35 018
28 марта 2023 в 8:00
Источник: Каролина Губаревич. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрации: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Десять лет живу без кеша». Кому нужны бумажные деньги и можно ли обойтись без них

Источник: Каролина Губаревич. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрации: Максим Тарналицкий

Примерно десять лет назад Валерия начала отдаляться от бумажных денег и теперь все вопросы решает онлайн — будь то оплата «коммуналки», покупка продуктов, благотворительность или даже отдых на море. Каково это — отказаться от налички? Есть ли в этом смысл? Вместе с БНБ-Банком и цифровой картой 1-2-3 рассказываем историю белоруски и проверяем, легко ли выжить без купюр в большом городе.

«Даже на пункты самовывоза не хочется тратить время»

— В отличие от многих девушек, я никогда не была шопоголиком. Мне не нравились походы по магазинам и учтивые продавцы, интересовавшиеся, чем помочь. Тем не менее посещать торговые точки все же приходилось. Пока 11 лет назад у меня не родилась дочь — времени стало не хватать. Я не могла позволить себе по пять минут выбирать йогурт или тратить целый день на покупку одежды, — рассказывает Валерия.

Уже тогда белоруска активно заказывала вещи с AliExpress. Конечно, площадка не удовлетворяла все «хотелки» клиентки, поэтому свидания с кассирами все еще случались — но со временем все реже: многое уже можно было купить, не выходя из дома. Валерию это полностью устраивало, хотя ждать приходилось довольно долго. А потом появилась «Е-доставка» — и жить стало еще проще.

— Пару раз попробовала заказать еду — получилось. С тех пор в магазины я почти не ходила — только тогда, когда дома что-то заканчивалось, а назавтра должны были прийти гости. Это бывало не часто, но, чтобы избежать подобного впредь, я в течение недели составляю список из того, что пригодится на следующей. Все стараюсь предугадать — будь то мясо, стиральный порошок или крупы. Бывает, просчитаюсь: сильно хочется мороженого, а в холодильнике пусто. Все равно не побегу в продуктовый, перетерплю, — продолжает собеседница.

Если вдруг курьер привозил надорванную коробку кефира или несвежие овощи, девушка обращалась в службу доставки. Там реагировали быстро: минчанке либо возвращали деньги, либо меняли плохой товар на качественный. Такое отношение укрепило ее веру в интернет-магазины. Постепенно вещи, которые она прежде выбирала в офлайн-точках, уступили место предложениям в сети. И если раньше она еще могла заставить себя пойти в торговый центр, теперь все покупает в онлайне: книги, технику, одежду и даже надувной бассейн на дачу. За все, естественно, расплачивается картой.

— В интернете ты не ограничен ни марками, ни фасоном. Я сразу выбираю несколько вещей и заказываю их на дом: не хочется терять время даже на пункты самовывоза. Если что-то не пришлось по вкусу или не подошло, отдаю обратно доставщику. В таком случае Wildberries требует плату за возврат, но лучше я потрачу пару рублей, чем отправлюсь в торговый центр: дорога выйдет дороже, — добавляет белоруска. — Найти одежду для ребенка сложнее: то дочке что-то не нравится, то не тот размер. Но и это не проблема. Не с первого, так со второго раза получим желаемое.

Покупать одежду в интернете…

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Выгодно
Хлопотно

В салонах красоты Валерия рассчитывается «пластиком». Долги возвращает через мобильное приложение. Коммунальные платежи, налоги на сдачу квартиры и страховку на автомобиль, школьное питание и кружки ребенка, благотворительные взносы в детский хоспис и приюты для животных — только онлайн. Чтобы ничего не забыть, белоруска ставит в телефоне напоминалки. Но к автооплате никогда не прибегает: мало ли спишется лишнее.

— Путешествия я тоже оплачиваю в интернете, стараясь свести общение с туроператорами к минимуму. Выбираю интересный маршрут, они выставляют счет, я перевожу деньги — на этом все, — добавляет минчанка. — Можно предположить, что в будущем их услуги вовсе не понадобятся и эти специалисты потеряют работу. Зато у других ее станет больше. Например, у разработчиков программ, так как увеличится интерес к безналичным платежам. Но, думаю, и операторы не останутся у разбитого корыта.

Покупаете ли вы туры онлайн или все еще идете к оператору в офис?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Только онлайн
Лучше сходить в офис

Родителям Валерии, что и понятно, привычнее банкноты и монеты. Только в разгар коронавируса старшее поколение временно отказалось от налички. Но когда болезнь поутихла, близкие снова вернулись в магазин.

— Им нравится выбирать продукты и покупать вещи лишь после того, как они на них посмотрят. Моей дочке, наверное, тоже сложно будет перейти на онлайн-формат: она получает удовольствие от походов по магазинам. Я же, чтобы сэкономить время, лучше выберу товар по фото, начитаюсь отзывов в интернете, побеседую о плюсах и минусах по телефону с консультантом. Мне так проще и удобнее, — говорит белоруска.

Мини-эксперимент. А если жить вообще без кеша?

Мне, в отличие от Валерии, не принципиально, «пластик» или «бумага». Хотя, конечно, карточка упрощает жизнь. Ее я прикладываю к турникетам в метро — и никогда не стою в очереди за проездным или жетонами. С ней же прямиком направляюсь к кассам самообслуживания в супермаркетах. Только картой можно оплатить приложение для создания красивых визиток и резюме или парковку напротив железнодорожного вокзала (тут есть и другие способы: отправить SMS или USSD-запрос, но наличку за стоянку не примут).

С вокзалом у меня однажды приключилась такая история.

«Ваш билет на другое число, я не могу пропустить вас», — загородив вход в вагон, сказала молодая проводница за пять минут до отправления поезда. «Быть такого не может», — подумала я, глянула на дату и… девушка была права: я перепутала билеты и теперь не попаду на Новый год домой. Рейсов больше нет, сбегать в кассу не успею. Что остается? Уговорить начальника поезда взять плату наличкой. Хоть так нельзя, в тот раз сделали исключение — через несколько часов я оказалась в кругу семьи. Было это накануне 2013 года, а привычка иметь при себе рублей 10—20 сохранилась до сих пор.

Случись та зимняя история сейчас, скорее всего, проблем бы не возникло: оформила бы билет в интернете прямо у входа в вагон. А если бы позволяло время, сбегала бы на вокзал к терминалу самообслуживания.

Каждая сложная система периодически дает сбой. Пару лет назад я купила воду за 2 рубля — а оказалось, что со счета сняли 20. Заблудшие деньги вернулись где-то через полгода. Офлайн-магазины тоже иногда грешат неточностями.

Но и к наличке вопросы имеются, особенно к копейкам — они ведь успешно паразитируют в квартире: на полках, холодильнике, в стиральной машине, за диваном. Есть места, где без них не обойтись — например, в автобусах в маленьких населенных пунктах, где до сих пор работают кондукторы. «Я тебя заставлю еще и за багаж заплатить», — кричала одна из них, показывая пальцем на мою небольшую сумку, пока я объясняла: денег нет, воспользуюсь сервисом «Оплати».

Только честно: что вы делаете с монетами?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Чтобы попасть на некоторые столичные вечеринки, стоит заранее снять нужную сумму в банкомате: «пластик» на входе не принимают.

Та же история с междугородными маршрутками. Поэтому я, заходя в «мерседес» с табличкой «Минск — Полоцк», отдаю водителю последние 16 рублей. Мужчина складывает и прячет их, а монета звонко опускается на дно жестяной банки. Следующие несколько дней наличных я не увижу — не считая, конечно, копеек в подстаканнике перед моим креслом: наверное, кто-то оставил шоферу на кофе.

Мелочь, но и она способна выручить в критической ситуации. Монет, которые почти всегда валяются в кармашках моей сумки, хватило бы, чтобы купить талон и избежать встреч с контролерами. А как-то раз, лет пять назад, еще до появления «Оплати», пришлось идти семь километров пешком (из Новинок до улицы Козлова в Минске), чтобы не столкнуться с дежурившими на маршруте ревизорами.


«Зимой на этой трассе случилось два ДТП за один день. Оба раза фуры улетели в кювет», — перебивает музыку водитель, обращаясь к пассажиру на переднем сиденье.

Наша поездка, к счастью, прошла без приключений. Выхожу на остановке и бреду к палаткам с тюльпанами — на дворе 8 марта. Но купить маме букет у сезонных предпринимателей не получится: карты они не принимают. Как и столичные бабушки из переходов, торгующие квашеной капустой, укропом, луком и прочей зеленью. А еще не поможешь «подземным» музыкантам, но некоторые прокачались и пишут, куда скинуть им деньги, на картонках.

В торговой точке с цветами карту примут. Бабушки с тюльпанами — нет. Но, возможно, и это дело времени? В Казахстане один из банков так развил систему оплаты по QR, что оплатить без налички можно и пучок лука в сезонном лотке у метро

Иду на продуктовый рынок. Раньше терминалов у продавцов не было, сейчас они почти у всех. Что тут удивляться, даже в автолавках, что останавливаются в деревнях, они присутствуют.

— Оставьте это железо себе! Не нужны мне ваши копейки, — рычит покупатель передо мной и, не взяв где-то треть сдачи, ретируется.

— Что вам? — невозмутимо спрашивает у меня продавец.

Я выбираю и прошу терминал. Женщина вынимает его из-за прилавка, я прикладываю карту — и тишина.

— Вы у меня первая. Пока не знаю, как им пользоваться. Буду учиться на вас, — говорит девушка.

Прошло пять минут, ничего не поменялось. Сначала она чуть не сняла 1200 рублей, а потом 120 вместо 12. Я даже подумала нарушить условия и все-таки снять деньги в банкомате, но в конце концов обошлось без этого. Транзакция прошла, продавец прекратила ставить на мне опыты.

Что осталось? Такси. Вызываю машину, еду в офис, с карточки списываются деньги. Рутина! Впрочем, с некоторых пор я никогда не сажусь в машину, не проверив, есть ли у меня наличка. Был случай, когда деньги не списались, а таксист сделал очень странное предложение…


Признаюсь, что ни разу не заказывала продукты на дом. Мне больше нравится выбирать еду в обычных магазинах. Глядя на витрины, я понимаю, что мне нужно, а пока буду ждать заказ, могу еще сто раз передумать. К тому же неизвестно, продукты какого качества придут, а заморачиваться с обменом или возвратом средств не хочется.

Впрочем, это история личного выбора. А на вопрос, можно ли выжить без налички в Минске, ответ очевиден: вполне себе да! Но даже после эксперимента мой НЗ в кошельке виде 20 рублей останется неприкосновенным — на всякий случай. Может, в будущем я вовсе откажусь от кеша, но точно не в ближайшие год или два.

А что у вас в кошельке? Есть ли там кеш?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь


Партнер проекта — «БНБ-Банк»

Все вокруг манибэчат с карточками «1-2-3» от «БНБ-Банка». Бесплатную цифровую карточку «1-2-3» можно в считаные мгновения выпустить в приложении imbanking, а при желании — и пластиковую карточку-дублер к тому же счету. С карточкой «1-2-3» вы получите манибэк до 3% за все. А в рамках специальных акций — еще больше. Например, 6% за доставку еды через сервис Delivio или до 13% в сети магазинов Zoobazar. Узнайте больше о карточке «1-2-3» здесь.

Спецпроект подготовлен при поддержке ОАО «БНБ-Банк», УНП 100513485.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by