«Покупал молоко и захватил подарок». Спросили психолога, как не обидеть носками и дезодорантом

18 473
23 февраля 2024 в 11:00
Автор: Наталья Ражкова. Фото: архив Onliner

«Покупал молоко и захватил подарок». Спросили психолога, как не обидеть носками и дезодорантом

Автор: Наталья Ражкова. Фото: архив Onliner

Полки супермаркетов на гендерные праздники усыпаны подарочными наборами. Рядом подмигивают акционные ценники на дезодоранты и разные гели. Вспоминается народная шутка «Как 23 Февраля встретишь, так 8 Марта и проведешь». Мы решили узнать у психолога, как подарить что-то простое и не обидеть и откуда берется желание «отдариться».

В подарочно-психологических тонкостях нам сегодня помогает разобраться Илона Щербакова — она психолог и гештальт-терапевт. Уже с первых минут разговора понимаем: отношение к подаркам — штука индивидуальная. Все решает и менталитет, и прошлый опыт, и эмоциональный интеллект. Так что люди делают и принимают подарки по-разному.

Почему некоторые люди скептически относятся к подаркам из супермаркета на 23 Февраля или 8 Марта? Илона говорит, что такой презент может обидеть, потому что в нем нет индивидуального подхода.

— В него не вложено время для выбора: ты покупал молоко и на соседней полке захватил подарок, который можно преподнести абсолютно любому человеку. Видно, что сюрприз был не подготовлен, в него не вложили чувства и мысли «Что ему сейчас нужно?»

Но гендерные праздники для кого-то условность, а не масштабное событие — и тогда комплект из цветов и конфет или носков и дезодоранта не обижает. Станет ли этот стандартный набор круче, если предварительно глянуть, чем человек пользуется и что заканчивается на полочке в ванной?

— Да, так будет лучше, но все зависит от его отношения к подаркам. Полезнее будет обсуждать и спрашивать: как ты относишься к подаркам? Что тебе нравится получать? Мужчина может сказать: «Ой, я такое не люблю, давай лучше куда-то сходим», — и тогда 23 февраля можно провести вечер в кафе, за который заплатит девушка.

Еще частая история — когда человек говорит: «Мне ничего не нужно». Тут тоже может спасти индивидуальный подход — его нужно добавить или в сам подарок, или хотя бы в упаковку. Можно понаблюдать за человеком, заметить какие-то его мечты или желания. Если совсем нет идей — ориентироваться на себя: что бы меня порадовало? Так можно обнаружить что-то неожиданное и приятное или придумать бюджетный креатив, который запомнится на годы.

— Даже условный подарок можно обыграть вложенным вниманием и временем. Это может быть имя, написанное на блинчике, кофе в постель — подаренные эмоции вокруг этого простого подарка.

Что делать, если мало и денег, и времени?

— Праздники известны за год, и это скорее вопрос ценности человека. Либо у вас будет время и желание что-то сделать, либо возможность накопить средства к празднику, — замечает Илона.

Иногда полученный подарок вызывает желание купить что-то в ответ сейчас или на следующий праздник. Откуда берутся такие ощущения?

— Психика работает так, что это воспринимается как добрая воля другого человека и вложение, возникает ощущение долга. Не зря в международных корпоративных культурах это запрещено: подарок является инструментом манипуляции. Считается, что человек не может оставаться объективным, если ему что-то дарили, приглашали на мероприятия, оказывали личные услуги.

Ответный подарок может помочь сохранить свободу реакции. Например, друг подарил вам дорогие наушники и на ближайший праздник вы покупаете что-то ему, чтобы иметь возможность обидеться на него в случае ссоры.

Психолог говорит, что вообще способность принимать подарки тесно связана со способностью принимать похвалу и комплименты. Центральным тут будет слово «принимать». Вот несколько причин, почему порадоваться сюрпризу может быть сложно:

  • Человек может не чувствовать себя достойным подарка, потому что в детстве не было опыта безусловного принятия.
  • От ближайшего окружения поступали послания вроде «Ни у кого ничего не бери, не проси — все делай самостоятельно».
  • В родительской семье был опыт обвинения в духе «мы в тебя столько вложили, а ты такой неблагодарный», «да я из-за тебя ночей не спала». Так человек усваивает идею: если в меня вкладывают — я потом буду должен.
  • Человеку сложно выбирать или вручать подарки — и от этого кажется, что даритель тоже намучился с подготовкой подарка.

По словам Илоны, выходом из всех этих некомфортных ситуаций с дарением могут быть виш-листы. Делаются они легко: нужно составить таблицу пунктов из 30 на разный бюджет. Можно сразу и ссылки на магазины прикрепить. А дальше — поделиться листом желаний с близкими и знать, что после праздников не придется сдувать пыль с денежной жабы или передаривать шарф с принтом из жутких розочек.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро