Спецпроект

«Мокрые, уставшие, счастливые». Ради чего белорусы бродят по колено в снегу — еще и платят за это?

37 781
31 января 2024 в 17:00
Автор: Дарья Коско. Фото: Анна Иванова. Иллюстрации: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Мокрые, уставшие, счастливые». Ради чего белорусы бродят по колено в снегу — еще и платят за это?

Автор: Дарья Коско. Фото: Анна Иванова. Иллюстрации: Максим Тарналицкий

Воскресенье, 06:30. Поводов подняться в хорошем настроении не так много. Рейс в отпуск? Собственная свадьба? Ответ может показаться неожиданным: все ради свидания. С зубрами. Именно они «назначают» встречу в такую рань — в рамках лыжного тура в Налибокскую пущу. Совместно с «Альфа Банком» продолжаем цикл «Свое дело». В этот раз говорим о туристическом бизнесе и о том, как он адаптируется к холодному сезону. Сами зубры, кстати, от комментариев отказались, но против быстрой фотосессии не возражали.

Padarojniki: в деле с 2022-го

В поездку отправляемся вместе с «Подорожниками» — молодой командой, которая организует трипы с лета 2022 года. Основали проект Padarojniki две подруги: Маша и Полина. Их история — тот случай, когда редкая профессия действительно становится делом жизни. По крайней мере на данный момент: обе девушки учились на туризме.

«Зубры очень быстрые, но пугливые. А еще у них матриархат»

Но о своем деле чуть позже — пока сконцентрируемся на зубрах. Группа на микроавтобусе выезжает из Минска в восемь утра. И им везет: стадо зубров встречается прямо у трассы возле поворота на Воложин. Тем, кто часто ездит по гродненской трассе, оно точно хорошо известно. Мы приезжаем на полчаса позже и выслеживаем зубров уже за пролеском в паре километров от оживленной дороги.

Оказывается, как и многие люди, зубры не любят зиму — по крайней мере так нам рассказывает проводник Александр. В холодный период лесным животным приходится выходить на поля в поисках пищи. Едят они сейчас в основном озимые и рапс. Летом питаются травой и молодыми побегами кустарников.

Стадо, за которым мы наблюдаем, на самом деле, собирается в такую большую группу только на зиму. У зубров, кстати, матриархат. Вместе живут только самки с молодняком — зубрятами до 2 лет. Самцы к ним наведываются только в период гона.

— Зубры ценились как царская дичь. Охота на них была одним из самых элитных развлечений. Это только кажется, что зубр очень меланхоличный — при желании он может развивать скорость до 65 км/ч. Так что трофей действительно ценный. Последний вольноживущий зубр был убит в 1919 году, — рассказывает наш проводник. — Восстанавливать популяцию начали в 1930-х. Тогда во всем мире оставалось порядка 20—30 зубров. А сегодня мы первая страна в мире по вольноживущим зубрам: у нас их 2600. Когда среди них начал распространяться баланопостит — болезнь, лишающая самцов способности к размножению, — зубров решили расселить в разные охотничьи хозяйства по всей стране.

Живут зубры в дикой природе около 20 лет. Естественных хищников, способных атаковать такое мощное животное, в Беларуси нет. Последние львы, которые были на такое способны, вымерли тысячу лет назад. Тем не менее смельчаками зубров можно назвать с большой натяжкой. Хоть они и плохо видят вдаль, но чужаков вычисляют отлично. Людей близко к себе не подпускают. Но идти в атаку вряд ли решатся — скорее убегут всем стадом в ближайший лес. А вот косуля спокойно подбирается к компании — мы наблюдали.

«В первый сезон за все лето было один-два выходных»

Оставляем зубров жить свою лучшую жизнь и наконец присоединяемся ко всей группе. За это время они успели съездить за лыжами в Воложин. Точка сбора — экотропа «Белокорец». Дикая природа дикой природой, но плотный завтрак по расписанию.

Лыжный трип — совсем новый в расписании. Поэтому группа собирается небольшая: кроме нас и организаторов, еще три человека — две совсем юные подружки и одна опытная туристка. Первые туры команда может проводить даже в убыток, чтобы была возможность потом рассказать о них на живом примере.

В этот день группу сопровождает Полина. Еще до трипа всем предлагают заполнить анкету с вопросами в том числе по ограничениям в питании. Варианты предусмотрены для всех. Отдельная фишка — собственноручно приготовленный к каждой поездке пирог. Долгое время девушкам помогала мама Полины, но, когда группы стали слишком масштабными, предложила освоить искусство выпечки самостоятельно.

Во время знакомства все рассказывают, как узнали о туре, когда последний раз стояли на лыжах и в целом чего ожидают от этого дня. Атмосфера максимально дружелюбная и расслабленная. Хоть тур и подходит даже новичкам, когда стоишь на лыжах впервые в жизни, ладошки предательски потеют (краткая ремарка от журналиста).

Во время знакомства Полина успевает быстро рассказать историю создания проекта. Как и для многих других начинаний, отправной точкой стал ковид. В тот период девушки работали в одной сфере, но от профессиональной организации туров были далеки, поэтому просто придумывали поездки для себя. Во время путешествия в Стамбул их осенило: увлечение можно пробовать масштабировать.

Сразу стало понятно, что это будут исключительно трипы по Беларуси. За год до этого они сами путешествовали по северу Беларуси, очень впечатлились болотами — с них же решили и начать. От сформулированной идеи до первого трипа прошел месяц.

Как начать туристический бизнес?

По словам Полины, они обошлись без первоначальных вложений. Сначала составляли туры для себя и друзей. Первую аудиторию набирали через знакомых и знакомых знакомых в соцсетях. Сейчас у «Подорожников» 11,5 тыс. подписчиков в Instagram.

На такой показатель повлияла грамотная упаковка страницы: со временем основательницы проекта выделили на это крупную сумму. И не пожалели.

Только когда заработок стал стабильным, девушки оставили основную работу.

Полина

— Причем у нас тогда не было ни рекламы, ни знакомых блогеров. Мы просто писали друзьям в Instagram и даже незнакомым людям, которые интересовались путешествиями, просили, чтобы они рассказали про наш проект. Так и набралась первая группа — благодаря анонсам в соцсетях. Самое удивительное, что никто из наших близких не поехал. То есть это были все не известные нам раньше люди — друзья друзей и знакомые знакомых.

Тогда девушки совмещали основную работу с зарождающимся бизнесом. По вечерам придумывали программы, а по выходным возили в сами туры.

— Это был очень тяжелый год. У Маши было еще две работы: в гостиничной сфере и в SMM. Я работала в лесхозе, где лето — пожароопасный сезон. Так что постоянно приходилось дежурить. За все лето выдалось один-два дня полноценного отдыха.

Сразу уйти с основной работы в неизвестность подруги не решились, поэтому какое-то время еще занимались SMM на удаленке. Padarojniki стали их основным занятием только с прошлого июня. Сейчас у команды около 20 программ. Самая популярная — на болото Ельня. А прошлым летом «взорвал» конный трип с купанием на лошадях. Но понятно, что актуальность зависит от сезона.

Зимними трипами «Подорожники» начали заниматься только этой зимой. В прошлом году попытки тоже были, но слишком немасштабные: в основном ездили на мастер-классы в усадьбы. В этом решили попробовать зимние активности: лыжи, поездки по заснеженной пуще на джипах, сноуинг (катание на лыжах по льду под воздушным крылом).

«Это людям много чего нельзя — выдре можно все»

Во время лыжной прогулки по экотропе все идут друг за другом. В определенных точках проводник останавливается, чтобы рассказать интересные факты. Увы, самих диких животных на пути мы не встречаем. Зато видим доказательства их присутствия, которые ни за что не заметили бы самостоятельно. Где-то здесь, например, обедала косуля — об этом говорят обглоданные ветки и клочки шерсти.

— У нее трубчатый волос, который легко ломается. Зацепилась, когда обкусывала эти побеги. Но дуб очень устойчив к объеданию. Он выдерживает такую кормовую нагрузку — для него это не страшно, а даже хорошо: появляется много новых веточек.

В другой точке Александр показывает следы выдры за рекой.

— Ей здесь комфортно жить: водится красная рыба — и форель, и хариус. Это человеку их нельзя ловить, а вот выдре повезло. Следы сегодняшние. Думаю, она и сейчас где-то плещется. Вообще, они очень любопытные, так что может и выглянуть.

Дальше переходим к разговору о птицах, а именно о символе Воложинского района — зимородке.

— Вообще, это тропические птицы, никакие их ближайшие родственники поблизости не живут. Даже их яркая окраска об этом говорит: они напоминают попугайчиков — у нас больше таких ярких птиц нет. На зиму они не улетают. Питаются рыбкой. Когда зимородки хотят образовать пару, они ловят рыбу и приносят ее самке. Если она взяла, значит, самец понравился. Гнезда птицы делают в норах на обрыве — до метра глубиной из рыбьих косточек.

— Как у злодея из сказки, — смеются туристы.

«На начальном этапе было ноль вложений»

На время оставшись с Полиной наедине, решаем подробнее поговорить про бизнес. Может ли туристический проект замереть на полгода из-за сезона?

— Если речь о байдарках, то да, выхода нет. У нашего проекта такая концепция, что мы можем подобрать интересные программы хоть летом, хоть зимой. Мы комбинируем активности на природе с посещением агроусадьбы и проведением времени в теплой атмосфере. И уже видим, что потребность есть. Хоть и нужно приложить гораздо больше усилий, чтобы заинтересовать участников.

Летом, кстати, тоже свои особенности. Это пожароопасный сезон, так что часть времени мы не могли ездить по привычным маршрутам.

О том, как погода может влиять на трипы зимой, лучше всего говорит история с запуском нового направления — сноуинга. Это развлечение полностью зависит от ветра: есть ветер — есть катания, нет — извините.

Накануне все складывалось многообещающе: идеальная погода и ветер, даже с утра все еще было неплохо. Как только группа приехала на место, ветер полностью исчез. Несмотря на то что все услуги были оказаны, клиенты не получили главного, за чем приехали.

Как работать с неудачами?

По мнению Полины, лояльность аудитории превыше всего. Это игра вдолгую.

— То, что у нас были какие-то сопутствующие затраты — на трансфер, на питание, на аренду беседки, — не перекрывает того расстройства, что ожидания туристов не были оправданы.

Поэтому мы предложили всем сохранить оплату трипа как депозит на другие поездки. Таким образом мы повышаем лояльность клиента и показываем, что дорожим теми эмоциями, которые изначально закладывали в трип.

Концепция «Подорожников» — туры «все включено»: с трансфером, питанием, оборудованием и экскурсионным сопровождением. То есть многое завязано не только на насыщенности программы, но и на определенном уровне комфорта и сервиса. Например, после прогулки по экотропе нас ждал действительно плотный обед в местной агроусадьбе. А после него — вторая часть маршрута: наблюдение за тарпанами. Но мы с такой нагрузкой справиться, увы, уже не смогли.

Когда Маша и Полина начали заниматься проектом всерьез, выяснилось, что предложений подобных туров на рынке достаточно много. Хотя раньше казалось, что конкуренции нет вообще. Тогда предпринимательницы решили вложиться в маркетинг и начать выстраивать имидж проекта. Многое держится на личном бренде подруг, которые активно ведут соцсети «Подорожников». Слоган проекта — «Лечим душу Беларусью».

Полина утверждает, что хобби для них обеих превратилось в дело мечты, и это без первоначальных вложений. А в способ заработка?

На турах можно заработать?

Если кратко, то да. Но не сразу.

— Понимание, что это становится бизнесом, приходит прямо сейчас. До этого мы могли называться только проектом, не было ощущения, что мы строим бизнес. Оно появилось, когда мы стали полностью финансово зависеть от этого дела. Это наша работа. Плюс стал чувствоваться вес на рынке: на нас обращают внимание конкуренты, узнаваемость больше, но с ней и выше ответственность.

Стоимость лыжного тура по Налибокской пуще — 190 рублей.

Сама Полина признает, что эта сумма полностью соответствует соотношению цены и качества, но действительно немаленькая.

— У нас аудитория, которая хочет такой отдых и такой тариф. Хотя конкретный портрет нашего клиента я описать не могу, все зависит от трипа. Как-то на болотах мы обсуждали, кто чем занимается, и из 12 участников 10 были так или иначе связаны с образованием.

Есть стереотип, что на Ельне уже все побывали, в Налибокской пуще все побывали, тарпанов все видели. Но по факту это видели только заядлые путешественники или очень заинтересованные в конкретных местах люди. Еще точно есть что и кому открывать.

Walk to Folk: в деле с 2017-го

У Walk to Folk («Поход в народ») история другая. Проект существует с 2017 года — тогда экотуризм был еще совсем не распространенным направлением. Придумала идею, как совмещать природу, этнографию и общение с душевными белорусами, основательница турфирмы Карина. Свое дело она начинала в одиночку. Сейчас команда заметно разрослась: в кафе мы встречаемся с тезками — директором Ольгой и менеджером Ольгой. Они присоединились к проекту прошлым летом, хотя и наблюдали за ним давно.

Помимо них, в команде есть водитель, бухгалтер и экскурсоводы, которые привлекаются на конкретные мероприятия. Плюс партнерами проекта считаются владельцы агроусадеб. Мы хотели съездить в грибной поход с командой еще осенью, но сезон простуд дал о себе знать.

«Летом и самому просто отдохнуть круто. А вот зимой…»

А что насчет зимнего отдыха?

— Мы стараемся выбирать уютные форматы. Ищем усадьбы с хозяевами, которые вкладывают в дело душу. И обязательно совмещаем такие встречи с прогулками, — рассказывает Ольга.

— Например, у нас в зимний период есть выпечка хлеба — это и про традиции белорусского хлебопечения, и про тепло дома. Еще одна интересная программа — соломоплетение. Хоть оно и не связано конкретно с зимой, но по атмосфере подходит именно для этого периода, — добавляет коллега.

Кстати, у обеих организаторов в образе есть элементы, связанные с соломоплетением.

— Поддерживаем корпоративный дух, — шутят они.

Еще одно преимущество зимы с точки зрения организации туров — животных хорошо видно на фоне белого снега, да и в целом они охотнее выходят на открытые площадки. Сафари по Налибокской пуще — традиционно один из самых востребованных маршрутов. А на февраль запланирован тур под названием «В мире зимующих птиц» — на незамерзающее озеро. Там можно увидеть до 3 тыс. птиц.

— А еще зимой поездки превращаются в настоящие приключения. Мы переживаем из-за погоды, звоним гиду, а она рассказывает, какие все мокрые и счастливые. А потом в воспоминаниях остается, как все делились одеждой, грелись, шутили. Это тот минимальный уровень экстрима, который не найдешь в городе. Летом и самому просто отдохнуть круто. Зимой с этим сложнее, — рассказывает Ольга.

«Хозяева усадеб накрывают такие столы, что кажется, будто попал на свадьбу»

Снова пытаемся выяснить: кто основная аудитория туров? Разве белорусов можно удивить деревней?

— У нас есть часть аудитории — семейные пары, городские жители, которые хотят показать детям деревенский быт. Какие-то вещи нам кажутся элементарными, но они искренне могут впечатлять детей или тех, кто с этим никогда не сталкивался. А есть другая часть аудитории — у таких людей уже не осталось родственников в деревне, но они хотят поностальгировать, вспомнить детство. У нас чуть ли не драки всегда, кто будет лежать на печке, — смеется руководитель. — В прошлый раз спорили и за то, чтобы спать на матрасе из сена. Хотя мы предупреждали, что это некомфортно. Но это привлекает как что-то необычное.

Директор сама признается, что до прихода в проект стоимость туров казалась ей высокой. Но когда она поняла, из чего складывается цена, все вопросы отпали. Если организовывать все самому, выходит в разы дороже. Для примера: сафари по Налибокской пуще стоит 160 рублей.

— Хозяева усадеб накрывают такие столы, что кажется, будто попал на свадьбу. А ведь это все фермерские продукты!

Вкусная еда — важная часть любой поездки. Не на заправке или в придорожном кафе, а обязательно в агроусадьбе — с традиционными блюдами.

Конкуренцию в этой сфере организаторы не отрицают, но по-человечески ей радуются: значит, еще больше людей увидят Беларусь.

— По сути, Карина первая начала активно возить группы на Ельню. И гиды были в доступе всегда. Сейчас им звонишь, а они говорят: «У меня восемь групп на выходные, все расписано». Хотелось бы даже, чтобы конкуренты придумывали свои маршруты. Беларусь большая, еще много куда можно свозить.

«Сложнее всего донести ценность тура»

Что приносит основной заработок?

Одно из направлений, которое сейчас активно развивается, — корпоративные экскурсии: когда посиделки в ресторане заменяются на выезды на природу. Но пока все равно основной источник заработка — сборные туры. В минус компания их не проводит.

Турфирма существует уже семь лет, поэтому процессы уже давно налажены — сейчас это стабильная ежедневная работа.

Уточняем: а часто гипотезы о том, что тур будет популярным, не оправдываются?

Организаторы улыбаются: такое происходит постоянно. Тем не менее поездки в минус компания старается не проводить. Как минимум затраты должны отбиваться.

— Пожалуй, самое сложное в работе — донести ценность тура. Наши клиенты часто говорят: «Вы не показываете в Instagram, насколько это круто. Мы даже не представляли!» Так что пока мы над этим работаем, думаем о способах продвижения. О том, как заинтересовывать в новых маршрутах, а не только продолжать организовывать проверенные, — объясняет директор.

На некоторые туры места разбирают — и оплачивают — в считаные дни после анонса. Так было, например, с наблюдением за звездами, хотя погода была совсем не многообещающая. А недавно команда ездила в тур в Мир, в программе которого не было Мирского замка. Делать неожиданные туры — одна из целей турфирмы.

Откуда приходит аудитория?

90% всех туристов узнают о проекте через соцсети. Сейчас у «Похода в народ» около 5200 подписчиков, плюс есть подробный сайт. Нельзя недооценивать и сарафанное радио — для новых туров оно работает эффективнее всего.

Главный всплеск интереса был в ковидные годы, пока к этим показателям спрос еще не вернулся.

В чем команда видит возможности для развития?

— Нам нужна мотособака! Мы недавно были в самом сердце Налибокской пущи. Там дом-усадьба с историей, где придумали свой способ перемещения. Так не объяснить, это надо видеть, но, по сути, это газонокосилка с тележкой. Это было так весело! — смеется менеджер Ольга.

Все наши герои в свое время рискнули, запустив бизнес в сфере, которую принято считать «неперспективной», и уже нанесли себя на карту родного региона. «Альфа Банк» поддерживает увлеченных своим делом предпринимателей в любой точке Беларуси, предоставляя необходимые сервисы и финансовые услуги.

Важная составляющая успеха в любом деле, включая туризм, — увлеченность. О прозаических денежных операциях тоже забывать не стоит, но сейчас справиться с ними проще с помощью банковских технологий. Решить насущные финансовые вопросы можно онлайн за несколько кликов в приложении, а офлайн-встречи — организовать в коворкинге «Альфа Хаб».

Спецпроект подготовлен совместно с закрытым акционерным обществом «Альфа Банк», УНП 101541947.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by