Крупные корпорации далеко не всегда рождались в кондиционированных офисных помещениях или наполненных едким дымом промышленных цехах. Иногда путь к многомиллиардным оборотам начинался прямо у дома — в пристройке, сарае или гараже. Список успешных кейсов настолько велик, что поневоле начинаешь задумываться: в чем феномен таких мест, как повторить подобный успех? Их культ настолько популярен, что некоторые из сохранившихся объектов такого рода даже признаны историческими памятниками и взяты под охрану, а посмотреть на скромную постройку, откуда ее владелец или арендатор некогда начинал свой путь в список Forbes, приезжают туристы. Onlíner выбрал десять известных бизнесов, вышедших из гаражей.
Неудивительно, что значительная часть компаний в этом топе представлена высокотехнологичными IT-корпорациями. В отличие от других секторов экономики, этот не требует много места, по крайней мере пока речь идет о формулировании визионерской идеи и ее пробной реализации. В этом смысле гаражи подходили как нельзя лучше. Считается, что именно в гараже, примыкавшем к дому родителей Стива Джобса в калифорнийском Лос-Альтосе, и родилась Apple Computer Company, сейчас известная как Apple Inc. В спальне Джобса он, Стив Возняк и Рональд Уэйн 1 апреля 1975 подписали соглашение о бизнес-партнерстве, которое потом эволюционировало в одну из крупнейших компаний мира, а в гараже будто бы собиралась первая партия компьютеров Apple I.
Впрочем, Стив Возняк вносит в эту историю свои уточнения от первого лица на правах присутствовавшего при всех этих событиях:
«Сюжет с гаражом — в какой-то степени миф. Мы не занимались там ни дизайном, ни макетированием, ни прототипированием, ни планированием продуктов. Мы не производили там ничего».
Но в то же время там проводилось много времени с Джобсом и обсуждались различные идеи, так что свою роль в развитии Apple гараж в Лос-Альтосе действительно сыграл. К тому же Возняк добавил: «Мы привозили готовую продукцию в гараж, заставляли ее работать, а затем отправляли в магазин, который платил нам наличными». Сейчас и дом, и гараж имеют статус исторических памятников города Лос-Альтос.
Если насчет роли гаража Джобсов в создании Apple существуют некоторые разночтения, то в случае с другим высокотехнологичным гигантом — Hewlett-Packard — никаких сомнений нет: все начиналось именно в гараже, расположенном в другом калифорнийском городе — Пало-Альто, совсем недалеко, в нескольких километрах от гаража Apple, только гораздо раньше.
Билл Хьюлетт и Дэвид Паккард, оба студенты Стэнфордского университета, познакомились в 1937 году в обычном походе, жили рядом на Эдисон-авеню в Пало-Альто и в конце концов сняли гараж в соседнем доме, где и начали свое дело, выросшее в IT-компанию с десятками тысяч сотрудников. Первым продуктом от HP стал аудиоосциллятор HP200A — низкочастотный генератор, вскоре купленный в количестве 8 штук компанией Уолта Диснея для тестирования звукового оборудования при создании первого крупного стереофонического мультипликационного фильма «Фантазия», вышедшего на экраны в 1940 году. Сейчас в гараже музей, и он также имеет охранный статус исторического памятника.
Как ни странно, в гараже началась голливудская карьера и самого Уолта Диснея, давшего старт бизнесу Хьюлетта и Паккарда. В 1923 году молодой, 21-летний аниматор, за плечами которого уже были первые короткометражные фильмы, переехал в Лос-Анджелес, где жил его страдающий туберкулезом брат Рой. Там Дисней поселился в доме своего дяди и использовал гараж в качестве мастерской. Именно там рисовались дебютные эпизоды первого заметного диснеевского сериала Alice Comedies, который еще сочетал съемку живых актеров и рисованную мультипликацию.
В гараже же Дисней с братом основали свою The Disney Brothers Studio, которая после успеха Alice Comedies превратилась в Walt Disney Studio, полноценного производителя анимационных фильмов. Всего за десять лет Уолт добился успеха с короткометражками, где впервые появились его культовые герои Микки-Маус, Плуто, Гуфи и Дональд-Дак, ну а с выходом в 1937 году «Белоснежки и семи гномов» начался триумфальный путь компании Диснея в полнометражную мультипликацию. Итог — ныне крупнейший в мире медиаконгломерат индустрии развлечений.
Нет сомнений в важности гаража и в истории IT-гиганта Google и, если брать еще шире, всего холдинга Alphabet. В сентябре 1998 года, когда два аспиранта-математика Стэнфорда, Сергей Брин и Ларри Пейдж, только привлекли первые инвестиции в свой стартап, в качестве первого офиса они сняли гараж у жительницы калифорнийского городка Менло-Парк Сьюзен Воджитски и ее мужа, живших рядом в доме с четырьмя спальнями. Они платили за аренду $1700 месяц, что кажется перебором для гаража, но дело было в Кремниевой долине, цены на недвижимость в которой и в конце 1990-х, мягко говоря, превышали средние.
В этом гараже Брин и Пейдж с короткими перерывами на учебу и провели следующие пять месяцев своей жизни, пытаясь создать сайт, который аккумулировал бы в одном месте всю информацию, имеющуюся в интернете. У них это получилось, и название сайта, сделавшего аспирантов миллиардерами, всем известно. Уже в 1999 году Google съехала из гаража в свой первый офис, а сотрудником №16 в компании на должности директора по маркетингу как раз и стала бывшая арендодательница Сьюзен Воджитски. Впоследствии она сделала в холдинге неплохую карьеру, до 2023 года будучи генеральным директором YouTube. А началось все с гаража, который ныне является собственностью Alphabet и играет важную роль в мифологии холдинга.
В данном случае гараж был самым естественным местом рождения продукта, приобретшего статус иконы для пусть и достаточно узкой, но чрезвычайно преданной группы потребителей. К 1903 году двум друзьям детства, 21-летнему Уильяму Харли и 22-летнему Артуру Дэвидсону, большим любителям рыбалки, надоело ездить на места лова на велосипеде по крутым холмам в окрестностях их родного Милуоки. Смекалки парней хватило, чтобы попытаться заставить крутить педали велосипеда небольшой мотор, который заменил бы ноги человека. В гараже еще одного своего друга, Генри Мелка, они и собрали этот первый велосипед с двигателем.
Этот опыт был неудачным, но он подвиг Харли и Дэвидсона продолжить эксперименты.
В 1904-м они закончили прототип уже настоящего мотоцикла в маленьком сарае, стоящем во дворе дома Дэвидсонов, ну а еще спустя два года у друзей была уже своя фабрика и первые 50 проданных экземпляров. Штаб-квартира Harley-Davidson и поныне располагается на том же месте, жаль только, что ни гараж, ни сарай не сохранились.
В 1983 году в Университете Техаса в Остине учился студент Майкл Делл. Первокурснику откровенно не хотелось становиться врачом, куда больше его привлекала вычислительная техника. Однажды Деллу пришла мысль, что торговля персональными компьютерами для корпоративных клиентов организована неверно. Компании приобретали готовый комплекс деталей, из которого уже сами собирали технику. Как считал студент, куда правильнее было изготавливать ЭВМ непосредственно под конкретные нужды того или иного бизнеса, ведь у всех они разные.
Сначала его стартап PC’s Limited вел дела из комнаты общежития, где жил студент.
Идея оказалась удачной, и в рамках первого расширения компании Майкл перевел сборку в специально снятый гараж. Ну а дальше все как в тумане. Сейчас у Dell Technologies 100-миллиардный оборот, а состояние самого Майкла Делла в текущем году оценено Forbes в $63,5 млрд. Университет он так и не окончил, а американская система здравоохранения так и не дождалась еще одного врача.
В Калифорнии бывают и гаражи, где родились не только будущие колоссы Кремниевой долины. Например, в одном лос-анджелесском хранилище для механической повозки с двигателем внутреннего сгорания в 1945 году было организовано производство рамок для фотографий. Это было неплохое дело, но оно вряд ли могло вырасти в крупную компанию. Впрочем, из отходов производства работавшие там деловые партнеры Гарольд Мэтсон и Элиотт Хэндлер, а также жена последнего Рут делали миниатюрную мебель для кукольных домиков.
Их совместная компания называлась Mattel.
Довольно быстро гаражные бизнесмены поняли, что перспектива производства игрушек выглядит куда заманчивее концентрации на фоторамках. Так и получилось. Впрочем, настоящий революционный продукт — кукла «Барби» — появился в ассортименте Mattel, уже когда она давно работала из настоящего офиса.
В 1994 году сотрудник хедж-фонда D. E. Shaw & Co. Джефф Безос окончательно устал от прелестей Уолл-стрит. Он уволился, переехал в другой конец страны, в штат Вашингтон, где купил дом в городке Бельвью, из которого через озеро действительно открывался неплохой вид на Сиэтл. В съемном гараже в следующие несколько месяцев Безос вместе со своей тогдашней женой Маккензи Скотт создавали сайт, который, как надеялась пара, станет крупнейшим в мире книжным онлайн-магазином.
Результат, как мы все уже убедились, превзошел самые дерзкие мечты Безоса и его супруги.
Сам миллиардер, занимающий сейчас третье место в списке богатейших людей мира, прокомментировал свое гаражное прошлое так: «Я быстро понял, почему люди переезжают из гаражей в привычные офисы. Не потому, что им не хватает места, а потому, что у них заканчивается электроэнергия. У них в гараже так много компьютеров, что сразу выбивает пробки».
Сеть бургерных In-N-Out известна у нас куда хуже, чем их глобальные конкуренты McDonald’s или Burger King, и остается во многом региональным калифорнийским игроком (но с миллиардным оборотом). Между тем компания утверждает, что является пионером революционного для мира фастфуда изобретения.
В 1948 году Гарри Снайдер, переехавший в пригород Лос-Анджелеса Болдуин-Парк из Канады, вместе с женой открыл стойку по продаже бургеров. Своим гостям Снайдеры предложили новый способ заказа еды — с использованием интеркома. Это позволяло приезжавшим за бургерами на автомобиле просто не выходить из машины, а рассказывать о своих пожеланиях работнику ресторана прямо в водительское окно. Так появилась система drive-through, сейчас ставшая общим местом во многих заведениях быстрого обслуживания. А начиналось все вновь-таки в гараже, ведь именно там принимались первые заказы первого In-N-Out, благо дом Снайдеров находился прямо за углом от их бургерной. Сеть до сих пор принадлежит единственной внучке основателей Линси, и она уже заработала свой первый миллиард.
Вероятно, настоящим местом рождения софтверного гиганта надо считать Sundowner Motor Hotel в городе Альбукерке, штат Нью-Мехико, дешевый мотель, в который друзья Билл Гейтс и Пол Аллен въехали в 1975 году, когда была зарегистрирована их совместная компания Micro-Soft. Они разработали интерпретатор языка BASIC для нового персонального компьютера Altair 8800, производитель которого как раз находился через дорогу.
Но до мотеля некоторое время был и гараж в том же городе.
В 2019 году во время ностальгического визита в Альбукерке Билл Гейтс лучше всего сформулировал мысль, почему этот формат столь популярен среди будущих визионеров: «Нет лучшего символа для предпринимателя, чем скромный гараж. Конечно, мы основали нашу компанию в гараже, чтобы хранить кучу денег, которые я получил от родителей, но все же я предполагаю, что другие делают это потому, что они бедны».
Как показывают примеры выше, при удачном стечении обстоятельств такая бедность оказывается временным обстоятельством.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by