06 сентября 2023 в 8:00
Автор: Ольга Прокопьева. Фото: Максим Малиновский

«Люди хотят купить подешевле, а потом в ужасе». Белорус всю жизнь шьет обувь вручную

Автор: Ольга Прокопьева. Фото: Максим Малиновский

Пару лет назад Андрей выкупил пустующую капсулу времени в остатках заводской роскоши. Чем будет здесь заниматься, знал всегда: шить обувь, как и предыдущие 30 лет, никакой торговли воздухом. «Спрашиваете, что сейчас шью себе? А зачем? У меня обувь просто не разваливается…» — скромно улыбается Андрей в витебской мастерской. Рассказываем про упрямый бизнес, где каждый день надо работать руками.

«Денег с продажи одной пары было как три стипендии»

Никаких крутых поворотов, чтобы забросить Андрея в этот бизнес, жизнь не делала. Парень приехал в Витебск, поступил в технологический университет на обувного технолога. Не то чтобы это была мечта, но так сложилось.

Будущих обувщиков учили на простых примерах — такими считали мокасины. Много практики, и ты начинаешь что-то уметь. Где-то на третьем курсе пару человек сбросились, купили швейную машину и стартанули свое обувное дело. Среди них был и Андрей.

— Сами кроили, сшивали, правда, медленно, тяжело, но постепенно учились. Ту обувь продавали тогда на рынке «Динамо». Люди даже не на столиках ее расставляли, просто держали в руках, — вспоминает Андрей.

В 1990 году продавали по три пары в месяц, полет нормальный.

— Обычная обувь, что могли, то и шили. Но тогда был дефицит. Помню талоны на «Белвест», а «Марко» еще не существовало. Денег с продажи одной пары было как три стипендии, от родителей можно было уже не зависеть. Приятно.

В том возрасте я не боялся, что не получится, в голове были другие мысли. В плане организации слушал советы, но старался рассчитывать на себя.

Потом какое-то время Андрей поработал экспедитором, но в итоге вернулся в обувное дело. Делал все — от ремонта до пошива. Если в начале девяностых с обувью было сложно, то потом все изменилось — спрос начал просто не успевать за предложением.

Сейчас таким делом в стране не занимается практически никто. Кредитные деньги для старта сегодня найти проще, но ниша слишком узкая и специфическая. Крутить деньги на шаурме все еще быстрее и понятнее.

— За то время, пока я работаю, в этой нише никого не появилось, остались несколько человек, которые начинали заниматься производством обуви примерно в то же время, что и я. Если были бы условия, нашлись бы более умные и талантливые и развили направление. Почему наши крупные производители не открыли такие ателье? Если до сих пор не пришли к этому, значит, им это не нужно.

Самый логичный переход из этой ниши — в ремонт обуви, которому не угрожают Китай или Россия, только внутренняя конкуренция. Как вариант, обувщики могут «перепрошиться» в кожаную галантерею, но и там дефицита нет — наоборот, избыток. Кошельки, сумки, ремни — в торговых центрах засилье таких вещей, брендовых и нет, более и менее дорогих.

— Когда стали приходить крупные сети, они начали выдавливать мелких предпринимателей, магазинчики, ларьки. Это я к тому, что мелким предпринимателям выживать в таких условиях очень сложно, — объясняет Андрей. — Крупные сети в шаговой доступности — это удобно для людей, но они выдавливают мелкий бизнес. Так и здесь: начали открывать магазины и возить китайскую обувь из России. С другой стороны, в стране есть свои крупные производители, мелкие же остаются между молотом и наковальней.

Но это боль многих производителей. Надо было или сворачиваться, или что-то делать. Андрей решил: надо делать женскую обувь вместо мужской.


Реклама

Мы даем гаджетам второй шанс, а будущему владельцу — возможность сэкономить и получить эмоции, как при покупке нового устройства.

Все Обновленные iPhone Breezy — это только оригинальные бывшие в употреблении iPhone, которые прошли диагностику в сервисном центре и полностью исправны. С Breezy ты платишь справедливую цену за девайс, который практически не отличается от нового, имеет гарантию 12 месяцев и всю необходимую комплектацию

Покупайте Обновленные iPhone Breezy в Каталоге Onlíner от 399 руб.

«В Европе продают за €500»

Андрей ведет по цеху, который с 2017 года превратился в его мастерскую. Тогда это обошлось примерно в 20 тыс., если считать в условных единицах. Снаружи никакого лоска торговых центров, но на это еще никто не обижался.

Сейчас отшиваются осень и зима, один или два раза в неделю приходит помощница — массовых заказов, чтобы нанимать множество работников, нет. В июле вообще пришел только один заказ — так выглядит тотальный несезон. Если бы шил босоножки, было бы веселее.

— Считается, что с женской обувью бизнес должен идти проще, потому что клиентки хотят более модно выглядеть и чаще менять обувь. Цена, как правило, выше, чем на мужскую, но и процесс более сложный, так что все логично. Мужчинам обычно разнообразие моделей, цветов и кож совершенно не важно.

Что имеется в виду под обувью ручной работы? Она шьется по вашим индивидуальным меркам в соответствии с одной из предложенных моделей. Как в конструкторе, можно выбрать цвет кожи, подошву, фурнитуру и обозначить какие-то нюансы со стопой.

А вот пошить обувь «как из рекламы» здесь не получится. В теории это, конечно, возможно, просто стоить она будет рублей 500 — для белорусского рынка это слишком, говорит Андрей.

— Человек принесет журнал: вот, хочу такие кроссовки. Чтобы их сделать, надо пригласить модельера, который прорисует кроссовок, согласовать колодку — нос, объем… Потом делается пробник, и только затем — пара. Клиент видит готовую обувь, он не может представить, сколько там работы и разных нюансов. Не всегда получится с нуля изготовить то, что хочешь.

В обуви по индивидуальному заказу деталь ляжет не так — пара не получится, нужно вносить корректировки. На больших производствах точно так же, отработка модели занимает много времени, но они могут себе это позволить.

Да человек пойдет и за 500 рублей купит те же New Balance.

Никто не спорит, обувь известная, хорошая, но я считаю, что половина стоимости там за бренд. Вижу, что сейчас в 20 лет для многих бренд — это вообще главное. Логично, что надо регистрировать свой бренд и тоже продвигать.

Клиенты у мастерской разные. Например, кому-то сложно подобрать обувь в обычном магазине, например, из-за разной длины стоп или выпирающих косточек. В обычных магазинах женщинам сложно найти 34—35-й и 42—43-й размеры, а в мастерской это пошьют.

Но чаще это все-таки не люди с проблемными ногами и размерами, а те, кто «наелся» массовой обуви и может позволить себе пошить модель на заказ, хотя бы просто попробовать, говорит Андрей. Плюс в интернете проще раскручивать рекламу, с этим помогает дочка.

— На самом деле, белорусам это тоже интересно, просто мой покупатель — это один из 1000 человек или даже реже. Можно найти человека, который пошил на заказ что-то из одежды или сумку, а вот обувь пока редкость. Пошил себе обувь на заказ — этим реально можно удивить.

Одну пару можно пошить за три-четыре дня при условии, что все материалы как раз под рукой, но в реальности так бывает редко, обычно нужно от недели до двух.

@aventa_shoes

У Андрея цены начинаются от 175 рублей за кроссовки и доходят до 240—350 рублей за зимнюю пару.

— Это справедливая цена для обуви ручной работы?

— Вопрос стоимости присутствует, не все могут позволить это себе. Для многих людей пенсионного возраста цена в 200 рублей будет высокой. Поэтому да, больше расчет, что будет покупать молодежь и люди среднего возраста.

При индивидуальном пошиве по закону нет ограничений на наценку, но производитель сам должен видеть, где потолок цен. Иначе есть риск так и не расстаться с пошитой парой.

— Если посмотреть в интернете индивидуальный пошив в Германии и Польше, там он стоит от €500. Если бы у нас можно было продать хотя бы за €200… Про €500 не говорю, это уже «хотелки».

Вообще, у многих главный фактор — сколько это будет стоить, даже качество не так важно. Сложно выцарапать свою нишу, все равно массовое производство перебивает тебя ценой.

В цене пары, пошитой на заказ, будут три главные вещи: работа коллектива, стоимость материала верха и подошвы. Считайте, они на цену влияют больше всего.

Андрей говорит, что ему удешевляться по этим позициям некуда, тут любой мелкий производитель проиграет крупным фабрикам.

— Можно взять более дешевые образцы, но я не иду по пути экономии на чем-то. Сэкономить полдоллара на подошве? Для крупного производителя это существенно, там закупаются тысячи подошв одного фасона.

Когда это единичные заказы, я лучше куплю более дорогие, но технологичные материалы. Производителей подошв не так много, и те, кто в теме, понимают, что надо брать.

Материалы покупаются через Россию, потому что там работают и с маленькими объемами.

— Может, проще шить хотя бы небольшие партии и продавать через магазины, а не индивидуально?

— Туда можно прийти на условиях, которые продиктует торговля. Для меня как производителя они вряд ли будут выгодными. Заработать самому 20 рублей с пары и при этом потратить столько сил, материалов и времени?

«За китайцами уже невозможно угнаться»

Все основные процессы фактически как на любой крупной фабрике. Главное отличие в том, что пару делают под конкретного человека и практически все руками, на обувных же гигантах производство автоматизировано. Клиенту объясняют, как снять мерки, а дальше все делают на производстве.

Андрей показывает базу, из которой забираются заказы, — это три-четыре модели кроссовок и около десяти вариантов зимней обуви. Верх и подкладка — натуральная кожа, мех искусственный, но содержание шерсти — около 60%.

Считается, что для маленького производства это большая линейка, и обычный покупатель даже не поймет, что это одна и та же модель, но в разных цветах.

— В целом законодателями мод в мире в плане моделей обуви остаются итальянцы, в плане воплощения идей — китайцы. За ними невозможно угнаться. Условно говоря, появился тренд на красную подошву, так она сразу везде в Китае, хорошо, если через полгода или позже появится у нас.

Для маленькой мастерской это практически бессмысленная гонка, потому что тренды все равно будут появляться примерно со скоростью прокрутки ленты в Instagram.

— Кто в Китае будет разговаривать с маленькими производителями и продаст одну пару красных подошв? Даже если сделают, пересылка будет стоить как 10 пар.

Но у белорусов к цветам претензий как раз не было. Наоборот, большинство не хотят какой-то слишком необычной обуви, им ближе «умеренная модность». Поэтому обувь из мастерской похожа на ту, которую можно найти в магазине.

— Зимняя обувь как раз должна быть практичной, — соглашается Андрей. — А это уже вопрос качества кожи и качества изготовления. Снег, дождь, грязь, соль — тут плохо сделанная обувь просто не выживет. Я же не зря больше 20 лет занимался ремонтом, могу сказать, что большинство моделей обуви разваливается и не выдерживает сезон. Люди часто хотят купить подешевле, а потом в ужасе, почему в этом невозможно ходить.

Для обувщика такие практически одноразовые вещи — это нонсенс. Но если поставить пару в нужном брендовом магазине, то цены можно умножать на два.

— Какая техническая часть в производстве самая сложная?

— Все. Просто так, без знаний этим не займешься, даже если будут деньги. Проще всего, наверное, кроить, потому что я занимался этим практически всю жизнь.

Еще из технических моментов: за удобство обуви отвечает колодка (даже если вы привыкли ориентироваться отдельно на высоту каблука и форму носа). А секрета крепкой обуви, на самом деле, нет, практически на всех фабриках используется один итальянский полиуретановый клей. Дело в пошиве и итоговом качестве самого изделия (а это все вместе, не только клей).

— Для обычного покупателя это просто обувь. Объяснить ему, что она сделана из офигительного материала, качественно пошита вручную и будет носиться, условно говоря, пять лет, очень сложно. На распродаже в магазине ведь точно можно найти дешевле.

Пока это история не про стабильный доход, а про то, как верить в свое дело.

— Боюсь, что ближайшие полгода тут будут только вложения. Масса усилий, а про заработок даже говорить смешно. Но на старте это нормально. Тут же вопрос идеи, чтобы продолжать дело, которым занимаешься всю жизнь.

Onlíner рекомендует
Apple iOS, экран 6.1" OLED (1170x2532) 60 Гц, Apple A15 Bionic, ОЗУ 6 ГБ, память 128 ГБ, камера 12 Мп, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), влагозащита IP68
Onlíner рекомендует
Apple iOS, экран 6.1" OLED (1170x2532) 60 Гц, Apple A15 Bionic, ОЗУ 4 ГБ, память 128 ГБ, камера 12 Мп, аккумулятор 3227 мАч, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), влагозащита IP68
Onlíner рекомендует
Apple iOS, экран 6.7" OLED (1290x2796) 120 Гц, Apple A16 Bionic, ОЗУ 6 ГБ, память 128 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 4323 мАч, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), влагозащита IP68

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by