Носки в консервной банке — штука нестандартная. Кому-то особенно зашел фокус «Три носка в банке». Парная вещь — носки — дополнилась третьим с пометкой на стопе «Запасной». С тех первых попыток шутить с клиентом проданы несколько миллионов консервированных носков. Так прикольный подарок вызвал один из переломных моментов в реформе некогда не самого успешного Брестского чулочного комбината. Узнаем, как БЧК сумел поймать время и развить бизнес со сложной историей.
Сегодня здесь не помнят имени человека, который первым высказал идею закатать носки в консерву. На БЧК с разной степенью участия этот успех приписывают себе четыре-пять человек.
— Мы, конечно, не первые производители, которые поместили носки в банку, — признался в интервью Onlíner директор БЧК Сергей Жевнерович. — Сделать что-то первыми в этом мире — привилегия, доступная крайне ограниченному числу людей. В январе 2016 года я был в Москве на ежегодной выставке «Текстильлегпром», где-то увидел непищевой продукт в металлической банке — не носки, но сама идея мне понравилась. За две-три недели до 23 февраля решили сделать подарки к празднику: носок положили самый простой, черный, банку нашли в Бресте, купили 3000 штук. Этикетку рисовали почти на коленке. Самое сложное было «закатать». Из подручных средств наши инженеры со слесарями смогли собрать устройство, которое не очень быстро, но запечатывало-таки банки. К 19 февраля консервы повезли в магазины. Тогда я еще не очень верил, что мы сможем их быстро продать.
Чтобы ускорить процесс реализации, Сергей сфотографировал банки с носками на камеру телефона и отправил снимок знакомому журналисту интернет-издания. Через несколько часов фото с телефона было опубликовано на сайте. Новость зашла настолько, что ее репостнули больше сотни раз не только в Беларуси, но и в сопредельных странах. Благодаря этому хайпу первая партия носков в банках мгновенно продалась в ноль. В канун 23 февраля телефон Жевнеровича разрывали знакомые и друзья: хотели срочно купить носки в банках. А у него не осталось ни штучки даже для себя.
Идею хотелось повторить к 8 Марта. Принялись работать в выходной.
— Художник вышла в субботу рисовать, а я ехал в Гродно и по дороге фактически одной рукой рулил, а второй с телефона рассматривал дизайн дамского носка и этикетку для «женской» банки. Сделали 3000 симпатичных «консервов», которые полностью распродали за два дня до праздника.
В чем уникальность идеи БЧК? Обычно несъедобный продукт в банке — это сувенир ценой от $5 в эквиваленте и выше. А здесь сделали носки в нестандартной упаковке с незначительной разницей в цене. Честная цена пары носков эквивалентна $1. Если носок дороже, надо спросить себя: за что платить будем? Если дешевле доллара, скорее всего, его качество не высокое. Некоторые страны, производящие сырье для носочных изделий, партии лучшего качества отправляют на экспорт, а оставшееся реализуют у себя.
За пару лет до захвата магазинных полок консервированными носками БЧК попал в поле зрения группы Conte. На тот момент гродненская компания работала уже почти два десятка лет. Говорят, в это время спрос на продукцию Conte стал превышать производственные возможности. Для развития решили купить другое действующее предприятие. Выбор пал на Брестский чулочный комбинат. На вхождение в брестский бизнес ушло два года. Официально предприятие стало частью группы Conte 1 января 2014 года. А вот 2013-й Брестский чулочный комбинат закончил со значительным убытком и проблемами с кредитами. Было ясно: многие сотрудники привыкли жить в парадигме неудачи и не видели просвета. Но были и те, кто сразу загорелся, рассчитывая на то, что с приходом Conte произойдут изменения к лучшему.
— Из ключевого состава, к которому я отношу линейных руководителей (это плюс-минус 20 человек), от нас ушли единицы. Оставшиеся поверили в будущее бизнеса, стали командой, и именно в том смысле, в каком это слово употребляют бизнес-тренеры. В основном это люди, работавшие на предприятии больше десяти лет. Для меня важно, чтобы сотрудники были лояльны к бизнесу, верили в будущее общего дела и связывали личные планы с компанией. Скажу честно: выбирая между лояльным работником, но средним специалистом с одной стороны и хорошим специалистом, но не лояльным — с другой, я выберу первого. На мой взгляд, есть два показателя вовлеченности. Первый — отношение к проблемам, пусть даже мелким и незначительным а-ля бумажки на полу общего коридора. Второй — идеи сотрудников по улучшению работы компании, даже несвоевременные, безумные, несущественные или на первый взгляд глупые. Они могут долго ожидать своего часа в столе руководителя, а в нужный момент выстрелить.
— Вспоминаю первый год работы на Брестском чулочном комбинате, и сейчас холодок по спине пробегает, хочется больше этот жизненный опыт не повторять. На тот момент не существовало одной проблемы, на которой можно было бы сконцентрироваться, улучшений требовали многие направления и сразу. Я не знал, за что хвататься, чтобы ситуация не вышла из-под контроля и приобрела хоть какую-то положительную динамику. С потолка производственных цехов текла вода, станки накрывали полиэтиленом. Света в цехах было мало. Кредиторы наседали: отдайте деньги. Кто-то из поставщиков отказывался поставлять сырье, потому что долг перед ними достиг критической отметки…
С первых недель в составе группы Conte на БЧК стали внедрять новую для себя ERP-систему (планирование ресурсов предприятия). Надо было работать по единым стандартам с материнской компанией. Эта инициатива была встречена, мягко говоря, прохладно. Изменения, требовавшие еще и высокого темпа, доводили людей до стресса. Но ждать было нельзя. Буквально сразу начали думать над ребрендингом, модификацией упаковки, выведением нового имени на рынок. Вскоре появился бренд «Брестские».
К концу 2014-го все выглядело так, что БЧК должен был закрыть год с прибылью. Но за две недели до Нового года подскочил курс валют, активы и обязательства переоценили — компания получила убыток. Это больно ударило по амбициям руководителей, хотя все понимали: случился форс-мажор. Первый год с твердым «плюсом» БЧК получил только в 2015-м, а через год его признали лучшим предприятием «Беллегпрома» среди компаний своей отрасли. «Гісторыя Папялушкі», — не без гордости шутили тогда в кабинетах БЧК. Еще через год «выстрелили» консервированные носки.
После первого хайпа с носками в банке на БЧК стали думать о нестандартной упаковке для обычной продукции. На рубеже 2016—2017 годов директор оказался в командировке в Казахстане. Там в подземном переходе увидел любопытное действо: продавали майки с индивидуальным принтом, который наносили прямо на глазах покупателя, после чего запечатывали изделие в тубус. Такой сувенир отдавали за $25 в эквиваленте. Но Сергей Жевнерович уже знал ключевое: стоимость упаковки не должна значительно влиять на цену конечного товара.
Стандартный размер тубуса плохо вязался с носками. Решили укладывать в тубус джентльменский набор: носки с трусами. К тому моменту БЧК открыло новое направление — собственное производство трикотажа. Первый тубус был черного цвета с белым запоминающимся рисунком — аллюзия на известный бренд алкогольных напитков. Тубусы быстро нашли своего покупателя и сегодня продаются десятками в месяц, а в канун праздников — сотнями. Например, к Новому году в тубусе найдутся носки и трусы с новогодней звездой. Но самым популярным остается черный тубус. Поначалу люди думают, что это алкогольный презент, с толку сбивает разве что вес: тубус непривычно легкий, и внутри не булькает…
Восемь лет назад БЧК стал использовать лицензионный продукт — на чулочно-носочных изделиях появились узнаваемые рисунки.
— Для меня эта работа началась с момента, когда я попросил коллег, работающих в Минске, сходить ножками в офис Wargaming и предложить им коллаборацию. «Танки» были на пике популярности, и то, что это белорусская компания, придавало шарм. Коллеги принесли ответ: к сожалению, Wargaming не заинтересован. Прошел год, и другие люди из Wargaming нашли нас сами с предложением приобрести права на использование их товарных знаков. Для нас это был первый подобный опыт, а Wargaming уже был мировой компанией с соглашением о неразглашении коммерческой тайны, контрактом на двух языках, отсылками к английскому праву… Мы всему учились — и этот опыт осилили. В итоге четыре года производили носки с товарными знаками Wargaming, а сейчас ведем переговоры о сотрудничестве с компаниями, продолжающими «танковую» тему на территории ЕАЭС. Работая с чужими товарными знаками, мы поняли: коллаборация с известными брендами — перспективная тема, она расширяет круг покупателей, повышает градус интереса к нашему собственному бренду «Брестские».
Позднее БЧК приобрел лицензию на использование персонажей франшизы «Гадкий я» (речь про миньонов). Сегодня же в портфеле компании шесть использованных лицензий и две действующие. Одна из них — «Союзмультфильм», который предоставил на выбор более 100 мультиков из своей фильмотеки. Брестчане выбрали 10: «Простоквашино», «Винни-Пух», «Ну, погоди!», «Попугай Кеша», «Ежик в тумане» и другие. Правда «Ежик в тумане» никак не хотел помещаться на носках — его изображение используют на принтованных майках. Продавцы фирменной сети «Брестские» утверждают: футболка с «Ежиком» стала главным хитом этого лета. Фишка в изображении с отсылкой к советским мультикам и подписью на английском (зачастую с игрой слов): Винни с пчелами и Bee Cool, Ежик и Illuminate, Волк из «Ну, погоди!» и Athletic 1969.
Директор БЧК считает, что его предприятие производит «лучшие носки в мире». С пометкой: «для меня — лучшие». Составляющих этого, по словам собеседника, три: передовое оборудование, лучшее сырье, «доступное в этой части мира», и труд людей. Станки итальянской компании Lonati сравнивают с «Мерседесом», только в мире вязального оборудования. Они повлияли на нормы производства: раньше один человек обслуживал 12 станков, с Lonati — 60. Вместо пяти рабочих в прежнем БЧК сегодня трудится один.
— Иногда меня спрашивают о формуле успеха. Но «успех» — это весьма условная и оценочная категория. То, что сегодня мы считаем успехом, через десять лет может считаться неудачей, и наоборот. Но если говорить про хороший результат, прежде всего называю… честно, никаких откровений: деньги. Таланты — и мои личные, и моей команды, — конечно, тоже сыграли свою роль. И, возможно, мы пришли бы к тому же результату. Но без денег материнской компании пройденный путь занял бы гораздо больше времени. Поддержкой Conte мы пользовались первые два года. Благодаря инвестициям основного акционера не только заменили оборудование, но и избавили баланс от кредитов, минимизировали долги, начали инвестировать в развитие собственной торговой сети. За прошедшие десять лет у нас были пики подъема и их коррекция. Тем не менее для нашей команды и акционеров важно, чтобы общий положительный тренд оставался неизменным. Но в этом и состоит интерес: мы не всегда знаем, что нас ждет дальше.
Любой бизнес — частный, государственный — имеет одну цель: зарабатывать деньги (прибыль). Вот все мы, белорусы, как граждане своего государства, являемся акционерами любого госпредприятия, и наша доля — это примерно одна девятимиллионная. Поэтому я, как и любой другой акционер, ожидаю экономической эффективности от каждого предприятия Беларуси. В 2022 году у нас были рекордная прибыль и существенный рост заработной платы сотрудников. Это значит, что заметно выросли наши налоговые отчисления, которые в значительной части поступают в городской бюджет. А если у города растут доходы, то больше денег должно поступать на развитие медицины, образования, на больницы, дороги, детские сады. Поэтому «Купляйце беларускае» — это не просто красивый слоган. Покупая любой отечественный товар, мы часть цены, уплаченной за него, перекладываем в свой же карман через инфраструктуру, в которой живем.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by
• Ищите товары, воспользовавшись фильтром Minipay, в разделах Каталога.
• Оформляйте рассрочку онлайн за считанные секунды прямо в корзине.
• Вносите оплату за заказ мини-платежами начиная со следующего месяца или погасите досрочно в приложении INSNC «Альфа Банка».
• Акция с рассрочкой Minipay на 5 месяцев действует до 26 июля.