Геолокация показывает Гомель — мы на кондитерской фабрике «Спартак», которой в этом году стукнуло 100 лет. Тут делают более 350 видов сладостей — от конфет и шоколадок до печенья и тортов. А в жаркий предновогодний сезон здесь работает две тысячи человек. В лабиринтах конвейеров сегодня нас ждут стеллажи из вафель, глянцевые ряды шоколадок и «пылесос» для фантиков. Давайте смотреть.
Сотрудники говорят, что нужны сутки, чтобы обойти всю фабрику, но наши планы на сегодня скромнее: несколько линий. Отправляемся на первую, где делают вафельные конфеты с начинкой — такие, как «Аэрофлотские» и «Аленка». Нас окутывает густой шоколадно-конфетный запах, а экскурсовод тем временем рассказывает, что все начинается с вафель. Мука для них проходит через сито и металлодетектор, в большом чане замешивают тесто: 6 минут — и готово. Следующая остановка — печь, похожая на гигантскую вафельницу. За минуту она выпекает 25 вот таких вафельных листков.
Вафельные листы, издалека похожие на картон, охлаждают в течение 2 минут и увлажняют — это чтобы конфета «держалась». Каждый лист намазывают начинкой. Они едут по конвейеру и по пути становятся толще: слои прибавляются. В зависимости от рецептуры у конфет бывает пять, семь или девять слоев.
Механизм с металлическими струнами разрезает большие прямоугольные листы с начинкой на тонкие полоски (читатели, которые пекли дома бисквиты и резали их ниткой, поймут этот принцип).
Вафли едут медленно, и нам разрешают взять одну прямо с конвейера — она прохладная и сухая.
Пора глазировать. Шоколад льется на полоски вафель и затапливает их со всех сторон. Излишки стекают вниз по сетке, и конфеты едут по конвейеру дальше.
Замечаем рулоны розово-голубой упаковки. Вафельные полоски на конвейере оказываются батончиком milx — это одна из новинок.
Нам рассказывают, что больше всего продукции идет на внутренний рынок — в прошлом году такой было 77%. Причем 35% гомельских сладостей продают в Минске и области. Что белорусы покупают чаще всего? На «Спартаке» называют такой топ-3:
Переходим на линию тонкоплиточного шоколада — это шоколадки с попкорном, фундуком и малиной, имбирем и лимоном (возможно, вы видели такие на полках магазинов). Линия называется «Ашкет», ее запустили в прошлом году, чтобы делать свой аналог шоколада Lindt. Это самая новая линия на «Спартаке», за час она выпускает полторы тонны продукта.
Еще издалека слышен запах шоколада — сейчас тут делают горький без сахара. Все начинается с больших трехтонных чанов, в них — шоколадная масса. Ей придают форму плитки, убирают пузырьки воздуха, охлаждают примерно полчаса.
На фабрике говорят, что основное сырье для шоколада — какао-бобы — закупают в Африке.
— Сейчас прорабатываем еще рынок Латинской Америки. Сахар, мука — местные. Молочные продукты — белорусские и частично российских производителей. Что касается красителей и ароматизаторов, здесь и российские, и наши, также до сих пор сохранились связи с Западной Европой, например Словенией.
Дальше путь будущих шоколадок лежит через большой «шкаф». Нам рассказывают, что внутри формочки переворачиваются, по ним стучит молоточек — правда, снаружи этого не видно и не слышно. Вот к нам выезжают глянцевые плитки шоколада — они полностью готовы и держат путь на упаковку.
Упаковочный автомат работает так быстро, что не удается разглядеть, как именно на шоколадке появляется фольга. Затем в игру вступает картонная заготовка коробки: одно быстрое движение механизма — и вот шоколадка уже внутри. Их собирают в стопки и запечатывают в коробки побольше, которые потом отправятся по магазинам.
Из всей продукции «Спартака» больше всего в другие страны уезжает именно шоколада: у него самая удобная для перевозки упаковка и высокая маржинальность.
— Мы реализуем продукцию в 21 страну. Россия занимает более 65% экспорта, 18% — Китай, 6,5% — Монголия, — делится цифрами Олег Кривенков, начальник экспортной группы. — Из шоколада самый популярный за рубежом — с содержанием какао в 72%, 90% и 99%.
В этом году какао-бобы подорожали более чем в четыре раза, обращает внимание гендиректор Татьяна Лисицина.
— Конечно, это увеличение себестоимости продукции, при этом фабрика «Спартак» не может выпускать некачественную продукцию. Мы делаем все возможное, чтобы цену на полке не поднимать в три-четыре раза.
Переходим на линию «Конбар», которая работает с 2013 года. Тут делают мюсли и батончики, а сейчас — конфеты с нугой. Самое начало — варку сырья — нам не показывают из-за высоких температур в цеху. Из варочного цеха масса попадает сюда и проезжает между двумя цилиндрами — один теплый, второй холодный. Они задают толщину пласта нуги — сейчас она составляет 10 миллиметров. Бордовые вкрапления в белой нуге — это сушеная клюква.
Людей на этом участке мало, процесс контролируют программы.
Дальше пласт нуги режут на длинные широкие полоски.
Клац-клац — громко и размеренно стучит нож-гильотина, нарезая ленты нуги на будущие конфеты.
Потом их заливают шоколадом — он гармошкой спускается на квадратики нуги. Платформа, на которой они лежат, заметно вибрирует, и излишки стекают вниз.
Дальше конфеты едут охлаждаться. Затем — на упаковку.
Тут процесс уже очень быстрый. Рассмотреть детали трудно, но общий принцип такой: упаковка оборачивается вокруг конфеты и запаивается одновременно с двух сторон.
Замечаем большой пакет с фантиками: это специальный «пылесос» засасывает туда пустые обертки, без конфет внутри.
Потом «лифт» подвозит конфеты вверх, они собираются в большой чаше и, когда накапливается нужный вес, одним махом падают в коробку, которая уедет к покупателям.
Вот еще несколько кадров со сладостями:
Посмотреть на производство конфет в действии можно в нашем коротком видео:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by