На выходных Браслав стал главной точкой притяжения во всей Беларуси — здесь в 10-й раз прошел уже легендарный Viva Braslav. Но в небольшом городке жизнь бурлит не только один уик-энд, туристы активно приезжают сюда весь теплый сезон. Можно ли построить бизнес с таким неравномерным потоком клиентов и будут ли летние заработки кормить весь год? Совместно с «Альфа Банком» (к слову, генеральным партнером «Вивы») мы продолжаем цикл «Свое дело. Летний сезон». Будем и дальше знакомиться с активными предпринимателями, которые делают свой регион привлекательным для путешествий. В этот раз — добро пожаловать в Браслав!
Большинство туристов приезжают в Браславский район с главной целью — отдохнуть на озерах. Концентрация водных пейзажей даже в пределах города впечатляет. Но есть ли чем еще заняться здесь все более прихотливому белорусскому туристу?
Пожалуй, главная достопримечательность района — гора Маяк с потрясающим обзором на близлежащие озера. Не будем долго описывать (бессмысленно) — просто посмотрите на это сами.
Если приехать на пару дней, туристическую программу можно расписать максимально плотно. А если на дольше, то, может быть, стоит позволить себе выдохнуть и насладиться красотой? Иногда этого действительно достаточно.
В пекарню «Булкин дом» мы приезжаем утром. Точнее, утром для нас — здесь выпечкой занимаются с 4 часов. А покупатели выстраиваются в очередь уже к открытию. И это совсем не оборот речи: хочешь свежую выпечку — будь готов выдержать серьезную конкуренцию. Некоторые в очереди даже предлагают ограничивать количество булочек в одни руки.
Другие «забивают» себе нужное количество сдобы, которая еще допекается в печи, и терпеливо наблюдают. Отойдешь погулять — точно останешься без булочек к чаю. Мы предпринимаем две попытки за день, чтобы отведать легендарные лодочки со сметаной — безуспешно. Фраза «разметают как горячие пирожки» тут как нельзя кстати.
А начиналось все совсем не так радужно. Владимир Свириденко работал столяром и оказался на несколько месяцев в домашнем заточении из-за перелома ноги. Книги, фильмы и бесконечное сидение в интернете быстро надоели, и мужчина решил попробовать что-то абсолютно новое для себя — печь хлеб. Почему именно это? Никаких конкретных объяснений нет — захотелось.
А дальше все как в тумане: близкие и знакомые были закормлены разными видами выпечки. И даже старались чуть реже попадаться Владимиру на глаза. А тем временем начинающий пекарь все больше погружался в теорию. Но долгое время в общую картину она никак не складывалась — и хлеб снова и снова получался комом.
— Это сначала кажется, что в хорошей выпечке есть магия. Все гораздо прозаичнее: это работа микрофлоры. И когда ты знаешь, почему так происходит, можешь уже использовать разные инструменты пекаря — температуру, влажность, кислотность и время. И в зависимости от выбора этих параметров, можно получать совершенно разный вкус.
Сначала Владимир пытался совмещать полностью захватившее его хобби с основной работой — пек по ночам. Но в какой-то момент повредил руку — настолько был не выспавшимся. Это и стало переломной точкой: сразу от хирурга он поехал закупать муку в больших объемах.
Способ работы выбрал креативный: развозил хлеб на велосипеде. Точнее, «хлебомобиле», как его прозвали в народе. Причем сначала на самодельном транспорте просто возил хлеб на рынок, но постепенно по пути следования его начали поджидать местные жители — хотели быстрее получить свою свежую буханку. Ездить было непросто, так что об этом периоде Владимир вспоминает с улыбкой, но без ностальгии.
Новая глава для пекарни началась прошлой осенью — после переезда в помещение в центре Браслава. Так от ручного замешивания теста на первом этапе перешли к пекарне с современным оборудованием. При этом Владимир заверяет: когда увидимся в следующий раз, будет еще технологичнее.
Технологии технологиями, а работать все равно приходится с утра до вечера каждый день. Без выходных и отпуска. Небольшой перерыв Владимир позволяет себе после Нового года. Хоть в самой пекарне по воскресеньям и выходной, на работу выходить нужно — подготовить все к утренней выпечке хлеба. Вместе с владельцем в «Булкином доме» трудится еще три человека.
— А вы не думали сделать выходной, например, в понедельник? Когда в городе меньше туристов.
— Это сейчас сезон туристов. А у нас рядом административные здания, школа — знаете, как их сотрудникам и школьникам хочется свежую булочку к чаю в первый рабочий день недели?
Конечно, летом продажи увеличиваются в два-три раза, но теплые месяцы все равно не могут прокормить весь год. Тем более местные жители раскупают выпечку ничуть не с меньшим энтузиазмом, чем туристы. Да и в соседние города уже налажены поставки.
— А вы хотите расширяться? Может быть, кофе добавить, столики?
— Нет, это точно не мое. Я больше производственник. Моя цель — накормить как можно больше людей, — улыбается Владимир. — А расти еще есть куда. При этом конкуренции в городе я не чувствую — каждый занимает свою нишу, которая не пересекается с другими производителями.
Многих туристов цены повергают в шок: минские пекарни давно ставят ценник в разы выше.
— Ценообразование у нас действительно лояльно. Потому что мы ориентируемся на местных жителей. У нас есть постоянные клиенты, которые покупают только наш хлеб три-четыре последних года. Мы не можем о них забывать.
Кстати, себя Владимир считает в первую очередь пекарем, а только потом предпринимателем.
— Понимаете, я не могу назвать это бизнесом. Это мой образ жизни. Очень много из того, что мы зарабатываем, продолжаю вкладывать в дело — в развитие, в новое оборудование. Мне просто очень нравится кормить людей. Когда сюда заходит первоклассник за любимой булочкой… Разве это может не радовать? Сразу вспоминаешь себя ребенком, который отгрызал корочку хлеба по пути домой.
Несмотря на отлаженное производство, процесс творчества в работе Владимира присутствует. Когда появляется свободная минутка, пекарь экспериментирует с новыми рецептами. Так, к осени в ассортименте появится тыквенный хлеб, чиабатта и несколько новых булочек. А прямо сейчас в «Булкином доме» можно попробовать девять видов выпечки — если, конечно, удача будет на вашей стороне.
Наша следующая локация даже не намекает, а изо всех сил настаивает на отдыхе. Лес, озеро и стильный экопоселок Nomad Houses. Сразу все становится на свои места: мы в одном из главных туристических районов страны.
Всего комплекс состоит из восьми домиков площадью 17 и 35 метров. Да-да, домики совсем крохотные, но в них есть все необходимое, чтобы с комфортом отдохнуть на природе. Например, в маленький домик, помимо кровати и мини-кухни, поместилась сауна. А в больших домиках две отдельные комнаты: есть камин, а скоро появятся купели на улице.
Концепцию проекта придумал учредитель архитектурной студии ZROBIM architects Андрусь Bezdar. Поэтому в экопоселке огромное внимание уделяют не только комфорту и уединению, но и эстетике — даже в мелочах. Например, в домике гостей ждет чай, собранный браславскими мастерами. На стенах картины художника Романа Романовича — авторы будут меняться со временем, а скоро на территории появятся и модные скульптуры.
О глэмпинге на Браславских озерах заговорили прошлой весной, а уже в октябре домики смогли арендовать первые гости. Как это возможно? Дома модульные, которые производит сама же архитектурная студия.
— Я всегда хотел домик на Браславах лично для себя. У семьи здесь есть дача, поэтому с детства я проводил тут много времени — и сохранил самые теплые ассоциации. Искал участок и, как только его нашел, сразу же поставил маленький домик. Девушка предложила добавить еще один — и в шутку заметила, что получается бизнес. Но шутка оказалась вполне реальной: мой архитектурный клиент увидел все это в соцсетях и тоже предложил поучаствовать. Постепенно подтянулись и другие инвесторы, — рассказывает Андрусь.
Система простая: разным инвесторам принадлежат разные домики, со сдачи которых они и получают прибыль. При этом домики составляют общий комплекс с единым продвижением и обслуживанием.
Окупаемость проекта для инвесторов — пять-шесть лет. Для владельцев — три года. Хотя средние показатели в этой сфере — около десяти лет. Даже в несезон средняя загрузка около 50%. Летом — 80% даже в будни. Домики хорошо обогреваются, поэтому в них комфортно даже при минусовой температуре, если речь не идет об экстремальном холоде.
По словам Андруся, самым сложным было найти подходящую территорию. В итоге это оказались несколько дачных участков прямо у леса. От других домов комплекс отделен земляным валом.
— Мы делали геопластику рельефа, чтобы дома не располагались все в одной плоскости. Чем-то это напоминает Шир, где жили хоббиты: маленькие домики разбросаны по холмам, — улыбается Андрусь.
Пока комплекс на стадии доведения до совершенства. Засушливым летом стараются вырастить газон и папоротники. Достраивают отдельную большую сауну с панорамными окнами.
— Мы вдохновлялись скандинавскими дачами: маленькими, простыми, но в местах с красивым видом. Поэтому у нас везде огромные панорамные окна. И оказалось, что этот формат очень интересен белорусам. Могу сказать, что даже для родителей мы не смогли забронировать домик на нужные даты.
По словам Андруся, для развития комплекса выбрали самый сложный, но эффективный путь. Комплекс начал работать до полной готовности, чтобы по ходу можно было вносить корректировки. Кому-то нужна морозилка в домике, а кому-то хотелось бы закрытую от ветра террасу.
Но идея еще и в том, чтобы обустроить не только комплекс, но и прилегающую к нему территорию. Например, пляж, до которого идти пару минут, сотрудники Nomad Houses тоже чистят каждый день. В планах — сделать лесную тропу здоровья. Для развлечения можно взять на месте сапы или заказать велосипеды — их по договоренности привозят из Браслава. Возможно, к осени в глэмпинге появится лодка. А еще всем гостям отправляют список рекомендаций для посещения: от точек с фермерскими продуктами до экотроп и архитектурных памятников. Кстати, заселение в комплексе бесконтактное.
— Мы хотели сделать стильный комплекс за доступные деньги. Если сравнивать с конкурентами, у нас точно дешевле. С учетом того, что сауна в маленьких домиках включена в стоимость. Да и прямой конкуренции нет: такие проекты только начинают появляться в Беларуси. А для нас это еще и шоурум: те, кто задумывается о покупке модульного домика, могут приехать и опробовать его вживую.
К слову, о других комплексах. Nomad Houses в Браславе мы воспринимаем как пилотный проект. Сейчас рассматриваем еще две локации, тоже на озерах. Один комплекс будем строить на Вилейском водохранилище — но более масштабный: на 20 домиков со спа-комплексом. Здесь мы хотели проверить, как белорусы отреагируют на такой тип отдыха. И наши предположения подтвердились — они заинтересованы.
Аренда маленького домика обойдется в 280 рублей за сутки. Того, что побольше, — в 420.
— Возможно, выбор Браслава был эмоциональным решениям. Но я его очень люблю. И очень хотелось показать эту красоту другим. Мы понимаем, что это далеко от Минска. Но в период сложностей с путешествиями дорога в три-четыре часа уже не кажется такой долгой. Тем более сами гости признаются, что эти виды того стоят.
У Ильи Тимофеева с Браславом долгая и сложная история. Он то уезжал, то возвращался, пока окончательно не понял, что хочет строить свою жизнь только здесь. Зато с парикмахерским делом все сложилось сразу: в профессии молодой человек уже почти 20 лет — со старших классов школы.
Свою первую парикмахерскую Илья открыл именно в Браславе — еще в 2007 году, но тогда амбициозному мастеру показалось, что в городе нет размаха. После была карьера в Иркутске и в Москве. Но в период ковида понял, что из Браслава уезжать больше не хочется. Дома было просто очень хо-ро-шо. Мастер остался на родине, где решил открыть студию и учебный центр.
— Почему я уехал в первый раз? Потому что мне быстро стало скучно. Казалось, что нет развития. Теперь мне это дает обучение — примерно раз в год мы набираем группу, которую обучаем с нуля. Еще один вариант — можно самому поехать поучиться. Да и онлайн-обучение стало гораздо более доступным за это время.
Timofeev Studio в Браславе работает уже 2,5 года. Сначала к стрижкам и окрашиваниям пробовали добавить маникюр и другие бьюти-услуги. Но дело не пошло: решили сосредоточиться на волосах. В студии делают и женские, и мужские, и детские стрижки, а также окрашивания разной сложности. Всем этим занимается и сам Илья лично. А вот праздничные укладки — это уже запрос для других салонов.
— Особенность работы в маленьком городе — это проблема с сотрудниками. Я специально хотел обучать их с нуля. Но как только они получают опыт, либо переезжают в город побольше, либо открывают свою парикмахерскую. Я отношусь к этому с пониманием. Но проблема есть.
Нас то слишком много — 10—13 человек — и я не могу всех работой обеспечить. То как сейчас — я и еще два мастера. И поток больше, чем мы можем потянуть. Например, я сам работаю 6 дней в неделю с 8 до 22. Но если очень устаю, могу взять два выходных дня подряд!
— То, что вы находитесь в туристическом городе, сказывается на вашей работе?
— Если говорить в цифрах, то зимой запись идет на два-три дня вперед, а сейчас на семь-десять. Но основа все равно наши постоянные клиенты. Даже туристы, которые приезжают отдохнуть, или студенты на каникулах — многие приходят к нам из раза в раз.
Несмотря на загруженный график, от работы мастером Илья не готов отказаться — даже при идеально отстроенной команде.
— А как обстоят дела с ценообразованием? Большие различия с тем же Минском?
— Изначально я хотел выстроить студию как в большом городе, когда клиент приходит и у него есть мастера разных категорий на выбор — парикмахер, парикмахер-стилист и топ-стилист. Но клиенты не понимали, в чем разница. Спрашивали: а что, тот, кто меньше берет, не умеет стричь?
В целом Браслав недешевый город в плане бьюти-услуг.
Женская стрижка от хорошего мастера обойдется в среднем в 40 рублей. То есть вполне минские цены. Хотя понимаю, что там можно постричься и гораздо дороже.
Но здесь предел поднятия цен все же есть. С наработанной клиентской базой ты можешь постепенно сдвигать ценник вверх. Но когда туристов не останется и местные жители не смогут платить, какой будет смысл в действительно высоких ценах?
Кстати, Браслав называют городом парикмахерских (и аптек). Всего в городе около 15 салонов красоты. Причем три из них открыли бывшие ученики и сотрудники Ильи. Но наш герой имеет в этом деле фору: с бьюти-индустрией он знаком еще с 90-х, когда его мама была мастером маникюра.
— Вообще я считаю Браслав особенным городом — уютным, продвинутым, творческим. Помню это еще по своим одноклассникам — все были очень увлеченными. Это отражается и на внешнем виде. Местные жители любят выглядеть стильно и ярко. Но никаких запросов в стиле «зимняя вишня»: и парни, и девушки прекрасно понимают, что сейчас в тренде, — отмечает Илья.
Не можем обойти стороной выгоду: быть владельцем студии в Браславе — выгодно?
— Зарабатывать можно, если есть наработанная клиентская база. Лучше всего действует сарафанное радио — соцсети мы практически не ведем. Хотя в начале публиковались везде, где могли, в том числе в районной газете.
На самом деле я ожидал, что получится выстроить работу быстрее. Но на все ушло около двух лет. Хотя окупились вложения за полгода-год. Однако работа была нестабильной.
— А что бы вы посоветовали тому, кто планирует открыть свою студию в небольшом городе?
— Думаю, мои советы будут универсальными. Во-первых, желательно самому быть мастером и знать всю кухню изнутри. Открыть бизнес и сидеть на ресепшене или удаленно руководить не прокатит.
Будьте готовы, что отпуск — это что-то из разряда мечты.
Во-вторых, прежде чем открывать студию, нужно наработать личную клиентскую базу. Потому что, пока вы наработаете новых клиентов, пройдет немало времени. И на этот период нужна подушка безопасности — минимум на полгода. Ну и нужно быть готовым продолжать вкладывать в свое дело еще и еще.
В-третьих, как я уже говорил, ничего не работает лучше сарафанного радио. Будешь делать качественно — все будет в порядке.
Важная составляющая успеха в любом деле, будь то пекарня, необычный отель или парикмахерская, — увлеченность. О прозаических денежных операциях тоже забывать не стоит, но сейчас справиться с ними проще с помощью банковских технологий. Решить насущные финансовые вопросы можно онлайн за несколько кликов в приложении, а офлайн-встречи — организовать в коворкинге «Альфа Хаб».
Спецпроект
подготовлен совместно с закрытым акционерным обществом «Альфа Банк», УНП 101541947.Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ok@onliner.by