большой поклонницей итальянского модного дома, а его показы — одни из немногих мероприятий, ради которых она готова выходить в свет.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Pierpaolo Piccioli (@pppiccioli)


Как и ее отец, Марта ведет непубличный образ жизни — никаких грандиозных вечеринок на яхтах и лакшери-лайфстайла в Instagram, чего можно было бы ожидать от дочери миллиардера. Аккаунт у Ортеги Перес, кстати, закрытый, и на него подписаны всего лишь 1400 человек. Единственный инфоповод девушка подарила таблоидам в 2016 году, когда известный эротический фотограф Марио Сорренти опубликовал ее пляжное фото с подписью: «Спасибо за отличное путешествие». Но оказалось, что и оно было сделано «по работе»: Марта летала на Барбадос контролировать съемку новой коллекции.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от mario_sorrenti (@mario_sorrenti)



Партнер проекта — Betera

БК Betera (ООО «Статускво») — топовый игрок гемблинг-индустрии Беларуси — платформа для развлечений с широкой линейкой казино-продуктов на любой вкус. Сегодня это более 1300 игр: слоты, live-казино, виртуальный спорт и ТВ-игры. Компания объединяет технологии, бизнес и спорт, чтобы дарить эмоции от азартных развлечений.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by

Источник: Егор Енотов