Спецпроект

Рискнули и открыли необычный бизнес на юге Беларуси. Что с ними теперь?

29 августа 2023 в 8:00
Автор: Дарья Коско. Фото: Анна Иванова
Спецпроект

Рискнули и открыли необычный бизнес на юге Беларуси. Что с ними теперь?

Автор: Дарья Коско. Фото: Анна Иванова

В новом выпуске цикла «Свое дело. Летний сезон» вместе с «Альфа Банком» отправляемся на юго-запад Беларуси, в Брестскую область — что поделать, если температура +32 в Минске показалась недостаточно высокой. Хотим поразмышлять: а более теплая погода — это скорее плюс или минус для бизнеса? Но объединить героев только по территориальному признаку в этот раз показалось нам недостаточным. Поэтому мы поговорили с теми, кто построил свое дело на работе с животными — совершенно разными способами. Разброс большой, будьте готовы умиляться и удивляться: наравне с предпринимателями герои этого выпуска — лошади, улитки и козы.

Козья ферма

Наталья Строк — настоящая знаменитость Березовского района. Она не только перебралась из Австрии в Беларусь, где организовала свою козью ферму, но и открыла центр поддержки предпринимательства. Так что козы — только малая часть масштабных планов. Однако начнем все-таки с них.

По словам Натальи, козоводство в регионе пока не развито. Если кто и держит по несколько козочек, то молоко обычно сдают — до производства сыра руки не доходят. При этом многие держат козочек для себя, так что доказывать пользу козьего молока необходимости нет.

— Я называю это мануфактурным производством, потому что мы никогда не будем огромным бизнесом, все основано на ручном труде, — объясняет Наталья.

Сейчас она делает мягкие козьи сыры — получаются шарики в разных посыпках, которые хранятся в небольших баночках с маслом. Но цель предпринимательницы на ближайшее время — выпускать антипасти под собственным брендом.

Это могут быть перцы, патиссоны, кабачки, шампиньоны, фаршированные сыром, различные рулеты — особый вид еды, которым невозможно наесться, но очень хочется полакомиться. Подход к продаже отличается от многих других фермеров: крафтовый продукт реализовывают не через магазины и ярмарки, а посредством собственных страниц в соцсетях и мессенджеров. И, конечно, во время экскурсий.

Ферма расположена в особенном месте — вблизи Споровского заказника, по которому проходит уникальная экотропа. Поэтому многие экскурсионные группы заглядывают и на ферму. «На козотерапию», — уточняет Наталья.

Энергии в запасе у предпринимательницы много. У нее уже был свой бизнес в далеких девяностых, а потом на долгое время она сосредоточилась на работе мамой: в семье четверо детей. И как только младший перестал требовать постоянного внимания, женщина решила вернуться к делам. Причем сразу в другой стране.

На родину потянуло мужа Натальи, поэтому пара вместе начала придумывать, чем можно заняться в Березовском районе. Не один год они работали над созданием проекта агроэкопарка, объединяющего активных агропредпринимателей. Под него в райисполкоме выделили 12 гектаров земли.

Концепция нетипичная: это будет бизнес-парк, в котором можно прогуляться и больше узнать о дикоросах. Причем за разные участки будут отвечать разные предприниматели. Наталья, например, выращивает на продажу мяту — 16 разных сортов.

— На клумбах можно будет увидеть продукцию наших компаньонов — ни в коем случае не конкурентов. В проекте смогут участвовать те, кто занимается экологией, здоровьем и гастрономией. Хотелось бы, чтобы это был центр притяжения не только для туристов, но и для бизнесменов. Специально под эти задачи на территории будет агростуденческая деревня.

Два года назад на территории организовали первый опытный огород. Просчитывали разные бизнесы: бочкование огурцов, маринование чеснока, приготовление разных продуктов из тыквы. Изучение на практике разных бизнес-кейсов — как раз любимая часть работы Натальи. Что можно получить из одной семечки, какие продукты произвести, как расфасовать, где продать…

К делу предпринимательница всегда подходит основательно. У нее в хозяйстве немало оборудования для переработки: сушилка, сироповарочный котел и даже биореактор для производства удобрений.

А в районе активно взялись за туризм — разработали большой проект развития территории вдоль речки Ясельда. Наталья предложила внести свой вклад: завести коз и сделать живой уголок, чтобы заниматься социальным и промышленным туризмом.

Двенадцать первых девочек появились в хозяйстве в апреле 2021-го. Сейчас на ферме живет более 100 взрослых коз шести разных пород. У каждой своя специфика: кто-то дает очень много молока, а кто-то — молоко, идеально подходящее для приготовления сыра.

Первые два года жизни козочка только тратит ресурсы — на ее содержание уходит 1 рубль в день. Но как только она начинает давать молоко, которое можно использовать, даже по минимальным подсчетам выходит 300% прибыли.

— Да других таких выгодных бизнесов практически нет!

Но это если работать самим. Пока Наталья управляется со всем вдвоем со своим сыном Александром и всего одним работником. Чтобы помочь маме, молодой человек переехал из Австрии, где оставил работу инженера, в белорусскую деревню.

— Я не деревенский житель, поэтому не понимала эту ответственность и слезы волнения за козочек. Но я уже ввязалась в драку, отступать было поздно, — рассказывает Наталья. — Я продолжаю многому учиться: и по книгам, и у местных. Кучу денег трачу на мази и лекарства, а они советуют простейший народный метод — и это работает.

Сейчас Наталья знает не только каждую из 100 козочек по имени, но и все особенности их характера. Как и Саша.

А десяток лет назад разведение коз казалось ей полным безумием. По этому пути пошла ее близкая подруга: продала квартиру в Минске и уехала в глухую деревню. Сама Наталья такое решение не одобряла, пока не попала к ней в гости и не просидела, замерев, три часа с маленьким козленочком на руках.

— Тогда я и поняла, что это одна из форм материнства. Во мне всколыхнулись те же самые глубинные чувства, которые были с малышами, с моими детками, понимаете? Я прихожу сюда и получаю столько любви от своих козочек! Они меня всегда обцелуют и расскажут, как им живется. И они живые, они настоящие… Хорошо, что век у них не короткий.

В хороших условиях козы живут около 15 лет.

Неудивительно, что козий сыр выпускается под трогательным названием «Дары матулі». Но уже задумано развитие бренда — «Дары натуры». Это линейка органических чаев из собственноручно выращенных трав — в пока еще новом для Беларуси дизайне.

План на ближайшее время — выкупить здание, где находится агрокультурный центр, и наладить профессиональное производство антипасти. Как только на производстве появится технолог, от сыроварения Наталья готова отойти. Ее амбиции, как уже стало понятно, куда шире — руководить всем бизнес-процессом.

Ферма улиток SnailsEco

Бизнес по выращиванию улиток Ирина Пилипчук вместе с мужем Олегом начали в 2019 году в нескольких километрах от Бреста. Тогда на всей территории Беларуси был всего один индивидуальный предприниматель, который занимался этим видом улиток. За пять сезонов изменилось многое, фермеров стало больше, но улиточный бизнес все еще продолжает вызывать удивление.

На первый взгляд, суть бизнеса очень простая: есть маточное стадо, которое весной запускается в репродукционный зал и там же откладывает икру. Когда малек немного подрастает, его выпускают либо в теплицу, либо сразу на поле — в зависимости от погодных условий. Все лето улитки растут, а в начале осени начинается их массовый сбор. Так за один сезон можно получить продукт, полностью готовый к продаже.

Кстати, с виноградной улиткой такая схема не работает: до половозрелого состояния она растет целых три года. А вот средиземноморские улитки созревают куда быстрее, но в дикой природе в наших условиях не обитают: слишком холодно. Хотя более теплые зимы — тем более в Брестской области — и дают надежду, что ситуация может измениться. Пока же до первых заморозков весь урожай нужно убирать с поля.

В чем еще разница? Считается, что у виноградной улитки более жесткое мясо. А еще она сама выбирает свои маршруты, поэтому вполне может оказаться на поле с химикатами. А вот на фермерские улитки можно ставить печать «Экологически чисто».

По словам Ирины, этим бизнесом они с семьей занялись совершенно случайно: даже не пробовали этот деликатес — не то чтобы искренне его любить. У мужа был бизнес совсем другой направленности, а Ирина работала в университете. Улиточная ферма — инвестиционный проект, разработанный в рамках обучения. И пара начала активно погружаться в тему, идея зацепила.

— Есть крупный рогатый скот, а есть самый мелкий рогатый скот, — шутит Ирина.

В соседних странах к тому моменту уже существовали десятки, а то и сотни улиточных ферм. Этот продукт особенно ценят во Франции, Италии и Испании — ценят настолько, что практически истребили всех улиток. Поэтому сейчас на многих территориях действует запрет на изъятие улиток из дикой природы. А предприимчивые жители других, хоть и более холодных стран предлагают альтернативу — выращивать продукт на фермах.

Как в историях про самые крупные стартапы, первые шаги начали делать в гараже, начав буквально с поштучной покупки улиток. Стало понятно, что все идет по плану, и тогда бизнес-проект оказался в районном исполкоме. Там отнеслись к идее с настороженностью, но решили дать шанс и одобрили бизнес-проект. Так у Ирины и Олега появился участок земли для развития своего дела.

На территории находится бывший сельский клуб, который используют как репродукционный зал и в будущем планируют переделать под агроусадьбу. В процессе работы стало понятно, что у бизнеса есть еще и туристический потенциал. Теперь на ферму можно попасть в рамках театрализованной экскурсии. Этому направлению предприниматели дали отдельное название — «ПилипУли» (от своей фамилии и тех, ради кого сюда и приезжают туристы).

— Наша задача — показать людям, что это не просто съедобно, но еще и вкусно. И полезно. Но нужно время, чтобы сформировалась привычка ставить такую закуску на стол. Не просто один раз продегустировать, а покупать периодически.

Вообще, белорусский потребитель знаком с этим продуктом: один бренд выпускает улитки эскарго уже почти 15 лет. У нас в планах тоже есть запуск в производство продукта высокой степени готовности. Это будет упаковка с 12 улитками под разными соусами — нужно только разогреть в духовке, и можно наслаждаться вкусом, — делится планами Ирина.

После краткого знакомства с историей бизнеса начинаем экскурсию по ферме. Первая точка — зал «любви». Поцелуй улиток длится, между прочим, от двух до восьми часов. Здесь улитки проводят время с конца февраля до начала мая.

Улитки — гермафродиты, поэтому отложить яйца может любая особь. Для этого они забираются в землю через три-четыре дня после «поцелуя». В одном коконе от 80 до 150 икринок — в зависимости от вида. До состояния малька они созревают еще две недели. Время ограничено: если выпустить малька на поле после 1 июня, он просто не успеет дорасти. Поэтому репродукция — самый напряженный период работы.

Кстати, проверяют готовность улитки по губе — уплотнению в основании панциря. Если она твердая, улитку можно употреблять в пищу. На наше появление улитки реагируют полным равнодушием: это ночные животные, которые днем предпочитают спать.

Следующая точка — теплица, место обитания улиток на случай майских заморозков. Улитки не против расширить зону обитания, и сдерживает их солевой барьер, смесь соли и солидола, а на полях — даже электронный пастух. По ночам действует система полива.

После сбора улитка на пять-семь дней погружается в воду, чтобы полностью очиститься. С этого момента кормить ее перестают. А в обычное время улитки едят комбикорм и растительность. В качестве вкусной подкормки — кукуруза, молотая пшеница, кормовой мел.

Отсюда вопрос: ферму нельзя оставить ни на день?

— На самом деле, можно оставить хоть на месяц — улитки будут спокойно жить, питаясь травой. Но без подкормки есть риски, что они могут не успеть окрепнуть в наших природных условиях. А что касается погоды, то пристально следить тоже не нужно. Но любят они, когда тепло и влажно. Главное, чтобы ночная температура не опускалась ниже 14 градусов. Прошлый сентябрь, например, был очень холодный, заставил нас понервничать, — вспоминает Ирина.

Как происходит сбор? Сначала отбирают маточное стадо — самых сильных особей, которые весной смогут дать хорошее потомство. Остальных улиток моют и замораживают. Без какой-либо обработки они могут храниться пять-семь месяцев. Но это невыгодно: со временем улитки будут терять массу, поэтому лучше продавать урожай сразу после сбора. Сейчас масштабы производства фермы — 10 тонн за сезон.

Бренд SnailsEco уже прошел лабораторные испытания и получил сертификат для выхода на европейский рынок. Но для этого нужны еще бо́льшие объемы: чтобы загрузить одну фуру, необходимо 17—18 тонн. Поэтому фермеры подумывают о кооперации с коллегами. Рынок настолько маленький, что ни о какой конкуренции речи не идет.

Пока же улиток продают в Беларуси, России и один раз отправляли самолетом в Армению. Помимо гастрономии, интересное направление бизнеса — сбор муцина для косметологии. Но это совершенно другой уровень сложности.

Хотя и выращивание улиток нельзя назвать простым делом. По словам Ирины, только сейчас они приблизились к окупаемости. Первые три года ферма требовала непрерывных вложений.

— На старте нужно вложить порядка $20 тыс. Необходимо выделить помещение для репродукции, сделать теплицу, оборудовать поля, установить систему полива, купить мойку, сушку, холодильники. А для обработки поля нужны культиватор, трактор, подготовить щиты на лесопилках. Одно цепляется за другое. Поэтому на быструю прибыль рассчитывать точно не стоит. Как и уходить с основной работы — без этой материальной поддержки справиться вряд ли получится.

Конный клуб «Лошадемания»

Как часто бывает с такими бизнесами, все началось с личного увлечения основательницы клуба, Жанны. С детства она обожала лошадей, а позже начала заниматься в конноспортивной школе. И долго мечтала иметь собственную лошадь. Теперь их у Жанны 14 — мечта, что называется, сбылась в формате «Бойтесь своих желаний».

Сама «Лошадемания» существует около 15 лет. Сначала базировались в Рыньковке, потом переехали на собственную площадку — возле деревни Щербин. До въезда в Брест отсюда 6 километров.

Найти такое место было непросто: в теплом регионе многие хорошие площадки заняты под разные фермы. А здесь в 2 километрах речка, есть собственный участок леса, поле, при этом до выезда на трассу всего 200 метров.

Пик бизнеса пришелся на период около пяти лет назад: у конного клуба был налаженный поток учеников и гостей. Но, как и во многих других сферах, пандемия внесла свои коррективы. Сначала решили сделать акцент на подготовке к спортивным соревнованиям, но позже сосредоточились на катании на лошадях как хобби и способе отдохнуть.

На самом деле, направлений работы у конного клуба много: это по-прежнему и подготовка детей к соревнованиям, и занятия «для себя», и конные прогулки и походы, и разведение лошадей, и организация постоя для частных лошадок. Много внимания на конюшне уделяют проведению развлекательных программ — именно они дают бизнесу большую прибыль.

Например, есть трехчасовая программа для детей: экскурсия по конюшне, выступление на лошадях, трюки, джигитовка, спартакиада в лесу и пикник. Но есть программы и для взрослых — чем не тимбилдинг? Для мероприятий на территории комплекса можно арендовать закрытую беседку. А летом конюшня вызывает большой интерес у туристов, которые едут отдохнуть в Брест и Беловежскую пущу.

— В этом году мы в седьмой раз проводим лагерь дневного пребывания для детей. Сначала он был только для тех, кто занимался конным спортом, а потом они начали рассказывать своим друзьям. Те тоже загорелись, и мы начали брать всех, даже тех, кто ни разу близко не подходил к лошади. Всему учим в процессе, — рассказывает Жанна.

За последнее время основательница немного отошла от дел, но организация лагеря вернула ее на конюшню. Жанна подчеркивает: чтобы в деле оставалась душа, в него нужно быть погруженным постоянно. При этом времени на то, чтобы самой заниматься на лошадях, у нее не остается. Пока она только мечтает снова вернуться в седло — как в детстве.

Основная сложность конного бизнеса — явно выраженная сезонность. Как только начинаются дожди и снег, спрос на услуги снижается до минимума. Поэтому мечта всего клуба — собственный манеж или хотя бы «бочка». Конструкция чем-то напоминает огромную круглую беседку. Цена вопроса — около $30 тыс. Поэтому сейчас клуб активно ищет спонсорскую поддержку.

Вообще, конный бизнес в регионе развит довольно серьезно: только частных конюшен вокруг Бреста пять. При этом цены традиционно ниже минских и уж тем более европейских. Например, абонемент на восемь занятий в месяц обойдется в 250 рублей (работа тренера уже включена в стоимость). Если дети настроены участвовать в соревнованиях, то к тренировкам привлекают тренера извне — это стоит уже дороже.

— Это не стереотип: конный спорт считается одним из самых дорогих в мире. Но сейчас так сложились обстоятельства, что мы не можем поднять цены: люди просто не будут ходить. Содержание лошади стоит дорого. Экипировка стоит дорого. Снаряжение стоит дорого. А мы пытаемся сделать из дорогого доступное, — признается Жанна.

По словам владелицы конюшни, самая большая статья расходов — корм. Причем проблема не только в цене, но и в сложностях с поставками: «Зимой, бывает, хоть из крыши солому доставай». Но все трудности меркнут перед любовью к лошадям. И это не красивое преувеличение.

— Если занятия нравятся, люди становятся больны лошадьми. К ним просто невозможно относиться спокойно. В этом много альтруизма: будешь делать все, что угодно, лишь бы им было хорошо — за любые деньги и усилия. А если говорить об этом как о работе, то нужно быть готовым отдавать больше, чем получать. Поэтому найти настоящих специалистов — второй по сложности вопрос.

Сейчас в клубе работают два тренера и много волонтеров, которые с большим удовольствием ухаживают за лошадьми. Что касается занятий, то разброс желающих по возрасту огромный — от 3 лет до 70+. Постоянно в клубе занимается около 30 человек. Для многих взрослых с напряженными профессиями это лучший способ экологично снять стресс.

Чаще конным спортом занимаются девушки — романтика. Как шутит Жанна, между принцем и белым конем они все чаще выбирают второго. Начать заниматься можно с любым уровнем физической подготовки. По мнению тренера, гораздо большее значение имеет психологический настрой. Если нет внутренней уверенности и спокойствия, будет сложно.

Но для конюшни лошадей отбирают не столько по породам, сколько по характеру — самых уравновешенных и доброжелательных. Есть те лошадки, которые успокаиваются со временем. А есть такие, которые сохраняют дикий нрав до последнего, и это остается только принять. Поэтому в «Лошадемании» стараются покупать уже сформированных лошадей старше 3 лет — чтобы успели проявиться и все нюансы характера, и врожденные болезни.

— Лошади, на самом деле, хрупкие существа. Как они страшно болеют! И тогда переживаешь, точно как с ребенком, не спишь ночами. Нужно понимать: если занялся лошадьми, это уже навсегда.


Партнер проекта — «Альфа Банк

Все наши герои в свое время рискнули, запустив необычные и непростые бизнесы в глубинке, и уже нанесли себя на туристическую карту родного региона. «Альфа Банк» поддерживает увлеченных своим делом предпринимателей в любой точке Беларуси, предоставляя необходимые сервисы и финансовые услуги.

Важная составляющая успеха в любом деле, будь то конный клуб, улиточный бизнес или козья ферма, — увлеченность. О прозаических денежных операциях тоже забывать не стоит, но сейчас справиться с ними проще с помощью банковских технологий. Решить насущные финансовые вопросы можно онлайн за несколько кликов в приложении, а офлайн-встречи — организовать в коворкинге «Альфа Хаб».

Спецпроект подготовлен совместно с закрытым акционерным обществом «Альфа Банк», УНП 101541947.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by