15 ноября 2022 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

Кассы самообслуживания уже норма. Разбираемся в нюансах и рассказываем, что будет дальше

Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

В 2015 году вы открытым голосованием приняли решение: в магазинах должны появиться кассы самообслуживания. Прошло четыре года, и после экспериментов были предложены реально работающие решения. Мы встретились с теми, кто запускал кассы в «Гиппо» (магазин с бегемотом оказался самым проворным). Оказалось, что за последние годы Беларусь стала весьма самообслужливой. А что дальше?

В сентябре 2015 года «Виталюр» согласился на месяц поставить одну кассу самообслуживания. Согласно легенде, это были остатки оборудования от нереализованного литовского проекта в ТЦ Green. Потом на радарах стало глухо — до сентября 2019 года, когда первые кассы открылись в «Гиппо». Через пару месяцев такие же появляются в «Соседях». В январе 2020-го первую кассу ставит «Евроопт» — сегодня в сети их уже 1600.

Почему не получилось в 2015-м?

Это хороший пример того, как не нужно делать тест, если ищешь ответы. Одна касса, рядом один помощник (выдернутый с работы кассир), только безнал (на тот момент основная доля платежей совершалась бумажными деньгами) и отсутствие поддержки — что привезли, то и использовали. В итоге «Виталюр» получил дорогую головную боль, а эксперимент удачно подтвердил бестолковость единственной кассы.

Шло время. Продавцы продолжали ездить по разным впереди идущим странам. А там этих касс становилось все больше. Началась конкуренция идей. Потом оказалось, что многие работали над проектами параллельно с конкурентами.

Ближе к 2020 году случился прорыв, и открылись почти что все. Совпали идейность, доступность оборудования и демографическая яма, поднявшая стоимость труда кассира.

Первым удалось открыться «Гиппо».

— Мы начали заниматься проектом еще в 2018 году, — рассказывает Александр Иванов, IT-директор торговой сети. — Поездили за границу, посмотрели. Вроде понятно, что выгодно, но как считать, не до конца ясно.

Важную роль сыграл маркетинговый фактор: кто первый запустится, тот и покажет покупателям, кто на рынке молодец и современный. Александр мечтал все успеть и открыться в «космический день» — 12 апреля.

Подвиг оказался неповторимым — кассы открылись в сентябре. Ставка на имиджевый акцент все равно сработала, число покупателей выросло. Всем было любопытно. Ну и хотелось попытаться обмануть: весело же.

Подробнее о том, как все работало на тот момент, читайте здесь.

Это был как первый «айфон»

«Гиппо» открыл кассы от компании Diebold Nixdorf в двух магазинах — в виде острова из четырех аппаратов, с приемом наличных. Вроде все сделали так, как надо было. Сделали и оставили. Регулярно инкассировали. Однажды достали из купюроприемника вилку — удивились.

Тем временем ситуация с кассирами ухудшалась. Началась гонка зарплат. Технологии, наоборот, дешевели. Проект получил еще больший приоритет и перешел на следующий уровень управления.

— В начале прошлого года мы решили купить еще ряд устройств Diebold Nixdorf. Они стоили от $10 тыс. за безнальный аппарат и от $20 тыс. за вариант с модулем, который принимает наличные. Ранее весной купили 28 устройств — и с наличными, и без, — говорит Виктор Загорец, заместитель генерального директора по развитию компании «Белвиллесден» (сети «Гиппо» и «Белмаркет»).

Для покупателей, которые пользуются этими кассами и понятия не имеют, дорого ли это — $20 тыс. за кассу, — уже дорого.

— Одновременно обратили внимание на «иные» варианты. Один из них — софт российского производства и китайская начинка. В результате сейчас у нас 150 КСО, из них треть Diebold, остальные — российские моноблоки, которые мы называем «киоски».

Теперь первые кассы называют первыми «айфонами» — для своего времени круто, а теперь есть варианты и получше.


Реклама
Кредитные программы Белгазпромбанка для бизнеса


Условия кредитования:

✓ максимальная сумма — не ограничена;

✓ выбор программ под любые цели;

✓ ставка в долларах — от 4,99%, в белорусских рублях — от 7,5%, в российских рублях — от 16,5%;

✓ максимальный срок кредитования — до 84 месяцев (7 лет).

Подобрать кредит и оформить заявку можно на сайте.

Хоть кому-то повезло

Основная работа оказалась не в том, чтобы купить и поставить, а в том, чтобы масштабировать: менять и добавлять новые системы оплаты, регулярно улучшать меню, повышать удобство покупки пакетов, внедрять новые фишки системы лояльности. Касса — это не столько железо, сколько функции.

— Все наши устройства оснащены контрольно-весовой платформой, которая сопоставляет вес товара и его штрихкод (или выбор покупателя в меню). И со старта это не всегда работает так, как нужно. Например, влажные салфетки должны весить 100 граммов, а может быть 98 или 105. Хлеб вообще весит по-разному. Вот так шаг за шагом происходит обучение кассы, — уточняет Виктор Загорец.

— Мы все признаем, что Diebold и NCR — лидеры рынка и двигатель моды. У нас самих первые покупки — Diebold. Но весной этого года они ушли из России (а следом и из белорусского региона). Машины превратились в законсервированный продукт, в которые нельзя вносить изменения — если только на свой страх и риск, рискуя поломать то, что хотя бы пока работает.

Нам повезло в том, что занялись «киосками» еще до весны. Поэтому теперь все самое новое реализуется через них (аппараты CSI создаются и управляются из России подразделением компании «Кристалл»). А немецкие кассы остаются работать, но в той версии, в которой были по состоянию на начало этого года.

Евгений Лапшин, директор «БелКристаллСервиса», занимается поставками и сопровождением линейки касс самообслуживания.

— Оборудование в разных магазинах может различаться, но каждый старается сделать пользование кассами максимально удобным, исходя из своей практики. Из последних улучшений нашего софта — новое меню с интуитивным поиском.

Отдельный подсчет веса упаковки — чтобы вы не покупали лоток по цене салата.

Сквозное добавление пакетов (их можно добавить в любой момент) и умная функция в весах, которая позволяет пробить, например, один сырок, а потом бросить на весы десять таких же — система распознает кратность веса, делает предположение, что это одинаковые товары, и сама предлагает внести нужное количество сырков.

Взял три штуки, пробил один, а положил все — система по весу понимает, что это может быть одинаковый товар, вес кратен весу товара. А если вы возьмете разные товары, то аппарат просто напишет о том, что есть ошибка: вес не совпадает.

Похожие «киоски» стоят в «Еврооптах» — это китайские аппараты CCL.

— Особенность наших касс — в собственном ПО, которое писалось с нуля, и мы постарались учесть все нюансы, связанные с удобством как для покупателя, так и для персонала, — начиная от возможности выбрать свой пакет (этот вариант есть только у нас) и заканчивая участием КСО в наших акциях и играх («Бонстики» и так далее), плюс возможность персонала подтверждать возраст покупателя, не подходя к кассе, а со своего рабочего места, — уточняет Егор Хрусталев, руководитель пресс-службы «Евроопта».

Что с мошенниками?

Мы уже говорили, что первое время был всплеск красных фонариков, которые срабатывают при необходимости вызова помощника. Что из этого было серьезной попыткой бросить вызов машине, а что — авантюрной попыткой схитрить, мы не знаем. Очевидно, что человек — более совершенная машина по созданию новых алгоритмов, в отличие от компьютера, который может их только изучать и выполнять.

Магазины неохотно говорят о «фроде»: он снизился с 5% в начале до 1% сейчас — и хорошо.

Вслед за хитрыми покупателями развиваются и системы наблюдения. Раньше алгоритмы для вызова оператора службы безопасности писали с учетом работы кассиров, теперь — под самообслуживание. Интеллект системы в том, что она получает сценарии возможного мошенничества и вызывает на помощь человека, чтобы тот разобрался.

Например, если в чеке много раз пробивают лимоны — все разного веса. Это реальный случай из России: покупатель приклеил штрихкод от лимона к внешней стороне ладони и подносил его к сканеру каждый раз, когда клал в пакет иные дорогие продукты. Внешне для контролирующего «остров» помощника ничего удивительно: все пикает, товар считывается, весы не жалуются.

Еще один пример «детских болячек» для понимания масштабов — сборные покупки — когда вам в один пакет кладут пюре с котлетой. Или суши — помните сборный контейнер с десятком стикеров? Их нужно было по очереди прикрывать рукой, каждый раз оставляя единственный штрихкод, и так по очереди. Теперь сборную покупку научились заменять одной наклейкой или QR-кодом, но не сразу научились вшивать туда суммарный вес. В результате при сборной покупке планово отключалась весовая платформа. А когда отключается весовая платформа, на нее часто попадает любой неоплаченный товар — и ничего не пискнет, если помощник не заметит.

Сегодня методы обмана продолжают развиваться. Возможно, торговля сама их еще не знает. На это и закладывается 1%.

Что будет дальше?

Возможен ли продуктовый магазин без кассиров в ближайшие годы?

Тема весьма избитая, но и время не стоит на месте. В этом году появилась новая израильская технология.

Для начала напомним, что в 2018 году в Минске в течение нескольких месяцев проводился совместный эксперимент IT-компании и зоомагазина. Там на самом деле не было кассиров — все работало через приложение и RFID-метки, которые крепятся к каждому товару. Но в итоге магазин закрылся и до сих пор существует только в интернет-версии самого себя.

— На данный момент я не вижу возможности запустить продуктовый магазин по этой технологии, — говорит Александр Иванов. — Мешают законы физики: металлические поверхности, жидкости просто не работают с RFID, плюс куча мелочовки требует большого числа помощников и контролеров.

Была идея попробовать на ночь оставить круглосуточный магазин только с кассами самообслуживания и охранником/помощником. Но нельзя, должна быть хотя бы одна касса с возможностью оплатить наличными. А КСО сейчас развивается только в сторону безнала.

Несколько лет назад гремела технология Scan & Go — когда покупатель ходил по магазину и, накладывая в тележку товар, сам сканировал штрихкоды (сначала сканером, потом появились мобильные приложения). На кассе оставалось показать итоговый чек и оплатить. Но, хорошо стартовав, система не получила такого же скоростного развития. Говорят, из-за слишком большого фрода.

Израильский стартап Supersmart похож по технологии: тоже ходишь и набираешь, сканируя товары мобильным телефоном. Они добавили к контролю на выходе весовую платформу (на нее надо загонять всю тележку) и интеллектуальные технологии машинного зрения: камера изучает ваши покупки, сопоставляя с тем, что вы насканировали, а нейросеть подсказывает, все ли окей.

Ближайшая технология для Беларуси — электронные ценники. Все ждут, когда они наконец подешевеют.

— Гипермаркет — это примерно 60 тыс. товаров, многие из которых дублируются на нескольких полках. Каждый подходящий ценник, на котором можно разместить всю информацию, стоит около $10. Если посчитать, сколько ценников нужно, получится больше миллиона долларов инвестиций. Пока думаем заказать электронные ценники на быстрооборачиваемые товары, а для остального пока оставить традиционные бумажные, — подводит итог Александр Иванов.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by