12 октября 2023 в 23:22
Источник: Ольга Прокопьева. Обложка: Максим Тарналицкий. Иллюстрации: Валерия Седлюкова.
Спецпроект

10 вещей, которые скоро перевернут мир. И что с этого белорусским бизнесам?

Источник: Ольга Прокопьева. Обложка: Максим Тарналицкий. Иллюстрации: Валерия Седлюкова.
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Пора признаться: кажется, мы уже не смогли бы жить без интернета, хотя у наших родителей таких проблем не было. Теперь не интересоваться технологиями не получится — они интересуются нами и понемногу меняют то, как мы живем, учимся, работаем и отдыхаем. Первыми все новое подхватывают бизнесы, чтобы сделать революцию в своей сфере и прокачаться самим. В новой серии проекта «Только представьте» с онлайн-сервисом для управления бизнесом «Битрикс24» смотрим на 10 технологий и трендов, которые точно изменят нас в ближайшие 10 лет, и говорим с белорусскими топами, что ждет их бизнес.

Если вы не видите текст статьи целиком, скорее всего, часть верстки попала под нож блокировщику рекламы в вашем браузере. Отключите его на время — и все станет как надо.

Компьютерный мозг вместо человеческого

Вы точно слышали про ChatGPT, даже если не особо вникали в тему искусственного интеллекта — компьютерного мозга, который должен справляться с теми же функциями, что и человек.

Сейчас бизнес чаще всего пользуется ИИ, чтобы автоматизировать задачи (передать информацию из кол-центра во внутренние системы) или искать закономерности в больших массивах информации (какую покупку может совершить конкретный клиент).

Последнее еще называют «аналитикой на стероидах», и приложение Sippd — как раз пример того, как искусственный интеллект помог запустить прибыльный бизнес. Sippd дает рекомендации по выбору вина на основе искусственного интеллекта. Пользователь рассказывает о своих предпочтениях — вкус, сладость, цена, в ответ ИИ генерирует персональные рекомендации.

Сканируя бутылку вина с помощью камеры, вы узнаете, насколько напиток соответствует вашим предпочтениям. А бизнес зарабатывает, приглашая людей покупать рекомендуемые вина через приложение для доставки.

Вещи управляют вещами, люди помогают

Люди могут управлять устройствами, а устройства — собирать информацию и обмениваться ею между собой. Это и есть мир интернета вещей (IoT).

В чем-то это даже не сугубо технология, а образ жизни и «бесконечное удобство», которое продают людям. Умные часы, умный дом, умный город — это все с разной степенью успешности стало (или становится) реальностью прямо сейчас. Ваши часы могут передать системе отопления, что вы спите и воздух можно сделать чуть прохладнее. И наконец, можно кричать вашему тостеру, что пора готовить завтрак (и он поймет).

В мире, где победил IoT, почти все вокруг имеет датчики, которые передают информацию в центры обработки данных. Допустим, вы ставите корзину в супермаркете под сканер, который за считаные секунды выдает вам итоговую сумму (и больше не надо сканировать каждый продукт). В ответ оттуда поступает обратная связь, которая помогает устройствам быть более эффективными. Например, после покупки на определенную сумму вам предлагают скидочный купон.

Еще пять лет назад прогнозы говорили, что практически у каждого человека будет какая-то связь с интернетом вещей через пять-десять гаджетов, рабочий процесс или что-то другое. Похоже, будущее уже наступило, и бизнесы на этом продолжат зарабатывать.

Ваш смартфон может кое-что лучше

Пока последняя доступная нам сеть — это 5G, но исследователи уже занялись следующим поколением беспроводного мира — 6G. Это будет означать: что бы мы ни делали с нашими смартфонами, это может быть еще быстрее и лучше.

Правда, пока 6G — это теория, и многие идеи все еще находятся в стенах исследовательских лабораторий. Развернуть сети надеются к 2030 году, пока органы по стандартизации разбираются с техническими нюансами.

Но уже сейчас есть некоторые прогнозы, как мгновенная связь изменит бизнес.

Больше никаких Zoom, встречи перейдут в цифровые пространства с иммерсивными диалогами. Получается, больше никаких черных квадратов на созвонах.

Листая ленту в Instagram, вы не будете бродить взглядом по фото и рилс, можно будет посещать 3D-миры людей, визуализируемые в реальном времени (реклама в соцсетях тоже выйдет на этот уровень).

Учить сотрудников станут с помощью виртуальной и дополненной реальности. Аэрокосмический и инженерный конгломерат Honeywell дает новичкам гарнитуры смешанной реальности и позволяет им «видеть» работу других сотрудников.

Подделки, прощайте?

В базе данных хранятся все действия с активом — так упрощенно описывают технологию блокчейн. Транзакции с активом записаны на множестве серверов, так что информацию о них нельзя подделать. Поэтому блокчейн часто сравнивают с публичной бухгалтерской книгой.

Собственно, прозрачность — это и есть одно из главных преимуществ блокчейна. Удастся ли построить глобальную экономику вокруг блокчейна, пока не понятно, есть конкретные примеры, как с ним работает бизнес. Что, если в магазине вы сможете узнавать все о конкретном продукте?

Платформа OpenSc позволяет проверить, заплатили ли фермеру, кофе с плантации которого вы собираетесь купить, и где на самом деле выловили рыбу, которую вы держите в руках.

Вообще, прослеживаемость — это про обычные жизненные вопросы вроде того, как не купить подделку, точно ли это икра в банке и кто ее сделал на самом деле и настоящие ли это New Balance.

Как будем путешествовать?

Прогноз от Егора Карповича, который более 10 лет занимается запуском ИТ-продуктов по всему миру. Последние три года работает с туризмом (турагентство Madera Travel и туроператор TravelHub), но как будто всю жизнь.

— Сложно сказать, что произойдет в конце 21-го века. Если мыслить пятилетками, то это как минимум 14 разных трансформаций любого бизнеса. 

Невозможно купить тур, не узнав, что с въездом в страну, а следовательно — с визой. Не только к концу 21-го века, но и в ближайшем будущем очень хотелось бы получать электронные визы везде и заранее и через какой-то онлайн-сервис, без всех этих проблем с записями и сбора пакета бумаг. 

Дальше туры и отдых. Скорее всего, в будущем станет сложнее летать на короткие дистанции, потому что разные страны (например, Франция) уже поддерживают выбор более экологичного транспорта для таких переездов. Не исключено, что будут появляться экосборы в местах назначения. Возможно, самолетам предпочтут скоростные поезда, т. к. это экологичнее, и наладят сообщение в любую точку мира. Хотелось бы думать, что мы сможем насладиться невероятно быстрыми поездками на гиперскоростных поездах, которые разгоняются до 1000 км/ч.


Возможно, самолеты начнут летать быстрее, а значит, будет проще добираться до пунктов назначений, потому что сейчас может быть одна-две пересадки, и любой отпуск становится уже не таким привлекательным. 

Уже в этом веке появятся туры на Луну — этим сейчас занимаются много компаний, а с каждым витком это будет становиться доступнее для туриста. Следующая ступенька — туры на Марс. Что с ними будет, пока не известно, но визуализировать такой вариант тоже хочется.

Думаю, даже с развитием всех технологий туристы будут обращаться к нам, и у нас будет работа. Путешествовать внутри своей страны и разговаривать на одном языке — это очень просто. Тут и правда никто дополнительно не нужен, можно сделать один запрос в ChatGPT, и генеративный ИИ даст варианты путешествий быстрее, чем любой другой ресурс. Или посмотреть тревел-блоги. Как только люди оказываются в другой стране, где не работает интернет и не родной язык, тут всегда будем мы, тревел-помощники. Никто не отменял перекладывание ответственности за крутой отпуск — есть туристы, которые говорят «у нас такие-то даты, хотим отдохнуть».

Очень хочется использовать телепорт, может, не к концу 21-го века, но когда-то он точно будет. Представьте, как круто: вместо того чтобы тратить 8—20 часов на дорогу, мы можем в ту же секунду переместиться и наслаждаться лучшими уголками нашего мира.

Поэтому общий вывод: путешествия будут планироваться быстрее и качественнее.


Роботизация

Пожалуй, роботы — самый понятный тренд, который щедро промотируют фантастические фильмы и сериалы. В реальной жизни они пробуют забрать на себя некоторые рабочие функции, но пока массово не заменяют людей (похоже, ИИ в этом продвинется быстрее).

Тем не менее пример из нашей реальности: роботы стали самыми вежливыми и терпеливыми работниками в южнокорейском конгломерате Naver. Сотня помощников, которым не пришлось проходить собеседование с HR.

View this post on Instagram

A post shared by 네이버 (@naver_official)

Компания спроектировала офис с нуля с учетом роботов: каждая дверь запрограммирована на открытие перед ними, на полу нет препятствий, а потолки отмечены цифрами и QR-кодами, чтобы помочь ориентироваться. Вы сидите в 36-этажном здании, а робот спустился вниз и принес американо из вашей любимой кофейни.

Но пока примеров встраивания таких работников в культуру белых воротничков не так много, это скорее будущее промышленности, складов и доставок.

Вы хотели бы когда-нибудь работать в офисе или другом месте вместе с роботами?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Не только роботы? Что ждет промышленность

Рассказывает Валерий Коляда, директор компании «Колорфэктори». Развивает бизнес по обработке и окраске поверхностей.

— Мы работаем на стыке «скучных» технологий (как защитить поверхность) и «живого» дизайна и эмоций. Думаю, услуги нашего бизнеса будут востребованы и в мире будущего с его технологичностью, смещением фокуса людей в виртуальную реальность и 3D-печатью. При этом запрос на кастомизацию вещей и индивидуализацию будет нарастать.

Точно помогут в развитии бизнеса и повысят уровень клиентского сервиса нейросети. Вот несколько направлений: анализ и распределение складских запасов, чат с клиентами и технологическая поддержка. Но заменить полностью опытных работников, к счастью, они не смогут. Опытный технолог чувствует весь процесс кончиками пальцев и зачастую дает решение не из учебника, а импровизирует. Искусственный интеллект так пока не может. 

Вот главные изменения, которые мы ждем:

Рост спроса на кастомизацию. Поэтому будут развиваться технологии быстрой смены цвета и точной доставки таких решений индивидуально к заказчику — в противовес сегодняшней серийной окраске.

Создание новых материалов, цвет которых менять будет проще, а к защитным свойствам требования будут ниже. Обычные на сегодня материалы — например, дерево — перейдут в более дорогой ценовой сегмент.

Роботизация вместо ручного труда. Уже сегодня мы предлагаем решения для автоматической окраски, тренд будет только нарастать. 

Новые подходы к обучению. Вместо групп маляров будем учить технологов-операторов, которые станут в одиночку управлять окрасочными цехами, где сегодня работают по 200—300 человек. А также методик — можно будет учиться в университетах в метавселенных.

Бизнес, безусловно, эволюционирует, как и машиностроение, мебельная отрасль, архитектурные решения. Мое мнение, что эти отрасли будут уходить от сложившегося рынка потребления к рынку качества на фоне экологических угроз и ограниченности ресурсов. Хочется верить, что тогда наконец-то появится и будет востребована вечная игла для примуса.

Маркетинг влияния

Если вы не следили в соцсетях за каким-нибудь инфлюенсером, значит, вы там толком не были. Собрать миллионы подписчиков стало работой, которая сделает вас знаменитым, принесет рекламу, известность и деньги.

Но со временем маркетинг влияния меняется. Наши решения могут зависеть не только от звезд с огромным количеством подписчиков, но и от наноинфлюенсеров. Это пользователи с небольшими охватами, но интересным контентом и отзывчивой аудиторией. Они не дают такие охваты, как топовые пользователи соцсетей, зато конвертируют их рекомендации в конкретные покупки.

Несмотря на то, что некоторые наноинфлюенсеры соглашались работать по бартеру, компании готовы платить за их услуги все больше и больше. Если в 2015 году им заплатили в среднем 25 долларов за спонсируемый пост, то спустя шесть лет средняя цена за пост составляла 901 доллар. Это выше в 36 раз — неплохое опережение инфляции, да?

В будущем контакт инфлюенсеров с аудиторией должен стать более интерактивным. Одних сторис будет мало: подписчики захотят посмотреть распаковку новых продуктов в дополненной реальности или пообщаться с помощью искусственного интеллекта в чат-боте со знаменитостью. Кстати, над последним как раз работает сейчас компания Meta, чтобы встроить чат-боты в соцсети. Например, ИИ сможет составить план тренировок с учетом опыта известного спортсмена.

Дополненная и виртуальная реальность

В дополненной реальности (AR) мы видим настоящий мир с дополнением виртуальных элементов. Напротив, в виртуальной реальности (VR) мы попадаем в среду, созданную техническими средствами, с отключением реального мира.

Если сейчас с этим легче всего столкнуться в индустрии развлечений, то в будущем мы будем задаваться вопросом, как вообще жили без дополненной реальности, говорит Тим Кук, генеральный директор Apple.

В бизнесе AR и VR могут создать новые фишки для покупателей. Например, больше не надо будет представлять, как новые шторы впишутся в интерьер квартиры (все можно будет посмотреть) или какое блюдо лучше заказать (новые технологии интегрируют запахи и визуализацию в меню).

Уже сейчас нет ничего проще, чем в дополненной реальности примерить виртуальный макияж или кроссовки.

Дополненная и виртуальная реальность изменят то, как мы учимся: самый быстрый доступ к технологиям будет в цифровых пространствах, а традиционные учебники могут стать более интерактивными.

Мясо, которое никогда не было коровой

Клеточные технологии и редактирование генов выглядят перспективными вещами в первую очередь для медицины, но не только. Бизнес смотрит на них через призму того, как можно будет производить продукты.

Пока выглядит так, что быстрее всех эту тему продвигают производители мяса из пробирки.

В магазинах уже можно купить курицу, которую создали из клеток в лаборатории.

Возможно, в лабораторных условиях найдут более оптимистичное будущее и для других продуктов. Например, бананам угрожают вредители, а ради авокадо вырубают леса.

Сможем отодвинуть старость и не болеть?
Рассуждает Марина Кирий, управляющий директор сети медицинских клиник «Кравира».

— На эволюцию медицинского бизнеса могу повлиять многие факторы: использование искусственного интеллекта, телемедицина, генетические технологии и другие. 

Думаю, что в целом технологические достижения сделают здравоохранение более пациентоориентированным. Эта тенденция будет продолжаться с появлением новых электронных технологий в области здравоохранения, таких как 3D-печать, носимые биометрические устройства и GPS-отслеживание.

Искусственный интеллект может значительно улучшить диагностику и лечение. Например, многие IT-компании разрабатывают приложения для диагностики заболеваний на основе искусственного интеллекта: распознавание родинок, расшифровка анализов и т. п. Они могут определить вероятность заболевания по симптомам и дать рекомендации по лечению. ИИ может помочь в разработке новых лекарств и ускорить процесс их создания. 

Клеточные технологии являются перспективным подходом в регенеративной медицине. Они могут использоваться для лечения болезней сердца, нервной системы, диабета и других.

Что касается роботизации в медицине, то, например, роботы уже используются для хирургических операций и обучения. В будущем, вероятно, их станет больше.

Но есть и минусы. Роботизация ставит вопросы о снижении уровня ответственности, эмпатии врача, доверия к специалисту, утрате специализированных навыков, отсутствии тактильного контакта с пациентом.

Пока не существует технологий, которые могут полностью отодвинуть старость. Но есть методы и технологии, которые могут помочь людям долго сохранять здоровье и жизнеспособность. Например, некоторые компании работают над препаратами для увеличения продолжительности жизни. Кроме этого, становятся доступнее самостоятельные скрининги с помощью мобильных приложений.

В будущем мы можем прийти к биометрической идентификации пациентов. Еще одна полезная функция биометрии в медицине — интеграция медкарты и электронных рецептов.

Наноинфлюенсинг в медицине есть и сейчас — когда пациенты в соцсетях рассказывают о лечении. Так они влияют на решения своих подписчиков о выборе клиники или врача. Хотелось бы думать, что ими также станут и сами врачи с большими базами пациентов. 

Вас узнают из тысячи

Биометрия — еще одна идея фантастических фильмов, которая перешагнула порог реальности. Правда, пока с непонятными последствиями.

Многие бизнесы в первую очередь связывают биометрию с идентификацией клиентов и новыми способами платежей.

Уже есть магазины Whole Foods, где можно отсканировать свои ладони и связать со своей учетной записью Amazon. Сканирование руки открывает турникет в торговый зал, а дальше камеры и датчики записывают каждое движение, чтобы потом выставить счет. Никакого кассира на выходе нет.

Вероятно, похожую схему могут позаимствовать и другие, например, с оплатой по отпечатку пальца или через систему распознавания лиц.


Партнер проекта — «Битрикс24»
Что ждет бизнес?

Рассуждает СЕО компании «1С-Битрикс» и онлайн-сервиса «Битрикс24» в Беларуси Полина Ганкович.

— Современным компаниям нужна гибкость, масштабируемость и доступность данных. Значит, облачные технологии будут играть все большую роль в управлении бизнесом. 



Влиять на все бизнес-процессы в ближайшем будущем будет искусственный интеллект, большие данные и аналитика. Эти технологии уже применяют для автоматизации рутинных задач, прогнозирования спроса, определения трендов рынка и принятия обоснованных решений. 



Мы в команде начали использовать GPT в рабочих процессах прошлой весной. И сразу же стали думать, как нейросеть может улучшить наш продукт. Так появился собственный GPT от «Битрикс24» — CoPilot, сейчас идет открытый бета-тест. С нашим умным ассистентом можно общаться в чате и задавать любые вопросы, он помогает выделить главное в документах, разбить сложные задачи на более простые и автоматизировать заполнение CRM. CoPilot может обрабатывать записи телефонных звонков и добавлять информацию в карточку клиента. Благодаря этому менеджеры по продажам могут сосредоточиться на переговорах, а нейросеть берет на себя рутинные задачи.

Не удивлюсь, если через год умение работать с нейросетями или системами аналитики станет обязательным требованием для многих вакансий. Бояться этого не нужно. Новые станки не заменили рабочих на заводах — их заменили те, кто умел этими станками пользоваться. Так и с новыми технологиями: преимущество получат специалисты, которые научатся работать быстрее и эффективнее с их помощью.


Что общего у Boeing и Adidas?

3D-печать может стать отдельным бизнесом или частью любого дела, где есть серийное производство вещей. Цифровые модели превращаются в физические объекты уже сейчас, а материал может быть практически любым, но революции пока не произошло.

Основные претензии к технологии на старте сохраняются: это пока что медленно и дорого. Тем не менее частично она проникает в разные отрасли: Boeing уже печатает детали самолетов, Adidas — части подошв кроссовок. Чизкейк из семи пищевых чернил — тоже реальность.

Что в будущем? При всех очевидных недостатках 3D-печать не списывают со счетов, потому что она трансформирует реальные вещи, а не виртуальный мир. А значит, она будет интересна многим — от производителей медицинских имплантов и застройщиков до рестораторов.


Партнер проекта — «Битрикс24»
Как «1С-Битрикс» в Беларуси меняет бизнес

«1С-Битрикс» — вендор онлайн-сервиса «Битрикс24» и CMS «1С-Битрикс: Управление сайтом» — работает на белорусском рынке 10 лет!

В 2017 году «Битрикс24» в Беларуси перешагнул отметку 10 тысяч пользователей в стране. В 2018 году стал резидентом ПВТ.

А уже в 2019 году компания стала CRM №1 по знанию и использованию CRM от вендоров.

В 2022 году «Битрикс24» запустил новый облачный тариф Enterprise для крупных компаний.

За 10 лет вышло 23 глобальных обновления «Битрикс24».

На 1 октября 2023 года у компании «1С-Битрикс» в Беларуси более 180 тысяч клиентов и 836 партнеров-интеграторов.

Сейчас в сервисе есть полноценная мобильная CRM с фишками для продвижения в соцсетях, складским учетом и приемом платежей. Подключены планировщик задач, мессенджер, видеозвонки, а также конструктор сайтов и интернет-магазинов и другие полезные инструменты.

Спецпроект подготовлен совместно с ИУП «1С-Битрикс», УНП 192042385.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by