«Было желание все закрыть, продать, но мы пойдем до конца, иначе какой был смысл начинать?» — говорит Сергей, показывая цех, вокруг которого он строил свои планы последние два года. Когда-то это здание в деревне Плиса Смолевичского района было школой, а потом стало невостребованным. Теперь здесь пробуют делать неочевидный бизнес для тех, кто устал проводить часы на кухне.
Удивить кого-то смесью муки и жидкостей сложно, производители научились делать тестовые заготовки практически всего — от основы для пиццы до круассанов. Кто и где первым сделал тесто отдельно от пельменей, непонятно, но теперь такое производство появилось и в Беларуси.
На этих квадратных метрах под Минском делают оболочки не только для пельменей, отдельные кружочки вырезают и для вареников, хинкали, мантов, чебуреков и лазаньи.
Дома с этим обычно справляется одна пара рук, сейчас здесь есть работа для четырех десятков людей (потом будет около 50) и нескольких линий.
Чтобы запустить «Домашний кулинар», понадобилось почти два года. В ноябре 2022-го наконец получилось.
— Вообще, с тестом все вышло случайно, — говорит Сергей.
Дома любим пельмешки. Всегда просишь жену сделать, она говорит: «Это же мука, потом убирать все…»
И тут она помогла: «Видела как-то похожее тесто, надо что-то придумать». Я такого не встречал, но согласился: надо чтобы раз — и пельмени готовы, все. Потом уже начал изучать рынок, увидел, что делают в России.
Что еще меня сподвигло? Как бы банально это ни звучало, женщина, которая готова слепить пельмени, может этого не делать именно по причине сложности изготовления теста. С другой стороны, мужчины тоже не занимаются тестом. А если есть готовое, то почему не сделать пельмени или вареники? Дома можно устраивать состязания: кто слепит лучше, красивее и больше — тут еще есть идея объединить семью.
Не будешь же котлеты вместе лепить, с тестом интереснее.
Знакомые, кого угощали, говорят: «Никогда не лепил из теста, теперь остановиться не могу».
В поисках такого продукта Сергей поехал по белорусским хлебозаводам — там только руками разводили, никто ничего не мог подсказать.
— Понял, что это будет ноу-хау для нашего рынка, начал работать над этим. Это стартап на тесте — почему нет? Начинали совершенно новое направление, подсмотреть было не у кого. На бумаге бизнес-проект было сложно просчитать, потому что не понятны рентабельность, продажи, интерес покупателей.
По начальным расчетам стоимость инвестиций была одна, в процессе она выросла в 5 раз. Я был дилетантом в промышленной кулинарии, а сегодня могу консультировать, как открыть, какие проблемы возникнут и как их быстро решать. Сейчас бы открыл все месяца за три. В бизнес-плане срок окупаемости получается пять-семь лет, но может получиться и за четыре года.
Самые большие затраты — это ремонт здания и оборудование, говорит Сергей. Какую-то часть средств помогли накопить предыдущие бизнесы плюс финансовое участие партнера в этом деле, а оборудование взяли в лизинг.
— Я не миллионер, чтобы «пришел, купил и победил», мне сложно тягаться с крупными бизнесами. Самое ценное — идея, а ремонт здесь хозспособом делали все, даже я где-то участвовал, когда красили, строили.
Сделать такой бизнес стоит больше $2 млн. Мне сразу говорят: «Ого, ты миллионер!»
Нет, какой миллионер? Я как раз таки всем должен.
За время, пока все это делали, подорожала логистика. Мы закладывали фактор форс-мажора, но не настолько. Да, было желание все закрыть, продать, но мы не из тех людей, мы пойдем до конца и накормим каждого вкусным пельменем, вареником или чебуреком. Иначе какой был смысл начинать?
Рецепт теста простой, основные ингредиенты — мука (используют российскую, говорят, подходящей белорусской не нашли), подсолнечное масло, соль, яйца.
— Критерий был простой. Все же ели домашние пельмешки с домашним тестом? Получается, наше должно быть таким же или лучше.
Нюансы кроются в самом процессе производства: температура воды, время замешивания, влажность муки, клейковина.
Как сделать такое дома? Никак. Это все результат машинного труда, хотя и запрограммированный людьми, которые придумывали это тесто несколько месяцев.
— Шеф потом сказал: «Рецепт никому не рассказывай!» — смеется технолог Людмила.
Все остальное на производстве показывают без стеснений: говорят, даже если кто-то захочет повторить бизнес, не страшно. Тем более все оборудование переделывали под свои особенности, его копий не существует, утверждает Сергей.
Вот, например, тестораскаточная машина — ее делали на базе линии для лавашей.
— Продублировать нас могут. Я знаю, что две компании пытались делать до нас и ушли. Во-первых, здесь большие затраты, во-вторых, низкая рентабельность на старте. Я посмотрел статистику «Тестов» в России: там оборот €8 млн на их рынке. Если забрать у них хотя бы 10%, этого хватит, чтобы жить и окупить производство. У нас свой продукт, мы их не копировали. Там корейцы запускали все, а мы сами разрабатывали. У них свои секреты, у нас свои. Мы могли пойти по их пути и использовать добавки, но решили делать по-своему.
Вырезанные из теста кружочки проходят визуальный контроль, потом их отправляют на упаковочную линию, оттуда — под шоковую заморозку, дальше — в магазины. Скоро появится и охлажденный вариант.
Сейчас тесто «Домашнего кулинара» можно найти в 11 торговых точках в Минске, Заславле, Смолевичах, скоро завезут в Жодино. Но главная цель — попасть в большие сети.
—«О, белорусский производитель, давайте к нам» — такого нет. Но мы договариваемся. Нам надо буквально 30 сантиметров в морозильнике, но место уже занято крупными игроками.
Пока же массово на полках можно найти российского производителя, а в одной сети — экзотику из Малайзии — тесто для модных пельменей гедзе (но тут за упаковку просят 17,30 рубля).
— Не обидно, что уже пришел российский производитель, а вы будете вторыми?
— Нет. Покупатель познакомится с продуктом, потом попробует наш и сделает выбор.
Вообще, мы думали, что нашей целевой аудиторией будут женщины от 30 до 60 лет. Но на самом деле даже молодежь, которая вообще не хочет готовить, понимает, что сделать пельмени просто. Даже мужчины купят. Все максимально просто: достал и разморозил.
Насчет вареников мне одна бабушка этим летом сказала: «А где же вы были раньше?» У многих есть дачи, но делать там тесто не всегда удобно, а взять клубнику с грядки и уже готовое тесто — нормально. Идея в том, чтобы сделать процесс готовки удобным и комфортным.
Есть амбициозные планы пододвинуть российского производителя с его собственного рынка. Но тут тоже все упирается в деньги: чтобы выйти в российские сети, нужно от миллиона российских рублей (это чуть больше 35 тыс. белорусских), говорит Сергей.
— В Польше есть потребность в таком продукте, но в связи с запретами для перевозчиков рефрижератор отправить сложно. Должно быть 20 тонн, но сразу столько никто не берет.
Есть клиенты в Африке, но я не могу туда отвезти, потому что логистика опять же через европейские порты. Через Россию логистика вырастает до умопомрачительных цифр. Считали, что контейнер в Уганду будет стоить почти €15 тыс. — это же катастрофа. Даже в Канаде и Америке есть потенциал для такого продукта, как ни странно. Но не хватает ресурсов.
Пока явного лидера в ассортименте нет. Вот пример из Заславля: в одном магазине скупили тесто для пельменей и вареников, в другом вместо этого налегали на хинкали и чебуреки.
— Хинкали делать легче, чем пельмени, — может, в этом секрет. Лазанья менее популярна для приготовления дома, но тут даже лепить ничего не надо. Тесто для лазаньи вообще универсально, в нем можно хоть сосиску запекать.
Ближайшие планы — делать лапшу, булочки ресторанного формата (раньше многие привозили из Европы, теперь контрсанкции) и недопеченные багеты (достаете из морозилки и печете сами).
В пельменную историю на производстве углубляться не хотят, будут делать только тесто, а начинка — за покупателями.
— В этом есть идея, что можно сделать качественный продукт у себя дома. Да, есть дорогие пельмени, но многим эта ниша недоступна: заплатить 36 рублей за килограмм — это космос.
У нас цена на полке стартует от 4,30 рубля за упаковку, у российского производителя на рубль-полтора дороже за меньшую упаковку. Наша цена соответствует реальности, потому что мы работаем с 10-процентной рентабельностью, как требует законодательство. Я считаю, что это доступно, по цене можно сравнить с чашкой кофе в кафе. Но там одна чашка, а тут 480 граммов теста — можно слепить 2 килограмма готового продукта.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by