Ночью, когда муж и дети сладко спали, Ольга заливала формы и на глазах превращала эпоксидную смолу в моря и цветы. Сейчас это дело ее кормит. А Виталий начинал вырезать часы из дерева и металла в гараже у тестя. Там же, по уши в пыли, он брался и за первые крупные заказы. Позже парень уйдет с основной работы, чтобы заниматься хендмейдом. Стоило ли оно того? Вместе с «Альфа Банком» продолжаем цикл «Свое дело. Осенний сезон», в котором рассказываем о белорусах, делающих стильные и качественные вещи.
Кем только ни поработала Ольга Галецкая, пока не занялась творчеством. По первому образованию она биолог, со временем построила карьеру успешного психотерапевта с записью в 200 человек вперед.
— Когда мне было 27, наступил самый сложный период в жизни. Бабушка шесть лет болела онкологией. Когда она ушла, мне стало очень сложно работать с травмами других людей, — рассказывает собеседница. — Тогда я сама ходила к психотерапевту и решила переписать свою жизненную историю.
Ольга вспомнила, что в детстве любила рисовать. Она записалась на индивидуальные занятия к художнику Виктору Воронину, а параллельно пошла работать в издательство, где научилась строить 3D-модели и рисовать в объеме. Позже этот опыт очень даже пригодится.
В 2014 году Ольга ушла в декрет, но сидеть на месте с характером холерика сложно. Оставила двойняшек с мужем и поехала на мастер-класс по эпоксидной смоле в Питер. На рекламу «заливок» она наткнулась случайно в интернете и не смогла отвести глаз. У нас же тогда работ из эпоксидной смолы никто не делал.
— Впервые эпоксидку я увидела в работах итальянских художников. Она была нанесена маленькими капельками, совсем по чуть-чуть. Я не могла понять, что это за материал. Постоянно искала, а потом увидела — вот оно, рядом, — смеется Ольга. — Помню, это был февраль, мороз. Я впервые ехала в поезде одна покорять Питер. И так взяла своей харизмой, что ребята пригласили меня к себе в компанию по производству эпоксидной смолы. Они и подарили мне первые расходники. То событие дало мне огромный толчок в развитии.
Еще будучи в декрете, девушка начала делать брошки и подстаканники из эпоксидной смолы. Химичила на кухне, пока малышки ползали под ногами. Больше всего любила творить ночью, когда домашние спят.
Постепенно пошли форматы побольше: часы, картины и даже столешницы. Сейчас у нее дома вся стена — это берег моря, сделанный собственными руками. Мастер признается, что не боится крупных габаритов, берется за сложные работы, которых в стране практически никто не делает.
— Я не забуду выставку, на которую пришла с изделиями из эпоксидной смолы. Я была одной из первых, кто принес эпоксидку на рынок. Надо мной стояла целая толпа, люди трогали изделия, для них это был шок. А уже на следующих выставках рядом со мной стали появляться ученики. И сейчас морями из цветной смолы уже никого не удивишь.
После декрета, с 2019 года, Ольга зарегистрировалась как ИП и стала принимать людей на индивидуальную работу, проводить мастер-классы. Она открыла свою студию эпоксидной смолы. Вокруг художницы стали собираться единомышленники, от чего женщина получала удовольствие.
— Начинала я в маленьком страшном помещении на заводе. Постепенно дело развивалось. Переломный момент наступил, когда меня пригласили на выставку в Национальном художественном музее. Это была моя мечта. Белорусы такие пытливые, им все интересно. Люди подходили, задавали вопросы. Причем это были не просто любители, а профи с художественным образованием. Тогда я будто почувствовала признание — и понеслось: выставки, мастер-классы, курсы. Я постоянно учусь, хотя уже можно было бы и остановиться.
С приходом пандемии Ольга не растерялась и открыла онлайн-школу. За все время ее работы удалось обучить более 1,5 тыс. человек, причем не только белорусов. У художницы есть подопечные из Нигерии, Германии, Франции, Швейцарии, Австралии, Канады.
— Я работаю 24/7. Мы общаемся с учениками и днем и ночью. Я счастлива, когда мне задают вопросы, постоянно хочу делиться опытом и знаниями. В день получаю около 50 сообщений от учеников, я постоянно на связи. Даже мастер-классы провожу редко, когда есть свободная минутка. Для меня это как глоток свежего воздуха.
Когда речь заходит о финансовой стороне дела, Ольга улыбается. Говорит, что без поддержки мужа она бы не справилась.
— Он в меня всегда верил. Вообще, у нас идеальная семья. Для супруга главное, чтобы дети были накормлены и в доме был лад и уют. В плане денег были месяцы, когда я могла вообще ничего не заработать. У художников всегда так — то густо, то пусто. Это сейчас нет проблем с заказами, а поначалу я выживала на ярмарках, зарплата выходила до 350 рублей в месяц.
Сейчас ежемесячный доход у Ольги составляет в среднем $500. Ценник на изделия мастер выставляет просто: себестоимость умножает на 3.
К примеру, часы у художницы стоят около 300 рублей. Как она вывела этот ценник? Посчитала цену смолы на изделие, заложила стоимость часа своей работы (здесь все зависит от сложности заливки) плюс упаковка, транспорт, логистика — на все про все в среднем 100 рублей. Это и есть себестоимость.
В бизнесе на эпоксидке самое дорогое — расходники. Очищенная эпоксидная смола стоит дорого — в среднем 34 рубля за литр. К этому добавляем красители, целлофан, стаканчики, весы, перчатки, шпатели. Иногда случаются казусы, когда часть расходника просто уходит в мусорное ведро.
— У меня пару дней назад был такой случай. При работе с эпоксидной смолой влажность не может быть больше 70%. Как раз шли дожди, я забыла закрыть окно. Залила финишное покрытие, а на следующий день на столешнице образовалась аминная пленка. Выглядит она как некрасивое жирное пятно на картине, которое крайне сложно снять. Но я перекрыла все без «косяков». Иногда трясутся руки, когда понимаешь, сколько денег нужно дополнительно вбухать на расходник.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Ольга рекомендует всем начинающим мастерам в первую очередь позаботиться о здоровье и выбрать производителя качественной очищенной смолы.
— Пользоваться технической смолой в нашей работе — это как целый день постоять и подышать на МКАД. Знаю, девочки начинают хорошо, а через два месяца страдают от аллергии или кожных заболеваний. Кроме того, работать нужно в нежилом помещении, обязательно в маске или респираторе.
А дальше — вкладываться, не бояться и пробовать. Бывать на ярмарках, развивать бренд через соцсети, красиво и качественно преподносить продукт.
— Самое главное — верить в себя и не сдаваться. Неудач будет много: смола — продукт капризный, — предупреждает Ольга. — Конкуренция есть и никуда не уйдет. Я не обращала внимания, когда мне писали гадости в соцсетях. Нужно ставить амбициозные цели и смотреть только на себя, тогда всегда будешь на шаг впереди.
К деревяшкам Виталия Матюшика тянуло еще в детстве. С 7 лет он сам захотел в кружок, где занимался авиамоделированием.
— Мог сидеть там с утра до вечера. Родители оставляли мне деньги на поесть, и я бегал в соседний магазин, — вспоминает молодой человек. — Уже тогда мастерил самолеты, ракеты, со временем стал делать радиоуправляемые модели. Потом повзрослел, забросил.
После армии Виталий устроился в МЧС, параллельно подрабатывал. Сначала помогал изготавливать бани из дерева, позже устроился на мебельное производство, где набрался столярного опыта.
Парень планировал связать жизнь с основной профессией и в 2016 году пробовал поступить в командно-инженерный институт. Не хватило 1 балла. Виталий расстроился, долго думал, в чем еще себя применить, и в том же году поступил в БГТУ изучать технологии деревообрабатывающих производств. Туда он с легкостью прошел по конкурсу.
— Я точно не прогадал. Многое понимал интуитивно, как и что делать. Узнал много тонкостей и техник, которые сейчас применяю на практике.
С началом учебы молодой человек решил сразу же практиковаться. Договорился с тестем и переоборудовал его гараж под мастерскую. Первым делом начал делать часы: это просто и легко продается. Чуть позже начал мастерить столы.
— Это было ужасно. Гаражик маленький, а ты калибруешь — и все в пыли, ничего не видно. Со временем начал думать, как найти небольшое производство со станками, чтобы я мог потянуть аренду.
Видимо, вселенная его услышала. Летом парень вышел на такое помещение в Колодищах и договорился об аренде. За месяц он платит $150.
— Здесь гораздо больше места, куча разных станков, раздолье. В общем, здесь для меня рай.
— Чем больше внимания я уделял своему делу, тем больше оно начинало меня кормить. На самоокупаемость вышел где-то за полтора года, а этим летом ушел с основной работы. В начале больше всего беспокоился, как найти рынок сбыта. Зарегистрировал страницу в Instagram, начал публиковать фото и видео, но опыта у меня не было, и получалось, мягко говоря, не очень. Пришлось заплатить $300 SMM-специалисту, который научил создавать красивый визуал и ставить контент на рекламу. Сейчас все клиенты приходят через мою страничку.
А еще Виталий откладывал деньги и потом закупал на них разные станки. Первой была шлифовальная машинка за 600 рублей. Самым дорогим оказался фрезер за 1300 рублей — работает до сих пор.
— Я стараюсь изначально покупать качественное профессиональное оборудование, — рассказывает молодой человек. — Проще купить один хороший станок, чем раз за разом менять некачественные.
Парень признается, что родители верили в него до конца. Мама сказала: «Если решил, делай». А вот супруга была настроена скептически, понимала, что муж — человек быстро увлекающийся, творческий. Думала, побалуется и перестанет. Но Виталик стоял на своем.
Сейчас проблем с заказами у Виталия нет. Работают и реклама, и сарафанное радио. Теперь парень уже сам регулирует свою загрузку и не соглашается на заказы, которые не может потянуть.
— Все-таки это моя репутация. Можно набрать заказов и не сделать вовремя — я так не работаю.
В основном он занимается крупными заказами. Чаще всего это столешницы разной формы и размеров. В месяц берет по два-три заказа, совсем недавно вышел на средний доход в 3000 рублей.
— Ситуации случаются самые разные. Иногда заказов вообще нет. Бывает, клиент обещает предоплату, поставщик отправляет материал, а на следующий день заказчик передумывает. Думаю: блин, где сейчас взять лишние $300? Но деньги всегда находились.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Свою целевую аудиторию Виталий пока до конца не распознал. Заказывают его работы женщины — иногда в дом, а порой в подарок мужчинам. Диапазон цен может быть самый разный — от бюджетного столика за 800 рублей до премиум-сегмента, где стоимость изделия взлетает до 10 тыс. рублей.
С материалами дело обстоит не так просто. Парень предпочитает качественную породу дерева — каповый карагач. Сначала материал везут из Казахстана в Россию, потом доставляют в Беларусь. По плотности он не уступает дубу. На аукционе мастер покупает десять досок за 300 рублей. Правда, не всегда дерево приходит качественное, иногда порода влажная — значит, сразу идет в утиль.
— Когда я работал на производстве мебели, там на влажность дерева закрывали глаза. Потом изделия начинали коробиться, выгибаться, и мы переделывали брак. У себя я такого не допускаю.
Самое сложное — согласовать цвет и оттенок стола. Однажды парень предложил добавить перламутра. Заказчица увидела картинку и была в восторге, согласилась. А когда получила готовую работу, оказалось: «Ой, а это не то, что я хотела». Виталий изготовил еще один комплект, но и там якобы не угадал с цветом. В итоге пару перламутровых столов забрали из салона за 1200 рублей. Второй комплект все еще продается.
В планах у него начать делать современные фасады из дерева — шкафы и тумбы. А еще выходить в премиум-сегмент — это заказчики совсем другого уровня. По словам парня, они задают меньше вопросов и готовы платить за качество.
— Если честно, начинать было очень страшно, — признается молодой человек. — Никто не знал, пойдет оно или не пойдет. Такие войны были у меня в голове, когда я только решался! Сначала нужно договориться с собой: делаем — значит, делаем. И раз уже решил, то надо идти до конца.
Все наши герои в свое время рискнули, запустив необычные и непростые бизнесы, и уже нанесли себя на карту родного региона. «Альфа Банк» поддерживает увлеченных своим делом предпринимателей в любой точке Беларуси, предоставляя необходимые сервисы и финансовые услуги.
Важная составляющая успеха в любом деле, включая столярное дело и творческие эксперименты с необычными материалами, — увлеченность. О прозаических денежных операциях тоже забывать не стоит, но сейчас справиться с ними проще с помощью банковских технологий. Решить насущные финансовые вопросы можно онлайн за несколько кликов в приложении, а офлайн-встречи — организовать в коворкинге «Альфа Хаб».
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by