Ювелирное дело окутывают мифы и странности. Говорят, из металлической пыли в мастерской можно собрать целую сережку. Или что помолвочное кольцо должно стоить три зарплаты. Хотя если потом отнести его же в скупку, то вернут в разы меньше. Мы отправились в гости к минским ювелирам, чтобы посмотреть, как устроен этот бизнес. Узнали, почему в мастерской елки бывают круглый год, а главное — как делают украшения.
Мы на улице Октябрьской. Поднимаемся на второй (он же последний) этаж ярко раскрашенного здания. Здесь нас встречают ювелиры Виталий и Ольга. Уже третий год они в четыре руки делают бренд бижутерии Poynac. Тут нет украшений из золота или серебра: хозяева — ремесленники, у них нет лицензии на работу с драгметаллами.
— Сама лицензия делается просто, но должны быть соблюдены определенные условия: хранение, эксплуатация, сигнальная кнопка, пожарная безопасность. До этого нужно дорасти, — поясняет Виталий.
Но серебро ювелиры используют для припоя (им соединяют два участка изделия) и в качестве штифтов у сережек — чтобы их могли носить те, у кого болят уши от бижутерии. В двух этих вариантах вес серебра получается несоизмеримо малым в сравнении с весом целого изделия.
Золотистые и серебристые украшения на прилавках — это мельхиор и нейзильбер, сплавы на основе меди и никеля. Различаются цветом, одним элементом и происхождением: мельхиор более золотистый и из Италии, а прохладный по цвету нейзильбер из России.
Взгляд падает на нестандартное кольцо — коготь, который надевается на фалангу. Но когда мы просим владельцев мастерской показать, что тут самое необычное, они протягивают нам совсем другие украшения.
— Это бихериты-аутентики, по аниме «Берсерк». Там у одного из главных героев есть артефакт, с которым он получил власть и немного демонических сил. Мы им вдохновились и решили создать свое украшение.
Еще из необычного есть коллекция «Нейрон 3D», которая вдохновлена научпопом и Эйфелевой башней. Каждое такое кольцо делают вручную — внешне все получаются разными, как снежинки.
— ChatGPT в создании не участвовал?
— Нет, мы староверы. Хотим показать, что такое настоящий крафт, ручной труд. У нас мануфактурное производство, но все модели делаются вручную, без 3D-принтера.
Эти кольца стоят 120—130 рублей, металла в них 4—6 граммов.
У Виталия ювелирная вышка — приборостроительный факультет БНТУ, специальность «Технологии и оборудование ювелирного производства». У Ольги другой бэкграунд — «Экономика и управление торговлей» в БГЭУ. Познакомились они в 2017 году, когда девушка пришла на ювелирные курсы к Виталию. У нее тогда был блог и свой бренд бижутерии, но хотелось большего. Курсы длились два года и обошлись девушке почти в $3000, если не считать расходников (чаще всего ломались пилки).
— Часть материалов покупали сами, ездили на «Жданы», на блошиный рынок «Поле чудес». Это было весело: идет группа 15 человек и разбирает все. Там можно было купить классный лист мельхиора или латуни или какие-то классные советские инструменты отличного качества. Иной раз они были лучше, чем мы заказывали с заводов России.
— Советские мельхиоровые ложки у вас в ход не пошли?
— Пока еще нет, но, кстати, у меня дома они есть, — смеется Ольга.
Девушка рассказывает, что они хорошо сработались с Виталием во время учебы: он не отметал ее безумные идеи вроде шипастых колец. Так ребята решили объединить навыки и вести общее дело.
Проходим в дверь за витриной и попадаем в мастерскую. Октябрьская — вторая попытка найти подходящее помещение. Первое было на «Горизонте», раза в полтора меньше и с проходной системой — там не получалось сделать шоурум и мастерскую, где можно будет проводить мастер-классы и открыть ювелирный коворкинг.
Киваем на ряд верстаков — это как раз места для других ювелиров. Верстаки Виталий делал сам с помощью отца. Тут вообще многое сделано своими руками.
Мастера признаются, что какого-то стартового капитала у них не было — ювелиры собирают оборудование и материалы годами. Да, это производство бижутерии, но такое же оборудование можно найти в любой большой мануфактурной мастерской.
— В эту мастерскую в совокупности вложено больше $20 000: это и станки, и печи, и материалы. Когда закупались, это были наши вложения плюс деньги семьи, друзья помогли. Никаких кредитов, все оплачивали собственными силами.
Стоимость аренды зависит от того, как они работают и сколько «сжигают» электричества — например, тут есть печь, которая разгоняется до 800 градусов. Пока самый большой счет за аренду у них составил 870 рублей. Но были и неожиданные расходы на помещение: Виталий вспоминает ситуацию в самом начале, когда от протекшей крыши пострадал их свежий ремонт.
— Тут стены были зеленые. Пришел я утром 8 марта, покрасил, причем дорогой была и грунтовка, и краска. И в девять вечера выхожу и слышу, как журчит вода. Включаю свет — весь покрашенный угол стек.
Мастерская делится на участки: литейный, паяльный, слесарный и восковой. Пока звучит сложно, но сейчас все разложим на этапы, и станет понятно, как металл из невзрачного куска превращается в трендовое украшение.
Все начинается с бруска воска. Он бывает резьбовой и литьевой. Одна штучка стоит около 35 рублей, закупают в России. На ощупь синий брусок похож на пластик, его не получается поцарапать даже острыми ногтями. Литьевой воск мягче, ломается в руках с хрустом, как шоколадка из холодильника. Из воска делают модель будущего украшения: из литьевого — с помощью паяльной лампы, из резьбового — с помощью бор-машины. Восковую модель дорабатывают: шлифуют, полируют, — и она становится мастер-моделью.
Если вы до сих пор не убрали украшенную елку, не переживайте, в ювелирной мастерской такая тоже есть. Выглядит как веточка с нанизанными на нее будущими украшениями. «Елка» бывает в двух состояниях: в воске и в металле. Восковая нужна, чтобы сделать гипсовую форму, в которую потом зальют металл. Он изначально в гранулах, плавится при температуре 1150 градусов, занимает это часа полтора.
С металлической «елки» потом спиливают кулоны, брошки, сережки. Дальше их зачищают, дорабатывают — и можно продавать. «Елка» позволяет изготавливать за раз с десяток изделий, а не по одному — так производство удешевляется, и люди получают доступные цены. Кстати, вот почему переплавка старого кольца или индивидуальный дизайн выйдут дороже.
Какой из этих этапов самый сложный? Ольга говорит, что для нее — проектирование: нужно рассчитать количество металла, толщину; если изделие сложное — продумать конструкцию так, чтобы все пазы сошлись. Еще одна боль ювелиров — брак. На стадии литья мастер-модели он особенно страшен: неудачу нельзя исправить, только переделать. А вот на этапе тиражирования не так больно: металл потом снова можно пустить в ход.
Бижутерию бренда обычно покупают девушки 25—30 лет. Парни же обращаются за индивидуальными заказами с запросом на что-то необычное. Например, делали кольца со струной из гитары. А самым дорогим персональным заказом были кольца со вставкой двух камней в виде музыкальной пластинки — одно тогда стоило рублей 450.
Со свадебным сегментом мастера тоже работают, делают в основном обручальные кольца. Их цена зависит от сложности. У ювелиров нет ценовой вилки, разве что стартовая цифра на ценнике. И для пары «обручалок» из мельхиора или нейзильбера такая цена — от 180 рублей.
— Правда ли, что помолвочное кольцо должно стоить три зарплаты?
— Это хороший стереотип, который придумали маркетологи. Типа как помолвочное кольцо должно быть только от Tiffany. Или обязательно с бриллиантом.
Дает ли кастомизация плюс к стоимости? Смотря что человек хочет добавить в дизайн. Для примера нам показывают два одинаковых кольца — только одно блестящее глянцевое, а второе шершавое и будто потрепанное временем. Кажется, что второе дешевле: можно сэкономить время на полировке. Но все ровно наоборот: такое украшение в глянце стоит 130 рублей, а матовость — это дополнительный технологический процесс, добавляет 20 рублей к ценнику. Бывает, по заказу делают гравировку — обычно надписи стоят от 7 рублей за символ. Их наносят вручную, никакого лазера. Бесплатный кастом тоже бывает: например, если в наличии не нашлось нужного размера кольца, его сделают под заказ.
Средний чек в бизнесе — 70—100 рублей.
Нередко покупают сразу несколько украшений со словами «Мы давно хотели». Еще иногда бижутерия выступает в роли парных татуировок для компании друзей, только набивать на коже ничего не надо. Как-то компания подруг так покупала у них кольца в форме груди.
В этом деле есть и сезонность: праздники — горячий период, летом популярны «обручалки» и украшения, которые носят на открытых участках тела (например, кулоны), а в межсезонье затишье.
Ремесленники отмечают, что рынок не ограничен Беларусью. Их украшения уезжали по всему миру — от Дальнего Востока до Великобритании. Такие международные заказы находили их в основном через Instagram и по сарафанному радио. Еще у Pounac уже были коллаборации с крупными брендами — Huawei и «Луч», причем бренды предлагали сотрудничество сами.
— «Луч», наверное, гуглили «дизайнер-ювелир» и нашли мой аккаунт. Спросили, можем ли мы сделать для них коллекцию. Работа была масштабной: 1200 единиц за четыре месяца, все вручную, в четыре руки. Не каждый сможет сделать такой объем такой сложности за короткий промежуток времени. Вспоминаю — и глаз дергается, — смеется Ольга.
— Было несколько бессонных ночей, я даже трое суток не спал, — соглашается Виталий.
В этом тандеме оба мастера генерируют идеи, но Ольга чуть больше отвечает за тренды и востребованность. Вдохновляется современными художниками — но это не про повтор, а про интерпретацию. Еще отслеживают тенденции, смотрят недели моды — и прикидывают, чем бы дополнили образы с подиума.
Кажется, что ювелиры, которые работают с золотом или серебром, меньше подвержены модным веяниям. Но это не совсем так.
— Да, золото вне времени, но дизайн может быть максимально устаревшим — как советская печатка-чалма. Если кольцо актуально, оно будет пользоваться спросом что в золоте, что в серебре, что в мельхиоре, что в латуни.
В ювелирном деле есть техники, популярность которых уже прошла. Например, мелкая россыпь фианитов на печатке. Или актуальные в девяностых массивные, но легкие золотые украшения. Их делали так: брали прокат (это раскатанный, как тесто, лист металла), прессом выдавливали на нем рисунок, вырезали, спаивали, придавали форму. Получалось массивное на вид изделие — а на весах 1,5 грамма. Оно тонкое и пустое внутри, легко деформировалось — кошмарный сон ювелира-ремонтника. А сейчас — еще и стилистов.
Если найти дома это олдскульное золото и сдать в скупку, то можно удивиться тому, как мало денег за него дадут. И дело здесь не в дизайне или качестве: к цене, по которой закупили материал, добавляются работа мастера, аренда помещения, расходники, дизайн, наценка магазинов — все это складывается в ценник.
— В магазине покупаем украшения, а в скупку сдаем по цене лома. И оплата труда работников скупки сюда тоже заложена, — объясняет Виталий.
Работая над своим брендом, ребята играют в сегменте быстрой моды: нужно придумывать и современные понятные модели, и что-то творческое. А еще они хотят обучать — в декабре начали тестовые мастер-классы, куда любой человек может прийти и сделать себе украшение. Еще планируют запустить коворкинг — верстаки для этого уже есть. И это еще два дополнительных варианта монетизации для ювелиров.
Получи комбо-бонус на удачу в FONBET. Регистрируйся на FONBET.BY, пройди идентификацию, внеси депозит от 10 рублей и забирай приветственный бонус. Используй 60 фриспинов в онлайн-казино и фрибет 60 рублей для ставок на любимые спортивные события.
Узнай подробности бонусного предложения и лови удачу с FONBET!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by