Арбузы по $27 тысяч и манго за $5 тысяч. Почему в Японии сходят с ума по ультрадорогим фруктам и готовы платить за них целое состояние

30 сентября 2023 в 8:00
Автор: darriuss

Арбузы по $27 тысяч и манго за $5 тысяч. Почему в Японии сходят с ума по ультрадорогим фруктам и готовы платить за них целое состояние

Автор: darriuss
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

В Японии существуют удивительные традиции, которые практически не встречаются больше нигде в мире. Для страны, веками существовавшей в добровольной самоизоляции, это совершенно естественно. Однако и сейчас, когда она успешно стала частью системы мировых политических, экономических и культурных связей, в ней продолжают существовать феномены, удивляющие иностранцев. Это может касаться отношения к труду и работодателю или к собственным домам, но порой затрагивает и вещи, где подобную эксцентричность встретить не ожидаешь. Например, в Японии самые дорогие фрукты в мире. Дыни и манго, клубника и арбузы возведены там в культ, являются своеобразным аналогом ювелирных изделий, продаются в дорогих бутиках и могут стоить совершенно фантастические суммы. Между тем и подобные чувства японцев, и суммы, которые они готовы за фрукты и ягоды платить, имеют свои объяснения, добавляющие новые штрихи в картину жизни этой удивительной страны.

Храм фруктов

Среди дорогих магазинов, расположенных в токийском деловом районе Нихонбаси, место, которое украшает вывеска Sembikiya, сперва не выделяется. Большие витрины, высокие потолки, классическая музыка внутри, вышколенный персонал, одетый в униформу и готовый по первому взгляду подойти для консультации, — кажется, что здесь торгуют ювелирными изделиями или какими-то похожими предметами класса люкс. Так оно и есть, вот только ассортимент магазина удивит гостя, ничего не слышавшего об этой грани японской культуры.

Sembikiya продает фрукты.

На полках и витринах тщательно разложены манго и дыни, яблоки и персики. Отдельные экземпляры продаются в премиальных деревянных коробках и упаковываются как драгоценное стекло. Коробки с педантично одинаковыми клубниками и вишнями выглядят как элитные конфеты ручной работы из какой-нибудь швейцарской кондитерской с многовековой историей и статусом поставщика дворов европейских монархов. Аналогия подходящая, ведь Sembikiya — своеобразный местный эквивалент таких мастерских по производству деликатесов.

Семейный бизнес

Основатель Sembikiya Бензо Осима когда-то владел одной из первых фруктовых лавок в Нихонбаси, еще в то время, когда Токио назывался Эдо. С 1834 года он, а затем и его наследники собирали лучшие персики, дыни, яблоки и разнообразные цитрусовые у местных производителей и привозили их в город, перепродавая аппетитную сельхозпродукцию. Первой же в 1868 году семья открыла ресторан, в меню которого не было традиционных японских блюд, привычных многим поколениям жителей страны. Вместо них гостям предлагались исключительно фруктовые десерты, выполненные на европейский манер. Для только открывшейся миру, но начавшей стремительно вестернизироваться Японии это были удивительные диковинки, при этом выполненные сугубо из локальных продуктов.

Сейчас Sembikiya — фруктовые бутики, где, помимо торговой площади, также имеются ресторан и кафе.

Это далеко не единственная сеть в стране, занимающаяся подобным бизнесом, но, вероятно, самая известная и дорогая. Яблоки по $10 за штуку, манго по $130, мускусные дыни, которые также называют канталупами, по $250 (все еще за штуку), набор из 40 вишен за $200, белая клубника по $40 за ягоду — цены могут шокировать иностранца, но еще больше удивляет готовность японцев такие деньги платить.

Фрукты как жертва

При всей современности Японии с ее скоростными поездами, технологической культурой и инновационностью там как нигде чтут сложившиеся веками традиции. Чтобы разобраться в феномене отношения к фруктам, также не обойтись без небольшого экскурса в историю страны.

Сейчас она очень урбанизирована, но раньше, как и повсюду в мире, большинство японцев жили в деревнях и зависели от сельского хозяйства.

В попытке сделать богатый урожай чуть более вероятным, крестьяне прибегали к помощи сверхъестественных сил, которые, как они полагали, не стали бы снисходить до смертных просто так. Поэтому и в буддийской, и в синтоистской практиках в Японии сложилась культура жертвоприношений, когда на алтари, установленные в домах, дважды в год возлагались дары, которые должны были задобрить богов и обеспечить их благосклонность в важном деле созревания обильных даров природы. В качестве жертвы использовали еду, в том числе фрукты.

Сезоны подарков

Постепенно индивидуальные жертвы становились коллективными, и сам процесс их принесения стал средством социальной коммуникации внутри семьи, общины, населенного пункта. Подношениями стали одариваться не только боги, но и родственники, друзья, начальство, и в итоге все трансформировалось в существующую сейчас в Японии практику подарочных сезонов.

Периодичность была заимствована из прежних жертвоприношений.

Два раза в год японцы выражают свою признательность и благодарность дорогим и/или важным им людям с помощью символических подарков — символических не в смысле их стоимости, а в самом прямом смысле: каждый подарок является символом отношения к тому или иному человеку и позволяет своим фактом поддержать и укрепить социальные связи между дарителем и одариваемым. Летние подарки, которые обычно делают в конце июня — первой половине июля, называют отюгэн, зимние (декабрьские) — осэйбо.

Лучший подарок

Очень часто (и это тоже заимствование из прежних традиций) в качестве подарка выступает нечто съедобное — например, лапша ручной работы, печенье или фрукты. Многие японцы считают, что несъедобные подарки лишь захламляют пространство, в то время как еда не только красива и символична, но и полезна, к тому же доставляет физическое удовольствие. При этом у этой нации обостренное чувство прекрасного. Все знают про их увлечение эстетически совершенными искусствами, играющими важную роль в их повседневной жизни. Это может быть икебана (компоновка цветов и побегов в сосудах), бонсай (выращивание миниатюрных копий деревьев) или сэкитэй (создание садов камней). Поэтому для японца принципиально важным является дарение не только вкусного подарка — он еще должен доставить одариваемому эстетическое наслаждением своим совершенным внешним видом.

Фрукты подходят для этого как нельзя лучше из-за своего бесконечного разнообразия, а также за счет удивительных форм, которых добиваются для них селекционеры. При этом овощи для японцев — повседневный продукт, бытовой и тем самым будничный, не ассоциирующийся с праздником. Фрукты — совсем другое дело: их не воспринимают как нечто прозаичное, обыденное, то, что можно купить в киоске по дороге домой. Их можно дарить не только как отюгэн или осэйбо, но и взять с собой в гости на вечеринку (как в европейской традиции часто берут бутылку вина) или просто одарить самого себя, когда хочется отметить какое-то важное достижение в жизни.

Цена имеет значение

Владельцы магазинов типа Sembikiya признают: важным критерием при выборе того или иного «подарочного» фрукта для покупателей является цена. Конечно, продавец обязательно спросит, в какой день покупка будет, скорее всего, съедена, порекомендует конкретный плод, который будет в этот день находится в своем наилучшем состоянии. Гостю расскажут про необходимые условия хранения — вплоть до того, за какое время до сервировки его необходимо достать из холодильника, чтобы температура оказалась идеальной.

Важную роль играют и предпочтения одариваемого, ведь глупо дарить начальнику с аллергией на цитрусовые пусть и идеальный, но апельсин.

И все же многие японцы ориентируются на цену как мерило степени своего уважения и благодарности по отношению к тому, кого они хотят удивить. И в этом смысле, кажется, пределов на данном рынке не существует. СМИ регулярно публикуют эксцентричные новости, как арбуз продали за $27 тыс., манго — за $5 тыс., а одну ягоду клубники — за $350. Особенно выдающимися плодами торгуют на аукционах, и борьба за лот порой приобретает ожесточенный характер. Она обостряется за первые в сезоне идеальные фрукты или ягоды, ведь многие японцы убеждены, что именно первенцы физически продлевают жизнь, пусть на дни, не на годы, но все же. Что может быть ценнее, чем такой знак внимания, полученный в подарок?

Покупайте японское

Разумеется, сногсшибательные цены в магазинах вроде Sembikiya взяты не с потолка. В них, конечно, включены и посредническая наценка, и стоимость люксового интерьера, и зарплаты сотрудников, и прочие расходы, но все же основа — это себестоимость производства каждого конкретного плода, ведь это штучный товар, даже если речь идет о вишне или клубнике размером с мячик для гольфа.

Японское происхождение — еще один принципиальный критерий, важный для покупателя.

По каждой группе продуктов магазины работают с конкретными локальными поставщиками, благо география и климат Японии позволяют выращивать на ее территории все что угодно. У многих регионов есть своя специализация. Так, лучшая клубника выращивается в префектуре Кагава, а канталупы — в Сидзуоке. Производители люксового фруктового сегмента — не крупные хозяйства, а маленькие семейные фермы, формат которых позволяет обеспечить должный уровень контроля и ухода за каждым плодом.

Экономика процесса

Понять, почему «подарочные» фрукты в Японии могут стоить так много, можно на примере той же канталупы или мускусной дыни. В общей сложности в Сидзуоке ее выращиванием занимаются 600 небольших фермерских хозяйств, каждое на несколько парников. Парники в идеале должны быть стеклянные, потому что стекло, в отличие от пластика, лучше пропускает солнечный свет. Тщательный отбор начинается на этапе выбора семян, где постоянно идет селекция лучших экземпляров. Опыление цветов производится вручную, а когда плоды начинают завязываться, фермер выбирает на побеге один, с его точки зрения, наилучший и безжалостно удаляет все остальные.

У будущей идеальной канталупы не должно быть конкурентов в борьбе за питательные вещества, содержащиеся в почве.

На дыню надевают специальную «шапочку», чтобы ее верхушка не обгорела на солнце. Естественно, в парнике тщательно поддерживаются необходимые влажность и температура, причем эти параметры регулируются в режиме 24/7, чтобы внутри парника круглосуточно на всем протяжении созревания были безупречные для него условия. Доходит до того, что периодически фермер или члены его семьи в белых перчатках массажируют канталупу. После сбора урожая вновь происходит его отбор, и в продажу в магазине уровня Sembikiya попадают лишь плоды совершенной сферической формы с идеальной плотностью и ароматом. Отсеиваются даже дыни, характерная сетка на коже которых по каким-то причинам не устраивает производителя или магазин.

Такая вовлеченность фермера, фактически индивидуальный подход к каждому фрукту или ягоде позволяет получить результат, который можно отправлять в палату мер и весов как эталон в своем роде. В магазине его одевают в защитную сетку и часто укладывают на солому в подарочную деревянную упаковку.

Отличие от ювелирного изделия лишь в том, что его можно съесть, насколько бы жалко ни было это делать.

Конечно, далеко не все фрукты в Японии стоят таких денег — лишь те, в селекцию и выращивание которых был вложен усердный, изматывающий в своей педантичности, часто многолетний труд. Понимание того, какими усилиями произведена эта гроздь рубинового винограда, этот арбуз в форме сердца или этот набор белой клубники, также является важной составляющей того отношения к ним, которое культивируется в стране. Чужакам это может показаться странным, но ведь говорят, что японцы и едят в первую очередь глазами. Можно только позавидовать подобному умению видеть прекрасное и, главное, способности получать от этого удовольствие.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by