Воспоминания о детских секциях и кружках не всегда безоблачны: кто-то ненавидел сольфеджио, кто-то — натюрморты с черствой рыбой. Но что, если вам 18+ и такого творческо-спортивного опыта не хватает? Что, если хочется прыгнуть тулуп на льду и изобразить голову Давида? Мы пообщались с белорусами, которые во взрослом возрасте уделяют свое время и внимание тому, куда принято отдавать детей. Рассказываем, чему учат на таких занятиях и сколько денег нужно, чтобы «догнать» детские мечты.
Вечер среды, на велодроме возле «Минск-Арены» собирается группа по роликовым конькам для взрослых. Нас встречает Елена — ей 44 года, из них почти девять она катается. Из похожего опыта в детстве у нее был разве что залитый в школе лед.
— Я привела свою старшую дочь в роллер-школу, а спустя три года начала заниматься сама. У нас сложилась компания родителей, которые приводят на занятия своих детей. В один момент мы подумали: почему все эти годы сидим и не пробуем? Начали кататься с одного раза в неделю, потом регулярнее — так и научились.
Зимой к роликовым конькам у них добавляются обычные — правда, конькобежный спорт, не фигурное катание. Весной своя движуха: покатушки, длительные маршруты от аквапарка до Чижовки. Еще катались на роликах по Беловежской пуще после соревнований в Бресте.
Со временем и младшая дочь Елены пришла к роликовым конькам, они все вместе катаются и участвуют в соревнованиях. Героиня признается, что уровень дочерей сильно выше — их не догнать, если ехать на скорость. Помимо скоростного катания, собеседница освоила фигурное вращение вокруг конуса и некоторые элементы слалома.
По тратам на увлечение получается так: абонемент стоит 90 рублей в месяц, свой комплект экипировки обошелся в 700—800 (это ролики, шлем, защита коленей, локтей и запястий). Без экипировки заниматься нельзя — все в целях безопасности. Можно брать напрокат, но это как тапочки для гостей: свои будут удобнее.
Ирине 36 лет. В обычной жизни она руководитель компании и мама, но в танцевальном зале эти роли отступают на второй план. Любовь к балету пришла к ней в подростковом возрасте с книгой «Я, Майя Плисецкая», а несколько лет назад появилась возможность заниматься с педагогом индивидуально. Она начала с нуля — и вот за плечами у нее уже два с половиной года стабильных занятий без пропусков (пропущенные две недели придется наверстывать месяц).
— Каждый раз ты преодолеваешь себя, иначе не получится движение. Повторяешь тысячу раз — не получается. И когда видишь малюсенький прогресс, думаешь: вау!
Ирина признается, что личных достижений у нее очень много, но человеку со стороны они могут таковыми не показаться. Однажды ее коллега недоумевал: «Да что балет, я тоже могу прийти и стать вместе с тобой». Девушка пригласила его на занятие — тот не пришел.
Хореографию сначала отрабатывают у танцевального станка, а потом в центре зала, где опереться можно только на себя. Разбирают механику каждого движения. Сделать правильно — сложно. Много работают над красотой: линии кисти, шеи, спины. Самая большая гордость танцора — легкость и красота, а не шпагат или растяжка.
— Балет очень детальный, нужно следить за лицом, попадать в музыку, никогда не бывает одинаково, — замечает Ирина.
Ее педагог Дарья добавляет, что в разрезе этих лет у подопечной гигантский прогресс, сейчас она как любой артист балета: ему всегда сложно, но мы это никогда не увидим. Кстати, насчет публики: для взрослых учеников балет — это обычно дело для души и для себя, но возможность выступать тоже есть — на любительских соревнованиях.
Как по ценам? Индивидуальное занятие стоит 55 рублей (сюда входит аренда зала, которую делят педагог и ученик). Заниматься в группе дешевле: абонемент на восемь занятий стоит 110 рублей в месяц. Из одежды нужны удобный костюм, в котором видна каждая мышца, и балетки — такие бывают на любой бюджет. С пуантами интересно: встать на них можно хоть в 40, если готова стопа — а это решает педагог.
— Нужно быть уверенным в голеностопе. Одно неверное движение — и травма. Это никому не нужно. Но есть отчаянные, которые очень хотят, встают на пуанты и удивляются: «О, там гипс?»
В конце занятия педагог уговорила и автора текста попробовать балетную позицию у станка. Сначала чистая геометрия: плечи параллельны бедрам, затылок, позвоночник и правая нога «собираются» в ровную вертикаль. Левую ногу нужно закинуть на станок и поднять выше. Разворачиваю стопы и колени, вспоминая слово «выворотность» и процент эластана в джинсах. Тяжело! Только начинаю гордиться собой, как нужно оторваться от станка и сохранять позицию без опоры. Это пока что-то на невозможном, но от новизны и мини-результата драйвово.
Николаю 37, и пару лет назад он решил с нуля научиться играть на музыкальном инструменте. Выбрал фортепиано, посчитав, что любимые скрипка и виолончель классно звучат у профессионала — и отвратительно в руках ученика. А с клавишами, даже если ошибаешься, будут красивые звуки и удовольствие от процесса.
Мужчина работает программистом, однажды пришел на бесплатный пробный урок в студию рядом с офисом — так и завертелось. Уже больше двух лет он каждую неделю ходит на индивидуальные занятия по полтора часа. Программа у каждого ученика своя: смотря чем хочется заниматься. В начале обучения преподаватель дает некоторую базу, а дальше учеба идет по принципу «нравится мелодия — разбирают — играют». Например, собеседник исполнял аранжировку для фортепиано популярной песни Nothing Else Matters группы Metallica, а перед Новым годом — тему из «Гарри Поттера».
Проверки слуха и музыкальных диктантов в школе нет, изучение нот вплетается в процесс.
— Могу играть по нотам, но очень медленно — это как чтение по слогам. Произведение запоминается «в пальцах».
На фортепиано в торговом центре Николай смог бы сыграть «Жаворонка» Глинки в нужной аранжировке: хорошо его помнит, есть шанс исполнить без ошибок. Мужчина признается, что на старте его очень подбодрило мнение, что музыкальный слух — это просто подспорье в самом начале, а остальное можно натренировать. Сейчас он слышит, когда сыграл не так.
Траты на музыку выходят такие: 265 рублей — абонемент на индивидуальные занятия на месяц (четыре раза по полтора часа), $400 по курсу пару лет назад стоило электронное пианино. В отличие от синтезатора, оно реагирует на мягкость и силу нажатия, что важно в клавишных. Еще удобно, что в инструмент можно воткнуть наушники и не злить соседей.
Алене 25 лет. Уже два года она освобождает вечер пятницы от привычных для программиста созвонов — и идет рисовать. За плечами у нее «художка», но творчество проиграло конкуренцию и не стало профессией. Тогда они рисовали в основном гуашью, поэтому девушку привлекла реклама курса акварели для начинающих: что-то новое, интересно.
— Было чувство, что заново учусь рисовать. Акварель более гибкая, легче сделать ошибку и сложнее ее исправить. Но сам материал предполагает неидеальность, ты учишься расслабляться и отпускать свой страх. В художественной школе было много правил: например, нельзя переворачивать лист. А тут говорят: можно, делай как хочешь, это же творчество.
Детский опыт в рисовании кубов и цилиндров дал девушке общий навык рисования — тело помнит, как составить композицию и провести линию. А свободу художника и креатив приходится развивать сейчас. Из ближайших целей у Алены — освоить диджитал-иллюстрацию и начать рисовать из головы, а не с картинки. Повесить свои работы дома — выполненная миссия: кухню уже украшают две акварели.
И к ценам: абонемент стоит 100 рублей за четыре занятия в месяц (это в одной из могилевских студий). Урок длится два часа, материалы покупать не нужно, комплектом к краскам и кистям идут чай, конфеты и приятная компания — важный бонус для удаленщиков.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by