37 803
24 февраля 2023 в 8:00
Автор: Артем Беговский. Фото: архив героя

Дружба с начальником или талант? Говорим о реальных методах повышения зарплаты

Автор: Артем Беговский. Фото: архив героя

Многим кажется, что их недооценивают на работе. Кто-то считает, что работает очень много, а зарабатывает мало, в то время как другие гребут деньги лопатой, ничего не делая. Вместе с управляющим партнером консалтинговой компании Artitera, профессиональным хедхантером и карьерным консультантом Алексеем Немковичем разбираемся, какие решения придется принять в профессиональной жизни на пути к успеху и счастью.


— Когда говорят о зарплате, часто упоминают собственную капитализацию. Что это такое?

— Собственная капитализация — это совокупность ресурсов, которыми обладает человек: образование, опыт, результаты деятельности, финансовые ресурсы и связи. Она характеризует востребованность человека в профессиональной сфере и его стоимость на рынке труда. Как ее увеличить? Совершенствовать навыки и знания, приобретать новый опыт, расширять социальные связи и контакты, которые помогут стать более успешным.

Раньше было как: пришел инженер на завод и двигался по карьерной лестнице до начальника производства или главного инженера. На этом заводе он мог и всю жизнь провести. Сейчас все по-другому. Люди получают два-три высших образования, цепляются на старте за какую-нибудь работу и начинают поиск себя.

Если не знаете, как найти себя, значит, не для себя ищете.

Мир стал таким, что многим придется поменять профессию несколько раз за свою карьеру. Делать это надо каждые 10—15 лет — просто чтобы оставаться «на плаву». Потому что одни специальности будут автоматизировать, другие перестанут быть востребованными. Соответственно, поколению, которое выходит на рынок труда, чтобы быть успешным и больше зарабатывать, придется получать образование в 20, 30, 40, 50 и 60 лет. Или научиться довольствоваться малым!

— Часто говорят: найди любимую работу, тогда и зарплата будет хорошей. А что значит «любимая работа»?

— Чтобы работу назвать любимой, в идеале у вас должно совпасть четыре критерия: она у вас получается, вас за нее хвалят, вы гордитесь тем, что вы делаете, и она приносит достаточный для тебя, твоей семьи и твоих амбиций доход. Но не всегда эти четыре фактора совпадают. Обычно любимую работу приходится создавать самому, и я сейчас вовсе не про собственный бизнес. Ведь так не бывает, чтобы все получалось с самого начала, — ты просто вынужден приложить усилия.

Никто не застрахован от того, что любимая работа станет ненавистной. Например, поменялся коллектив или пришел новый руководитель и тебе некомфортно с ним работать. Да попросту порезали зарплату или навесили кучу несвойственного функционала. И ты сперва пытаешься решить проблему, поговорить с коллегами и руководством, но, если ничего не меняется, ты, безусловно, должен найти себе работу в другой компании. Или придется страдать, выплескивая негатив в социальных сетях и на своих близких.

— Как отличить: работа просто перестала нравиться или это выгорание?

— Люди очень любят сами себе диагностировать профессиональное выгорание — это стало модным, сейчас все про него пишут. Но выгорание — это не про то, что тебе перестала нравиться твоя работа. Сначала ты начинаешь претерпевать и испытывать дискомфорт. Просыпаешься утром, и тебе не хочется никуда идти. Твоя работа начинает разрушать тебя, причинять страдания, и это нельзя терпеть ни за какие деньги. Соответственно, ты задаешь вопрос: это среда такая или со мной что-то не так? Естественно, когда что-то приносит дискомфорт, причиняет неудобство, демотивирует, то все, что ты можешь сделать, — это уйти оттуда. Но люди зачастую остаются на такой работе, и это всегда усугубляет ситуацию. Повторюсь, диагностировать профессиональное выгорание могут только специалисты.

Поэтому, если вы заметили следующие симптомы: иммунитет и здоровье начинают сбоить, учащаются простудные заболевания; эффективность деятельности падает, и привычная работа требует сверхусилий и постоянной мобилизации; высокая степень раздражительности приводит к частым конфликтам с коллегами и родными; появляются явственные признаки депрессии, тревожности и психосоматики, — то вы на стадии истощения, и вам лучше всего обратиться за помощью к профессиональному психотерапевту.

— Вроде и талант есть, и лени в жизни места нет, и цену себе знаю, и руководителя не подвожу, но денег как не было, так и нет. Что со мной происходит?

— В авральном режиме, от страха можно добиваться локального успеха в короткий промежуток времени. Но это всегда стресс! Тот самый, который при длительном воздействии приводит к выгоранию, потому что у тебя нет возможности и ресурсов переключиться, выспаться или просто прогуляться пешком. Ты боишься, что, если отчет к утру не будет на столе у руководителя, ты останешься без премии, а если сделаешь так три раза, тебя выгонят с работы. И ты не рассматриваешь другую возможность — работать в среде без страха, тебя просто никто не научил мыслить по-другому, ты жил там, где все терпят.

Все, что нас не убивает, убивает кого-то другого, и мы можем занять его место.

— У вас все просто: не нравится — уходи. Почему тогда люди десятилетиями держатся за одно место?

— Сначала их так воспитали, а затем они и сами себя убедили, что по-другому не бывает. Если у вас перед глазами пример родителей, которые всю жизнь проработали на одном заводе или в больнице, то как они вас воспитывают? Они ретранслируют свой жизненный опыт, все свои страхи, ограничения, установки и предубеждения. Вам должно здорово повезти, чтобы вам сказали: «Я вот здесь проработал всю жизнь — ты должен распорядиться своей жизнью иначе».

— И как изменить такое мышление?

— Менять среду, окружение, находить группы и сообщества по интересам. В онлайн-среде мы можем дотянуться практически до каждого, кто нам интересен. Зайдите в любую социальную сеть, и ваш нетворкинг перестанет быть ограничен только односельчанами, сокурсниками или коллегами.

Мы все на поводке, один конец которого привязан к планете Земля. Но его длину каждый из нас выбирает сам.

— HR рекомендуют менять работу раз в один-три года. Правильно ли это и как это влияет на заработок?

— Как большим корпорациям привлекать квалифицированных специалистов, если люди не меняют работу? Вот нам и рассказывают, как часто нужно менять работу, формируют наше восприятие рынка труда в направлении, которое сделало нормой ротацию персонала между компаниями. Мало того, это позволило задать необходимый временной интервал.

Если человек три года проработал на какой-то позиции, то гипотетически он стал специалистом в своем деле. Если мы формируем устойчивое мнение о том, что не надо засиживаться на одном месте и ты должен попробовать себя где-то еще, то у больших компаний, которые, собственно, и влияют на умы и рынок труда, появляется возможность привлекать квалифицированных специалистов. Привлекать, не встречая их внутреннего сопротивления.

Теперь представьте другую историю: если мы будем пропагандировать, что нужно работать 15—20 лет на одном предприятии. Что тогда должна сделать компания, чтобы заполучить квалифицированного специалиста? Только вырастить, взяв его к себе сразу после вуза или колледжа, а это очень долго и дорого. Удобно и очень выгодно, когда такого специалиста кто-то вырастил за нас, а мы его просто купили на рынке. На глобальном рынке труда в обучение и подготовку сотрудников вкладываются одни компании и страны, а результатом зачастую пользуются другие.

Отражаются ли постоянные переходы на зарплате? Конечно, если ты умеешь себя продавать. Но первый, кому ты должен попробовать продать себя дороже, — это нынешний работодатель. Если вопрос только в деньгах, то лучшее, что можно сделать, — это научиться вести переговоры и аргументированно просить. Это будет самый мирный, доступный, безопасный и правильный способ получить желаемую прибавку в заработке.

— Тогда почему мы делаем это с таким трудом и страхом?

— Боимся отказа. Не умеем и считаем зазорным просить. У нас сформировано ложное и крайне искаженное представление о просьбах. У директора или собственника бизнеса десятки, сотни или тысячи подчиненных. Им есть о чем думать: о прибыли, развитии бизнеса, стратегии, новых указах, налогах, санкциях, геополитике, собственном здоровье, нерадивых сыновьях и дочерях, не выданных замуж. Их не интересует, как поднять зарплату менеджеру или логисту, которому не хватает на отдых в Турции. И когда люди хорошо работают и ни о чем не просят, годами робко чего-то ждут, тогда босс смотрит: ну, значит, у них все отлично.

Поэтому первое, что мы должны сделать, чтобы повысить свою зарплату внутри фирмы, — это взять лист бумаги и написать, какую пользу мы ей принесли. Как выросла наша квалификация, каких результатов мы достигли — в общем, то, какие мы молодцы. Проходят такие переговоры так: ты приходишь и благодаришь за доверие, рассказываешь о том, что сделал, и сообщаешь о цели, с которой пришел. «Я пришел к вам на такую-то зарплату, за один-два-три года научился делать вот это, стал справляться с этим, решил такие-то задачи, и у меня к вам просьба: рассмотреть вопрос о повышении моей заработной платы. Я ценю свою работу и буду очень признателен, если вы повысите мне зарплату на 10—20%, чтобы она составила …» — и конкретная цифра. Вот и все.

Боязнь неудачи — это то, что превращает вас в посредственность!

Люди не идут просить прибавки по одной причине: они не знают, что делать дальше. Испытывают неловкость. Рассматривают ситуацию линейно. Им кажется, что ответ будет «да» или «нет», хотя вариантов событий множество. Тебе могут предложить дополнительную нагрузку или сказать, мол, сейчас нет, но вот через три месяца — вполне может быть. Это то же решение, но отсроченное. Да и кто мешает спросить: что нужно сделать для повышения заработной платы? А в идеале надо самому приходить с конкретным предложением.

— Почему люди с одними и теми же знаниями получают разные зарплаты, а порой люди с меньшим количеством опыта и экспертизы получают больше своих более опытных коллег?

— Мы все время судим субъективно, нам кажется, что все вокруг работают меньше, а зарабатывают больше. Или поголовно воруют и поэтому живут хорошо. Это наша не лучшая особенность. Вася на работу опаздывает, а ему платят в два раза больше. Но Вася может быть уникальным специалистом, без которого завод встанет, потому что он единственный человек, который может починить станки.

Одинаковых людей не существует. Если у одного сотрудника КПД выше, но он получает меньше коллеги, то это потому, что работодатель оценивает и учитывает не только результаты его профессиональной деятельности. Это еще и про то, как и с кем ты дружишь, кого знаешь, с кем ездишь вместе на рыбалку, ходишь в баню или в отпуск, каким потенциалом или ресурсом обладаешь для своей компании. Мы говорим о том, что это несправедливо и неправильно, но мир такой, это работает.

Если ты считаешь, что можешь зарабатывать больше, но тебя не ценят, ты обязан искать альтернативные варианты. И для этого нужно выяснить, сколько ты стоишь на рынке труда.

— Как это понять?

— Как понять, сколько стоит кукуруза на рынке? Так и здесь: сходить на собеседование и прицениться. Изучить сайты с опубликованными вакансиями. Связаться с рекрутинговыми агентствами и проконсультироваться. Кто запрещает вам это делать? Это же не свидетельствует о том, что вы тотчас куда-то уйдете. Чтобы знать себе цену, вы должны постоянно мониторить рынок, как это делают люди, которые занимаются бизнесом, как это делают торговые сети.

Всегда можно разобраться и понять, как зарабатывать $1000—2000. Есть же куча вакансий — откройте их и посмотрите, какие навыки для этого нужны. Может, сегодня и сейчас для вас это невозможно, но вы будете знать, какой путь надо пройти, чтобы этого достичь, и через год-полтора у вас все получится.

Самые большие деньги бизнес готов платить за экспертизу и опыт, которых сейчас нет внутри компании и которые этому бизнесу на текущем этапе очень нужны.

— Кризис среднего возраста — как он влияет на зарплату и как его избежать?

— А зачем его избегать? У людей нет единого шаблона, как он будет протекать, а протекать он может и вовсе без кризисных проявлений, ухудшений, искажений и тем более провалов в зарплате. Ты в какой-то момент понимаешь, что ты конечен, что впереди меньше, чем сзади. Как это отразится на зарплате, во многом зависит от нас самих. Человек — он как самолет: или летит, или падает.

Я спрашиваю у 40-летних, которые хорошо зарабатывают, являются руководителями и успешны в своей карьере: чего вы хотите? Прошу написать пять пунктов о его «хотелках» — и ни в одном из них ни слова про него самого. Он все хочет для кого-то: для семьи, для родителей, для предприятия, для абстрактного человечества. А его в этом нет! Это говорит о том, что человек живет из концепции «надо», он заложник обстоятельств, которые сам же и создал. Вот вам и кризис.

— Значит, нужно строить карьерный план?

— Да, и он должен быть гибким. В идеале каждый из нас формирует стратегический и оперативный план. Стратегический — это про достижение цели всей жизни. Если ты в 14, 25, 30 лет понял, что намерен стать олимпийским чемпионом, министром, членом королевской семьи или бизнесменом, то ты определяешь стратегию достижения этого, обозначаешь реперные точки и строишь свой карьерный путь с учетом большой цели. Есть оперативный план, на несколько месяцев или лет — гибкий и ситуационный. Это когда мы решаем, что делать здесь и сейчас. Карьерный план позволит вам оказаться там, где вы хотите, а не там, куда забросит вас жизнь.

— Вы часто говорите про развитие навыков — а каких конкретно?

— Если наблюдать за историями успеха, то мы увидим, что лучших результатов добиваются не самые умные и талантливые, а самые настойчивые и терпеливые. Те, кто не сдался. Многим людям удается компенсировать отсутствие таланта навыком устанавливать и поддерживать социальные связи в нужной среде.

— Бухгалтер, которая 30 лет сидит на заводе, тоже дисциплинированная и, возможно, настойчивая и терпеливая — когда придет ее успех?

— Это же вопрос выбора, не все хотят быть главными бухгалтерами. Ведь работа главного бухгалтера — это большая ответственность. Наш бухгалтер может быть более счастливым человеком, чем директор этого завода. Потому что ее счастье — это семья, трое детей, которых она вырастила, любящий муж, дача в 10 километрах от Минска, огород и устойчивая нервная система. Она выбрала такой путь к счастью.

— То есть не к высокой зарплате нужно стремиться?

— Ни у кого счастье деньгами не меряется, а те, у кого меряется, — это несчастные и обделенные люди. Они не понимают, что деньги — это инструмент для того, чтобы двигаться вперед, созидать, добиваться своих целей в жизни. И уж точно деньги — это не мерило успеха. Что тебе от миллиардов, если ты 40 лет загибался и не видел, как выросли твои дети? Или жил в страхе потерять все в одночасье?

Мы каждый день выбираем жизнь, которую проживаем: в каком городе быть, в каком месте работать, с кем просыпаться в одной кровати. Каждый день! И когда мы по какой-то причине забываем об этом выборе, начинается день сурка.

Если поймете, кто вы на самом деле, то всегда найдете себе применение.

Рынок труда — это очень специфический рынок, где оценщику, продавцу и покупателю необходимо быть бережными и очень внимательными при заключении сделки. Важно помнить, что нет универсального рецепта, который подойдет для всех, но вы всегда сможете найти то, что поможет лично вам. Только проявите настойчивость и терпение.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by