Если собрать бизнес-истории, которые творят женщины в декретном отпуске, получится толстенная книга. Любые сопутствующие трудности — это лишь дополнительное оружие в их руках. Юлия придумала и крутит в Гродно японские десерты моти, открывая голубые океаны спроса. Слава Instagram и налогу на самозанятость.
Если вы знаете, что такое моти, вы или любитель аниме, либо просто какой-то крутой и любознательный красавчик. Я попробовал это «нечто» пару месяцев назад, когда в редакцию принесли корпоративный набор пирожных от азиатского бренда. Это было необычно и на ощупь, и на вкус. Оказалось, какая-то модная тема.
— Японцы, скорее всего, удивляются, когда пробуют европейскую интерпретацию своих моти. Они сами добавляют в тесто начинку из пасты анко (бобовая) или фасоли. По легенде, в конце прошлого века кто-то (или японцы, или американцы) решил адаптировать эту штуку в США и положил вместо овощной начинки мороженое — получилось моти айскрим. Потом десерт ушел в Европу. А затем кто-то придумал начинки на базе сливок и мягких сыров с фруктовыми начинками. Направление настолько новое, что если вы пробовали моти в Санкт-Петербурге, то слышали популярное название «питерский десерт».
Хотя никакой он, как вы поняли, не питерский.
Вся эта история моти — легенда от Юли, кондитера из Гродно. Мы не знаем, правдивая она или нет. Но это не имеет никакого значения, потому что история ее моти-бизнеса абсолютно независимая. Когда Юля делала первые пирожные, она даже понятия не имела, какой по вкусу оригинал.
Дорога к моти началась в 2017 году, когда молодая мама, архитектор по образованию, желающая делать что-то помимо ухода за ребенком, пошла на тортовые курсы.
— Я хотела подзаработать. Окончила курсы, начала печь. Даже что-то получалось. Но потом по семейным обстоятельствам закончила. И не думала, что когда-то вернусь в эту тему.
Сразу второй декрет — и опять щелчок: что делать?
— Про торты забыла и забросила аккаунт. Когда одному ребенку 3 года, а второму несколько месяцев, делать торты нереально. Это процесс, который требует длинного периода производства без отрыва.
Я стала думать: что можно делать ночью, пока дети спят? И чтобы соседей не разбудить. Решила, что пряники подойдут. Как продавать? Конечно же, через мой торт-аккаунт, где 300 человек ждут моего возвращения. Оказалось, никто не ждал. Зато я начала заниматься изучением продвижения в Instagram.
В итоге пряники начали потихоньку продаваться, но мало. Пряник он и есть пряник, как его ни украшай.
— Нужен был более инстаграмный десерт — как эклер, только круглый и с разными начинками. Типа профитроли, залитые глазурью — я так себе представляла.
И вот однажды, листая ленту, я увидела розовый шарик. Только внутри он оказался совсем не профитроль. Так я познакомилась с моти.
Посмотрела пару видео о производстве — боже, как сложно. Заварное рисовое тесто и сложные начинки: чиз, сливки, маскарпоне, фруктовые…
Потому глянула, кто делает такое у нас. В Гродно — никто, в Минске на тот момент — никто. Статистика Google показывала 60 запросов из Беларуси в год. Понятно, почему никто не делает моти: о них еще никто не знает! Надо делать.
Нашла в России девушку, которая готовила, и купила курс. С ее же помощью привезла себе пару пакетов клейкой рисовой муки: у нас такой нет в магазинах. Сделала. Попробовала. Странно.
Чтобы развеять сомнения, приготовила еще несколько штук для близких: не может же быть, что весь мир ест, а нам не подходит. Подружки оценили на ура, мама, которая скептично придерживается консервативных ценностей, тоже сказала, что круто. Значит, продолжаю!
Разработала стратегию маркетинга и SMM — и начала. Сделала логотип и новый аккаунт — чтобы было не похоже на домашнего кондитера. Все красиво.
@mochi_grodno
— Назвала «Моти-Гродно», потому что я в Гродно. Если просто «Моти», то будет трафик из других городов и даже стран. Зачем? С такой размытой аудиторией сложно настраивать таргет. А мне нужны были целевые подписчики, которые рядом и полюбят моти.
Минск тоже затронула, но до сих пор почти все заказы — это Гродно. 330 тыс. человек достаточно, чтобы закрыть возможности одной декретницы.
В Минск у меня налажена доставка только через маршрутку — это не всем удобно. Ну хоть так — еще дальше мои моти в принципе недоступны.
— Я занимаюсь производством моти меньше полутора лет, уже вышла на стабильные цифры. Если больше, можно поднатужиться несколько раз. Но в целом уже нужно что-то менять.
Объемы небольшие. Если напрячься, за день могу сделать 10 коробочек, если с одной начинкой — больше. Но это потолок.
Такому предпринимателю, как я, достаточно пары десятков постоянных клиентов и несколько десятков непостоянных. Если будет сто — круто. Готовить моти в объеме 10—20 коробочек и зарабатывать 1000 рублей можно. Из них не забудьте заплатить 60 рублей налога — в моем городе столько.
— Как вы назначали цену на не известный никому продукт?
— Мне было не от чего оттолкнуться и негде подсмотреть. Поэтому, с одной стороны, посчитала себестоимость, с другой — ограничилась цифрой, чтобы люди не сошли от нее с ума. Получилось сначала примерно 7 рублей за штуку, после подорожания муки — 8. Но по штукам я не продаю — только упаковками по 4, 6 или 9 пирожных. Они большие, по 100 граммов.
Многие говорят, что дорого. Но вообще, продукт дорогой в производстве. Если гонитесь за рентабельностью — это медовики.
— Это моя нерешенная проблема. Органически не могу: не хватит времени без ущерба для детей. Скоро начинается сезон подарков — поднапрягусь и буду делать больше. Потом надо масштабировать. Сложно, но мне будет грустно, если я не попробую. Есть вариант с цехом, есть вариант с наемными людьми, есть вариант с кофейнями. Есть вариант продажи чего-то типа франшизы: обучать желающих делать моти в других городах — буду как матерь моти всея Беларуси.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by