Модные коучи и инстаграм-гуру регулярно пытаются продать своей аудитории одну и ту же мысль: менять жизнь никогда не поздно. Но как обстоят дела с кардинальными переменами в реальности? Для Татьяны Дойниковой переломным возрастом стали 35 лет: она рассталась с мужем и сменила престижную работу главным бухгалтером на фриланс в абсолютно новой для себя профессии. Спустя семь лет у нее собственная школа красоты, обучение в которой прошли более 3 тысяч девушек. Поговорили с Татьяной о неудачах, уровне заработка и конкуренции.
История нашей героини напоминает тысячи других: еще девочкой она мечтала о творческой профессии и работе с людьми. Хотела быть то психологом, то журналистом, то парикмахером, то дизайнером одежды, а то и вовсе учителем младших классов. Но у родителей был иной взгляд на профессию, которая может дать хороший уровень жизни. Смириться с тем, что Татьяна сменила профессию в осознанном возрасте, им тоже оказалось непросто.
— Мама все говорила: «Как ты, отличница, будешь головы грязные мыть или чесать волосы чужим людям?» На другие варианты тоже находились аргументы против, — вспоминает Татьяна, которая по настоянию родителей все-таки отучилась на бухгалтера.
И карьера складывалась неплохо: уже в 27 лет она уже была главным бухгалтером и вела дела четырех фирм. Но работой старалась себя не перегружать, чтобы оставалось время для семьи. Основным добытчиком в семье был муж.
Попробовать что-то абсолютно новое Татьяна решилась в декрете. Это ранее неиспробованное дело стало почти случайно способом заработка. Путь к студии макияжа был извилистым: молодая мама начала… вязать.
— Я связала шапочку своему ребенку, и ее чуть ли не с головы у него сняли с просьбой продать. И так было не один раз. Мой ребенок все время оставался без той самой шапки. Я поняла, что людям нравится то, что я делаю. Так я начала вязать на заказ и не останавливалась на протяжении четырех лет. Это очень выматывающий бизнес: доход небольшой, но занят ты с утра до ночи.
Сначала клиентов приводило сарафанное радио. Позже Татьяна начала выкладывать фото своих работ в соцсетях и на площадках объявлений, участвовала в выставках мастеров — даже не приходилось давать рекламу.
— Заказов было много, в отличие от денег. Начали портиться отношения с мужем, потому что я только вязала, но уже не успевала ни готовить, ни убирать — ничего. Муж просил, чтобы я остановилась. Но мне было тяжело, потому что была популярность, поступали заказы. Делегировать не получалось: качество работы других меня не устраивало. И все же я поняла, что с этим надо заканчивать.
Параллельно Татьяна продолжала работать бухгалтером онлайн и искать новое дело для души — мини-бизнес, но со стабильным доходом. Около полугода будущая предпринимательница изучала рынок и наконец определилась: это будет визаж. Хотя многие до последнего не верили, что она откажется от устоявшейся карьеры главного бухгалтера в пользу мимолетного увлечения.
— В интернете я наткнулась на одну школу, на фото которой были очень красивые работы. И я подумала: почему бы и не визаж? Тем более я склонялась именно к бьюти-сфере. В какой-то момент я выбирала между работой мастером по прическам и визажистом. И вот эта школа склонила меня ко второму варианту.
Но опыта у меня не было никакого. Когда-то я делала макияж своей сестре, кого-то на свадьбу собирала, не более того. Плюсом было и то, что это подвижная активная работа. Уже на курсах я определилась, поняла, что эта сфера меня захватывает.
В этой части, казалось бы, уже можно переходить к хеппи-энду. Но не так сразу. Хотя еще во время учебы Татьяна и делала макияж моделям, ее ждала абсолютная пустота в графике.
— Я красила своих подружек, выставляла фото в Instagram, но клиентов не было: один-два в месяц — явно не то, о чем я мечтала. Так прошло, наверное, полгода. И я задала себе вопрос: почему у тебя ничего не идет? И стала гораздо активнее ездить на проекты, знакомиться с фотографами, мастерами по прическам — погружаться в весь этот мир. Так я познакомилась с девушкой-парикмахером, которая стала мне помогать. Заказов стало больше.
Плюс я открыла ИП — могла спокойно работать и давать рекламу везде, где было возможно. Кстати, на Onlíner тоже объявление выкладывала.
Татьяна начала печатать визитки и флаеры и снова раздавать их везде, где только можно. И конечно, сама рассказывала всем новым знакомым, что она визажист.
— Буквально через год я уже почувствовала, что известна. Люди стали узнавать даже на улице. Заказов стало очень много, и не только на макияж по случаю: девушки просили провести курс макияжа для себя.
Визажист признается, что ее специализация — натуральный естественный макияж, или, как она его называет, «клиентский салонный» — никакого грима или яркого творческого макияжа, с которым не выйдешь на улицу. Такие работы тоже нужны, но преимущественно для портфолио и профиля в соцсетях.
— Большинство школ учат очень ярким работам. Да, это выглядит эффектно, но многие начинающие визажисты не понимают, что клиентам это вообще не нужно. Кроме того, обычно модели — молодые девушки с идеальной кожей. Совсем не так, как в жизни. Картинка цепляет — они идут учиться, а потом не могут применить свои навыки и в итоге забрасывают визаж.
Важно, чтобы девушка посмотрела в зеркало и узнала себя. Слишком яркий макияж часто пугает. А начинающие мастера, когда слышат плохие отзывы о своей работе, теряются. Ведь без опыта никто не уверен в себе. Более сильные все равно пробьются, а те, кто послабее, только зря потратят деньги на обучение и косметику.
О том, как проходит обучение в школе сейчас, мы расскажем чуть позже. Пока узнаем, с чего все начиналось. Те самые занятия по макияжу для себя Татьяна проводила дома в Боровлянах, прямо в спальне.
— И как-то одна из клиенток мне сказала: «Татьяна, вы такой известный мастер. Вы что, действительно собираетесь и дальше в спальне преподавать?» И мне стало так неприятно. Она же предложила мне помочь открыть студию: ее сын как раз съезжал из подходящего помещения. И я, недолго думая, решилась, реализовала идею буквально за две недели. Все было на какой-то сумасшедшей энергии.
Для интервью мы встречаемся в той самой студии. Внутри просторное помещение с пятью столами и еще одна комната-гардероб. Но владелица думает о расширении.
— Сначала я планировала, что это будет кабинет, где буду преподавать я одна. Но решила все равно глубже изучить тему и пошла на курсы по бизнесу, где нам говорили: ты либо ремесленник, либо бизнесмен — надо выбирать. И я выбрала бизнес. Стала больше узнавать про то, как нанимать персонал, как организовывать работу. В итоге в студии набралась целая группа преподавателей. И я поставила цель — сделать нашу школу самой популярной в Минске.
Татьяна объясняет: большинство школ ориентированы на обучение визажистов. Макияж для себя — более редкая история. Хотя в ее школе это направление стало основным. За месяц курс проходят около 100 девушек (онлайн и офлайн).
Курс макияж для себя состоит из четырех занятий по четыре часа каждое: час теории и три часа практики. В группе до 5 человек, стоимость курса — 590 рублей. Как утверждает Татьяна, это средняя цена по рынку. Возможно, даже немного ниже.
— Как показывает практика, многие женщины правильно краситься не умеют. Часто макияжем делают только хуже. На курс обычно приходят с запросом научиться делать мейкап с нуля или подстроиться под возрастные изменения. Так, сначала к нам приходят мамы, а потом уже приводят дочек-подростков.
Начали проситься на курс уже с 10 лет.
Но мы берем в таком возрасте, только если девочка уже сама любопытствует, пробует экспериментировать, — просто чтобы ее направить. Истории, когда мамы пытаются записывать на курс взрослых дочек, не пользующихся косметикой, не работают.
Визажист настаивает: макияж — это сложная система. Нужно изучить свои черты лица, тип кожи, подходящие тона. Туториал для учениц занимает полторы сотни страниц.
— Но приходят сюда не только краситься, но еще и расслабиться, отдохнуть от быта, побыть в приятной атмосфере.
Еще один набирающий популярность формат — детские дни рождения — когда возраст уже не подходит для клоунов, но еще и слишком юный для клубных вечеринок. Да и не только детские дни рождения, но и взрослые. Плюс девичники: девушки собираются, веселятся и заодно получают новые знания. Татьяна даже думает брать в аренду еще одно помещение — как раз под такие мероприятия.
Кроме макияжа, есть курсы и индивидуальные занятия по прическам. Недавно добавили нутрициологию. В планах — курс по стилю.
Обучение визажистов — отдельная большая тема. Менять профессию после 30 лет — история вполне обычная. Но и совсем юных девушек в группе тоже достаточно.
Как же конкуренция? Татьяна говорит, что профессионалов становится больше, но и спрос выше. Если раньше многие ходили на макияж один раз в жизни — на собственную свадьбу, то сейчас поводов гораздо больше: если ты приглашен на свадьбу в качестве гостя, на фотосессию, на день рождения, на корпоратив, на важное выступление, для фото на паспорт… Один раз у нее даже заказывали макияж на первое свидание.
Так что работа визажистов исключительно по выходным — миф. Да, обычно понедельник — свободный день. Но на другие дни часто выпадает работа. Творческие съемки тоже никто не отменял.
— Профессия остается очень прибыльной: в сезон можно зарабатывать около $2000 в эквиваленте, в несезон — 1000, если ты хороший мастер. Причем последним считается всего пару месяцев в году: февраль-март и ноябрь.
По словам Татьяны, особенность ее подхода — обучение не только технике макияжа, но и продвижению себя как мастера. Правило номер один — сразу же нужно качать все каналы продвижения и браться за любую работу.
— Главное — признаваться, что ты не гуру-мастер, а начинающий визажист. Клиент, который берет новичка, должен понимать, что он идет на риск. Он может оправдаться или нет.
Татьяна, кстати, до сих пор сама делает макияж. Правда, уже почти не выезжает на дом и берет в основном хорошо знакомых клиентов. При этом обожает творческие съемки: нравится атмосфера, о серьезном заработке речи не идет. Обычно макияж от Татьяны стоит от 150 рублей, на творческих съемках — 50.
В среднем по Минску макияж обходится в 100 рублей, начинающие мастера берут от 30. А вот красить бесплатно даже на начальных этапах Татьяна не рекомендует: мотивация развиваться быстро пропадет. Да и на расходники деньги уходят. Помимо обучения, на первом этапе нужно собрать свою косметичку. Минимальные затраты — от $300 в эквиваленте.
К слову, о косметике: массмаркет или люкс — имеет значение в руках мастера?
— Все зависит от продукта. В профкосметике очень мало ухаживающих компонентов. Она вообще не подходит для повседневной жизни. В люксе их уже побольше. Хорошие средства есть и в бюджетных линейках. Когда я начинала, их просто не существовало. Иногда не отличишь три средства по абсолютно разной цене: стоимость может складываться из дорогой упаковки и сильного маркетинга. Так что не обязательно закупать сразу же всю самую дорогую косметику, лучше со временем ее докупать.
— В русскоязычных TikTok и Instagram довольно популярны треш-блогеры, которые ходят по дорогим салонам и показывают, насколько плохой макияж им сделали. Насколько вероятно попасть к плохому мастеру в Беларуси?
— Я тоже смотрела эти ролики. На самом деле, все мастера, кого я знаю, даже новички, никогда так не делают, причем уже давно. Искренне не понимаю: где они таких находят? И косметику грязную я не видела, и кисти, которые не моют…
Сама Татьяна недавно давала объявление в своих соцсетях: мол, если кому-то за все годы работы не понравился ее макияж, она готова вернуть деньги. Но никто не откликнулся. Хотя вживую претензии пару раз высказывали. Например, просили переделать макияж под привычный для клиентов. Визажист признается, что пошла на поводу, но до сих пор жалеет. А однажды девушка говорила, что ей не нравится результат, но и смывать макияж отказалась. Татьяна предполагает, что она просто искала способы, как не платить.
По мнению мастера, два самых сложных типа клиентов — те, кто считает, что сами красятся хорошо, и те, кто вообще не пользуется косметикой.
Вернемся непосредственно к бизнесу: насколько доход главного бухгалтера отличается от заработка владелицы студии макияжа?
— Чтобы доход был аналогичным бухгалтерии, нужно вести крупные компании и периодически ночевать на работе. При этом мой заработок как руководителя студии не намного выше, чем у топового визажиста. Это только кажется, что можно открыть студию и с легкостью много зарабатывать. Расходы тоже большие: косметика, зарплаты преподавателям, маркетинг, налоги, аренда помещения… Очень прибыльным этот бизнес назвать нельзя. Это можно понять по тому, как быстро закрываются другие школы.
Сама Татьяна продолжает преподавать. Хотя она на время и отказывалась от этого занятия: опасалась конкуренции со своими же мастерами. Но душа требовала аудитории, а руки — новых проектов.
— Когда ты занимаешься только бизнесом, со временем становишься «мужиком в юбке», — смеется Татьяна. — Поэтому и преподавание, и визаж нужны, чтобы возвращаться в любимую атмосферу и чувствовать себя творческой и женственной.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by