Спецпроект

История превращения холостяка-нефтяника в холостяка-айтишника

38 533
24 ноября 2022 в 9:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

История превращения холостяка-нефтяника в холостяка-айтишника

Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

Роман родился в нефтяном регионе Беларуси, в семье нефтяника. Когда в 2009 году окончил 11 классов, выбора не было — Гомельский технический университет. Парень неплохо отучился и даже ездил на вахты в Сибирь, чтобы бурить скважины. Но теперь на столе книги с Python. Вместе со школой TeachMeSkills начинаем цикл историй о внутренних и внешних изменениях в человеке, на которые толкает работа.


В 11-м классе я особенно ничего не понимал и никак не рассуждал о работе. Вы знали, чего хотите? Вот и я нет. Просматривался какой-то вариант по теме «связь», но потом с семьей решили, что лучше нефть. Через пять лет после учебы я стал горным инженером по разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.

После универа мне предстояло распределение. Я был одним из пяти бюджетников — всем обещали работу. Но в год выпуска случился какой-то нефтяной (то ли внутренний, то ли мировой) кризис, компании сокращали работников — куда им молодые специалисты? В итоге меня распределили в проектировочный отдел строителей, вообще не по специальности. Быстро поняв, что там мне делать просто нечего, я принял другой долг — служба в армии. Она пошла в зачет распределению.

В армии тема высшего образования оборвалась, началась бытовая. Я научился подшивать. Из полезного — немного прочувствовал, что такое жить, соблюдая режим. Например, вставать пораньше, зарядку делать. Больше полезного — что-то сложно вспомнить.

Когда вернулся домой, ситуация на рынке не изменилась, не было работы по моей специальности без опыта. Компании продолжали работать с тем составом сотрудников, который не могли больше сократить.

В результате — год страданий. Грузчиком — были мысли, чтобы хоть что-то начать. Но даже это натолкнулось на какой-то барьер. Решили с отцом, что он поможет мне выехать на Север. Это тоже не так просто оказалось — пришлось ждать.

Нижневартовск

Дождавшись возможности, я отправился на болота под Нижневартовском. Там в структуре малоизвестного (их очень много) подрядчика бурили скважины. Месяц работа — месяц дома. Меня хватило на пять вахт.

Дело не в физической сложности. Хотя силы нужно много: если не ты толкнешь трубу, то труба толкнет тебя. Я морально устал: 12 часов работы, 12 часов сна, вагончик, еле работающий интернет — будто за рамки цивилизации выпал. Очень тяжелый труд и не особенно оплачиваемый, кстати! Надо за такой в разы больше платить. Хотя природа красивая, это правда, ягоды, небо. Есть романтика, но она того не стоит.

На этой работе я зарабатывал (все официально, по российской трудовой) около $1000. Дальнейший рост зарплаты связан со стажем. Прикол в том, что мое образование едва пригодилось — новичок без знаний легко сориентируется на месте. Единственное, что у новичка без образования не было бы карьерного роста. Но у меня его и так не было: я завершил пятую вахту и больше не возвращался на Север.

Заправка

В Беларусь я вернулся уже сотрудником с опытом работы на Севере, это хороший показатель. Мне предложили вакансию инженера в родном городе, но я отказался. Решил, что надо ехать в Минск. Там появилась работа оператором газозаправочной станции.

На заправке было много обязанностей — от сливки газовозов до заправки автомобилей сжиженным газом. И много другой рутины. Два года почти я этим занимался.

Параллельно читал одну книжку.

Книжку мне дал друг, который уже работал в IT, — о том, что такое Python. По вечерам после работы я стал ее читать. Месяца три-четыре читал, что-то кодил сам себе. И понял, что круто, нравится и даже получается.

Интересно, что к этому моменту у меня было уже два шанса заняться технологиями. Даже загорелся в какой-то момент.

Впервые про IT я услышал, когда учился на 4-м курсе универа. Вечером ходил на курсы английского — а там были какие-то парни, рассказывали, что тема крутая, что айтишников вербуют прямо из университетов. Но я уже четыре года учился другому — не бросать же.

Второй раз я думал про IT, когда год сидел без работы. Почитал книжку по тестированию и нашел какие-то курсы EPAM. Вот что нашел, туда и ткнулся — больше не было кого-то рядом, чтобы подсказать иные варианты. Позвонил, мне сказали, что рассматривают в основном минских ребят. В общем, я даже на какие-то курсы не смог попасть. Включился моральный негатив: не хотите меня — как хотите, ну и не очень-то мне нужно.

QA-automation

И вот новый звонок. После чтения книги про Python я пошел на офлайн-курсы TeachMeSkills по Python QA Automation. График курсов согласовывал на работе, чтобы не пропускать.

Я не чувствовал, что поздно, что я самый старый в группе — были ребята и старше. Все было очень круто, атмосфера разряженная, все позитивные, мотивация и преподаватели-практики, которые давали нам задания на примере своей работы.

Было круто и полезно. И дальше выбор — либо автоматизация, либо разработка. Она считалась чуть сложнее, поэтому я побоялся, что не потяну. Теперь думаю, возможно, зря. Получается.

Намного больше толку от курсов, если вы перед этим чуть подготовитесь. Как я с книжкой. Тогда в учебе обращаете внимание не на базовые мелочи, а выдергиваете реально полезные для развития.

На заправке нормально платили (хотя всегда можно было больше). Зарплаты хватало на жилье, развлечения. Для холостяка — нормально. В принципе, если лень развиваться в новом направлении, то можно было и остаться. Но мне было не лень.

Когда курсы закончились, я получил диплом, отметил все с друзьями. А утром позвонила рекрутер.

Все на удивление прошло для меня очень легко. Небольшая проверка английского и несколько вопросов о жизни. После этого — техническое интервью, в котором я чувствовал себя после курсов весьма уверенно. Мне кажется, что на предложенную позицию залетел без проблем. Как сложились карьеры всех остальных одногруппников, я не знаю.

Уже полтора года я перевожу мануальное тестирование в код. Условно, тестировщику нужно зайти на сайт, нажать кнопку и проверить, что она нажимается. Я пишу код, который будет это делать автоматически, ускоряя работу.

Мы пока что не создаем свой продукт, работаем на аутсорс. Последний клиент — американский сайт о недвижимости. Это к вопросу о необходимости владения английским — он нужен обязательно.

Язык я учил давно и как-то старался поддерживать. На собеседовании его проверяли, но скорее так: база есть, потом вспомнишь.

У меня сейчас B1, что позволяет нормально общаться. В идеале — B2. А если ниже — то уже тяжело. Частенько приходится общаться с американцами. Когда мы разворачивали инструмент, приходилось регулярно созваниваться и объяснять, что и как работает.

А можно было быстрее?

Материально все получше, но не сильно. Мой холостяк трехлетней давности от нынешнего мало отличается. Я всегда себя нормально чувствовал, но ощущение новой жизни — есть, и это круто. Дело даже не в деньгах — первые годы в IT такие себе. Тут свои ценности, свобода, что ли. Показываешь результат — к тебе хорошо относятся. А раньше было традиционно — вот тебе зарплата с премией, а теперь в течение месяца мы будем ее подрезать.

Если бы я мог перенестись в 11-й класс, то пошел бы на факультет информационных технологий. Поступил бы, у меня были хорошие баллы. Но Минск находился далековато от Светлогорска. Гомель ближе.

В целом я не считаю, что все было зря и что пять лет учебы пропали. Вышка развивает мозги и мышление. Если вы еще попадете с темой — будет вообще хорошо. У меня так не получилось, пришлось наверстывать. Мысль о том, что можно было быстрее, никуда не денется. Но лучше позже, чем никогда.

Есть ощущение, что на этот раз я угадал с профессией. И не вижу смысла ее менять — только развиваться в автоматизации тестирования. Пока что я вырос из джуниора, значит, впереди много ступеней для роста. Уверен, что вместе с опытом будут расти мои скиллы, а значит, и карьера.


Партнер проекта — TeachMeSkills
IT-школа TeachMeSkills — это твой билетик в «айти». Опытные преподаватели, актуальные программы, разработанные Senior и Lead разработчиками международных IT-компаний, а также карьерный центр, помогающий получить твой первый оффер, — за это студенты и выпускники уже успели полюбить TeachMeSkills.

Программирование, тестирование, дизайн, управление проектами, бизнес-анализ и другие IT-специальности можно получить здесь.

Материал подготовлен при поддержке партнера школы — IT-компании Cherish DEV.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «ТичМиСкилс», УНП 692033963.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by