А вы знали, что в Японии регулярно фиксируют смерть от переработок? На фоне постоянного стресса и недоедания сотрудники крупных компаний умирают от инсультов и инфарктов прямо в офисе. Этот мир кипит от сверхнагрузок, но есть ли выход? Попробуем разобраться. Нужно ли бизнесу создавать максимально комфортные условия для работников, как разговаривать с токсичными коллегами и как самому не сгореть на рабочем месте — об этом и не только рассказал врач-психиатр-нарколог, психотерапевт, кандидат наук Кирилл Жаранков. Больше 18 лет он помогает людям с депрессией, тревогой, паническими атаками, посттравматическим стрессом, фобиями и считает, что у него лучшая работа в мире. Совместно с онлайн-сервисом для управления бизнесом «Битрикс24» продолжаем проект «Только представьте».
— Для начала давайте поясним, что же такое эмоциональное выгорание.
— Это довольно интересное состояние организма, при котором человек долго находится в стрессе, со временем переходящем в кризис. То есть кто-то живет в напряженной ситуации, адаптируется к ней, а потом ресурсы организма заканчиваются, и человек, говоря по-простому, не вывозит. Он начинает испытывать неприятные переживания и симптомы. И это может длиться годами.
К слову, эмоциональное выгорание появляется на фоне разных жизненных ситуаций: у мамочек в декрете, у супругов на фоне сложных отношений в семье, а также у сотрудников компаний на работе.
— Почему люди горят на работе?
— Причины могут быть самые разные. Например, нездоровая атмосфера в коллективе. Или неприятности дома: поговорить не с кем, на работе эти проблемы подавляются, проседает энергия. У сотрудника может висеть ипотека, и от нее никуда не денешься — на фоне этого можно словить выгорание. И вроде бы мы адаптируемся к жизни в хроническом стрессе, но случается что-то, что становится последней каплей. Например, заболевает мама или умирает любимый пес, и это приводит к апатии и бессилию и в рабочих делах.
— С чего это состояние начинается?
— Условно можно выделить четыре стадии профессионального выгорания. На первой стадии сотруднику комфортно работать в условиях инструкций, циркуляров и корпоративных стандартов. Он делает что-то по шаблону и чувствует подъем. Это состояние не требует лечения, просто надо держать его в уме.
На второй стадии выгорания работник жалуется, что вокруг него одни некомпетентные придурки. Причем чаще всего они имеют в виду не клиентов компании, а других сотрудников и руководителей.
Уже на третьей стадии не хочется идти на работу. К примеру, кажется, что проще подвернуть лодыжку и уйти на больничный.
Или даже попасть в ДТП: приятнее подождать гаишников, чем ехать в офис. Здесь же подключаются психосоматические расстройства — начиная с язвы желудка и заканчивая бронхиальной астмой.
Медики выделяют четвертую стадию выгорания, которая по клиническим проявлениям похожа на депрессивный эпизод. Разница лишь в том, что выходные и отпуска приносят некое облегчение.
— По каким признакам распознать токсичного человека на работе?
— Странные коллеги тоже становятся одной из причин выгорания сотрудников. Странности могут выходить за рамки нормального, и с человеком как минимум становится некомфортно общаться, а как максимум он применяет психологическое насилие в адрес коллег.
Мы можем предположить у таких людей вторую стадию выгорания. Все вокруг кажутся им тупыми, они начинают навешивать ярлыки. Это, как инфекция, распространяется на весь коллектив. Работник начинает защищаться — делает гадости или просто замыкается. Одним словом, ведет себя токсично. Атмосфера в коллективе накаляется, коллеги видят, что человек стал каким-то мутным, что у него что-то происходит, начинают его сторониться. От этого токсичность зашкаливает — так работает порочный круг.
— Как выгорание проявляется у руководителей?
— Если начальник игнорирует проблемы в коллективе и только охотится за выручкой, он будет сгорать сам. Плохо маме — значит, хуже и ребенку. Важно, чтобы старший был здоров.
Когда человек долго стремился на руководящую должность, он выгорать не будет. Наверняка он обладает чертами личности, благодаря которым и стал руководителем. Другое дело, если человека назначили на должность, потому что кто-то уволился. К примеру, разработчику хочется писать код, а тут бах — на него свалилась ответственность, которой он не хотел. Он не понимает, что делать, теряется, а со временем выгорает.
А еще к выгоранию руководителей будет вести врожденный нездоровый перфекционизм, когда отсутствует верхняя планка. Человек будет жить в состоянии хронической тревоги. Это как ехать на первой передаче 60 км/ч — рано или поздно человек точно загорится.
— Что же делать, если токсичность коллеги выходит за рамки допустимого?
— Такой человек совершенно не готов к тому, что у него искренне поинтересуются, в чем дело. Агрессия в любом виде, будь то ворчливость, ярость или гнев, не появляется на ровном месте. Всегда есть причина.
Я рекомендую проявлять эмпатию. Можно посопереживать человеку, чтобы понять, чего он так странно себя ведет. Проявить здоровое сочувствие, спросить у него в личной беседе: «Что происходит?» Этот прямой вопрос вышибает землю из-под ног. Сначала человек может сильно удивиться и промолчать, зато во второй раз откроется. И всем в коллективе станет легче.
— По каким «звоночкам» понять, что пора бить тревогу при выгорании?
— Если вы больше двух недель наблюдаете ни хорошее и ни плохое настроение — никакое. Нет сил, особенно по утрам, нет ощущения отдыха после сна. Сам по себе сон нарушается: трудно уснуть, просыпаетесь по ночам. В таком состоянии не до размножения, поэтому проседает либидо. Еда становится невкусной, не получаешь удовольствия от пищи. Человеку неинтересно то, что нравилось раньше.
Это состояние очень тяжело воспринимается и переносится, начинается негативная интерпретация, появляются самообвинение и бичевание, мол, это он виноват, не вытягивает. Раньше это была любимая работа, а сейчас — просто способ заработать, и все, идти туда не хочется. Будущее видится очень пессимистично. Все эти признаки — повод обратиться за помощью.
— А куда обращаться при таких симптомах?
— Сначала важно проявлять любопытство и наблюдать, что с вами происходит. Затем можно заняться изучением вопроса. Смотрите ролики в интернете, только не читайте форумы: там много страданий. Читайте книги по психологии. В контексте нашей беседы рекомендую «Выгорание» Э. Нагоски и «Свобода от тревоги» Р. Лихи, где описаны все тревожные переживания.
Чаще всего мы рассказываем о проблемах друзьям или родственникам, на что слышим «Соберись, мне бы твои проблемы», «С жиру бесишься», «Да ладно, это фигня, давай пузырь на стол — и рассказывай», «Что-то ты даешь слабину»…
Чтобы не получать вот таких оценочных суждений и решить проблему быстрее и эффективнее, я рекомендую обратиться к специалисту, который владеет методами когнитивно-поведенческой терапии.
Это может быть психолог или психотерапевт. Эксперт выслушает, сориентирует, пояснит, что происходит, что проблема и переживания у человека не уникальны и с ними можно совладать.
— Какие условия должны быть созданы в компаниях, чтобы сотрудники не выгорали?
— Работники будут выгорать, даже если для них созданы самые комфортные условия. Если они не выгорят на работе, то выгорят дома, если не дома, то в биологической семье или после просмотра новостей.
Снизить уровень выгорания на работе возможно, и за последние лет десять многие компании в этом преуспели. Сейчас бизнесы включают в соцпакет услуги образовательных центров, медицинское страхование, проводят психологические тренинги. В штате есть эйчары, коучи или менторы с психологическим образованием, которые знают методы краткосрочной помощи.
Здесь важно не переборщить. Есть некая грань, когда комфорт перерастает в уют. Но это рабочее место, оно не про уют. В Японии создаются для сотрудников максимально уютные условия, чтобы выжать из людей последние капли. Человек живет на работе, у него дома пусто в холодильнике. И в таком случае выгорание только усиливается.
— Есть какие-то конкретные техники, которые помогают сохранить себя в тревожной повестке в эпоху быстрых изменений?
— Во-первых, я рекомендую ограничить информационный поток. Если произойдет что-то важное, вы все равно об этом рано или поздно узнаете.
Во-вторых, помните, что, помимо работы, есть много чего интересного. Вспомните, что вам хотелось делать раньше, и идите к этому. Важно иметь хобби, занимаясь которым мы получаем дофамин. Этот нейромедиатор дает ощущение удовлетворенности жизнью. Ставьте цели и исполняйте мечты.
В-третьих, нужно развивать все три вида интеллекта: когнитивный, эмоциональный, телесный. К примеру, если я на работе думаю головой и даю выход эмоциям через сопереживание клиентам, то вечером занимаюсь в зале, а по выходным работаю на приусадебном участке. А если в течение дня вы заняты тяжелым физическим трудом, то вечером рекомендуется почитать что-нибудь из классики.
И помните: что бы ни происходило в жизни, это может закончиться в любой момент. В каком виде мы у себя останемся, с тем и придется жить дальше.
Десять лет онлайн-сервис «Битрикс24» помогает командам не выгорать и освобождает время для отдыха, спорта, семьи или саморазвития. В нем есть все нужные инструменты:
А еще конструктор сайтов и интернет-магазинов, корпоративная социальная сеть и другие инструменты, которые облегчают процессы в компаниях любого размера. Регистрируйтесь и начните все успевать уже сейчас!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by