Наш сегодняшний фешен-репортаж посвящен минскому люксу. Мы решили узнать, что и где в столице могут купить поклонники премиального сегмента, и отправились на поиски одежды с ценами выше среднего. Рассказываем, почему о месте, где раньше модники могли купить Comme des Garçons, сейчас осталось только ироничное напоминание в виде канализационного люка, сколько стоит премиальный шопинг со стилистом и куда направиться, если дорогую одежду хочется найти самостоятельно.
Больше всего магазинов ценового сегмента «выше среднего» в торговом центре «Замок» на Победителей, 65. Туда и направляемся. Бутики сконцентрированы на втором этаже, и первый на нашем пути — Lacoste, известный фирменным логотипом-крокодильчиком и футболками поло. Их марка выпускает в широкой цветовой палитре: на сайте есть аж 52 оттенка мужского поло — от желтого кукурузного до красной смородины.
Продавец говорит, что вся одежда в магазине — из последней коллекции. Покупателей нет, но спустя минут пять все меняется — и вот разноцветные вещи на полках просматривают сразу несколько человек. Одна из женщин интересуется поло и ремнями и чуть позже уходит с покупкой. Молодой человек идет примерять футболку с крупным логотипом на груди — на нем, кстати, похожая. На выходе с нами соглашается пообщаться Валерий, который сегодня начал свой шопинг с этого магазина. В руках у мужчины пакетов с покупками не видно, из логотипов разве что Hugo Boss на футболке.
— Я зашел просто так, часто здесь бываю. Искал все: шорты, майки, рубашки. В SMS обычно покупаю, Paul&Shark, Hugo Boss. Супруга обычно покупает в интернете, а я не цифровой человек и привык по старинке.
— Какой-то бюджет на шопинг сегодня у вас заложен?
— Я обычно особо не ограничиваю: увидел — купил. Не выделяю как-то, слава богу, — с улыбкой говорит собеседник.
Кардинального изменения ассортимента в бутиках за последние годы мужчина не заметил. Признается, что новизна коллекции для него не так важна — он больше ценит стиль, чем моду. По жизни Валерий занимается своим бизнесом, из других локаций для шопинга ему приглянулся Дубай: говорит, очень разнообразный город, где есть место для очень разных людей.
Направляемся в Hugo Boss и начинаем с женского ассортимента. Летнее черное платье длины миди можно приобрести за 1229 рублей, кроссовки на фото обойдутся в 489.
На черную базовую футболку понадобится 439 рублей, на жакет — 2190.
На следующей фотографии цены распределяются так: блейзер — 1449 рублей, белая майка-алкоголичка — 199, джинсы — 569.
Переходим к мужскому ассортименту этого же бренда. Тут покупателей не видно, зато есть приветливый консультант, который показывает, где в зале новая коллекция, а где вещи на скидках. Снижение цен, кстати, в этом магазине происходит тремя волнами: сначала до 20%, потом скидки составляют около 35%, и до третьей волны в 75% мало что доходит, рассказывает продавец-консультант.
Из самой свежей коллекции есть клетчатый костюм, вдохновленный «Джентльменами». Цена вопроса — 1449 рублей за куртку и 629 за брюки.
Майка с цветочным принтом обойдется в 389 рублей.
Будто вываренный жилет стоит 1349 рублей.
479 рублей — и пантера ваша (правда, на рубашке). Футболки, сложенные стопками рядом, перекочуют с полки магазина в домашний шкаф за 339 рублей, а светлые сланцы — за 289.
Продолжаем искать мужской ассортимент, только уже в магазине Emporio Armani. Покупателей тут тоже нет, поэтому просто изучаем одежду, аксессуары и ценники. Джинсы можно найти за 889 рублей, белую базовую футболку — за 429, поло с шерстью и приятным на ощупь лиоцеллом в составе — за 1179. Мужские кроссовки с фотографии ниже обойдутся тоже в 1179 рублей.
В центральной части корнера собраны мужские сумки, 1019 рублей — и одна из них ваша.
А вот это рейл со скидками. Рубашки можно приобрести за 549—653 рубля, а до снижения цен они стоили 939—1099.
На очереди магазин Max Mara Weekend — слово «Скидки» на стекле есть, а посетителей поначалу нет. Позже сюда заглядывает молодая девушка, а пара постарше задерживается в магазине подольше: женщина примеряет синее платье длины миди, а мужчина тем временем ждет ее в кресле.
Max Mara — это итальянский бренд, который существует с середины прошлого столетия. Известен пальто, качеством кроя и натуральными тканями: шерсть, кашемир, шелк. Weekend Max Mara — это линия с одеждой выходного дня и чуть более демократичными ценами.
Например, платье из 100%-ного шелка стоит 2319 рублей, есть шелковые костюмы — 1349 рублей за рубашку и 899 за шорты.
Шерстяное пальто можно купить за 3229 рублей.
Это все новая коллекция, она занимает тут бо́льшую часть зала. На рейле со скидками есть вещи прошлых сезонов и летний ассортимент. Тут со скидкой сейчас продаются белые футболки с забавными принтами — они по 299—349 рублей, скидка получается около 100.
Основная Max Mara тоже есть — корнер недалеко от магазина SMS. 2099 рублей — и асимметричное маленькое черное платье пополнит ваш гардероб. Джемпер с 30% кашемира и 70% шерсти будет дороже — 2719 рублей.
Трендовый леопардовый кардиган на кассе пробьют за 2569 рублей.
А пальто из нежной овечьей шерсти первой стрижки потянет на 4149 рублей.
О том, что происходит по другую сторону торговли премиальными вещами, мы поговорили с крупным белорусским фешен-ретейлером.
— В этом году у нас появились Dolce & Gabbana и Brunello Cucinelli из сегмента люкс, которые давно ждали на рынке, а за последние несколько лет мы смогли представить на белорусском рынке также Kiton, в котором вы можете увидеть женщин — первых лиц разных стран, Max Mara, Bogner, Herno, Stefano Ricci, Zegna, Zilli, и это далеко не полный список. Чтобы бренд появился в продаже в Беларуси, наша команда ведет длительные переговоры с офисами брендов — иногда они тянутся годами и держатся исключительно на нашей вере и желании дать белорусам возможность покупать известные во всем мире марки. Мы гордимся тем, что в это непростое время нам удается привозить новые коллекции мировых брендов для нашего рынка, — отмечает Вероника Комлева, руководитель интернет-магазина Fashion House.
Вероника рассказывает, что с предпочтениями своих покупателей они хорошо знакомы и всегда стараются привозить новые коллекции, актуальные именно для нашего рынка. Причем обычно модели не повторяются: в свежей закупке не будет того, что продавалось в прошлом сезоне. По словам собеседницы, классически самый горячий сезон в нише фешен — это осень и зима.
— Каких покупателей у вас больше — белорусов или иностранцев?
— Мы не спрашиваем у своих покупателей паспорт, — улыбается Вероника. — Но, конечно, можно отметить, что в доковидные времена было много иностранцев, для которых мы оформляли Tax Free, сейчас определенно есть покупатели из России.
Какие магазины премиум-одежды в Минске больше не работают?
На вопрос, доводилось ли им за последние пять лет закрывать какие-то магазины или убирать бренды, Вероника отвечает так:
— Конечно, открытие и закрытие магазинов неизбежны для развивающегося бизнеса. Мы всегда принимаем решения, опираясь на свои показатели эффективности, которые, в свою очередь, тесно связаны с популярностью определенных торговых центров у посетителей.
По словам стилиста и фешен-эксперта Лоры Нагапетян, отношения с сегментами премиальной и люксовой одежды у нас довольно сложные. Минск не считается столицей моды или хотя бы хорошим местом для шопинга, и поэтому развитие этой сферы здесь очень медленное.
— К примеру, важно зафиксировать факт: в Минске нет ни одного официального моно-бутика люксового бренда (например, Gucci, Chanel, Louis Vuitton) и в ближайшее время не будет. Модные конгломераты, принимая решение о расширении сетей, смотрят на платежеспособность населения той или иной страны, а также на обстановку в ней и возможные ограничения для брендов. Также нет у нас и мировых модных журналов, таких как Vogue или Harper’s Bazaar, которые, к слову, открывают филиалы только в тех городах, где представлены люксовые моно-бутики. Такой вот замкнутый круг.
В этой ситуации, по словам Лоры, всем приходится следовать обходными путями. Бизнесменам — открывать мультибрендовые бутики люксовой одежды и привозить туда ограниченное число позиций. Платежеспособным ценителям моды — выбирать из малого, ездить на шопинг за границу или пользоваться услугами фешен-байеров.
— Но в любом случае сейчас ситуация намного лучше, чем была еще лет 10—20 назад. Тогда люкс как таковой опять же продавался в небольших мультибрендовых бутиках сомнительного происхождения, которые уже закрылись. Премиальные магазины были точечно разбросаны по Минску, но заходить туда было страшно. Правда, есть и истории, которыми можно похвалиться. Давным-давно на Карла Маркса, 9, работал бутик Columbus, который привозил одежду для ценителей: Maison Margiela, Comme des Garçons. Сейчас об этом местечке осталось лишь воспоминание в виде канализационного люка с надписью Columbus возле дома №9.
Где сейчас искать люксовые и премиальные оригиналы? Лора дает такую подборку вариантов по Минску:
— Кроме того, премиум и мидл-сегмент частично можно найти в торговых центрах «Замок», «Метрополь», а также в отдельных магазинах в разных частях Минска, например в Btque20.
Чем вообще эти сегменты отличаются друг от друга? Как объясняет собеседница, иерархию брендов в мире большой моды определяют такие критерии, как цена, качество и массовость производства.
«Лесенка» сегментов рынка в фешен-индустрии выглядит так:
— От кутюр — своего рода дань истории, в начале XX века это была практически единственная товарная линейка брендов. Вещи от кутюр шьются в единственном экземпляре, показываются на кутюрных неделях моды, а затем уходят в музеи и на красные ковровые дорожки. Стоимость позиций — от $10 тыс. до $50 тыс. и выше.
Люкс — это вещи высшей ценовой категории и качества, но при этом весьма носибельные и, что важно, трендовые. Коллекции люксовых брендов показываются на подиумах. Это всем известные Versace, Louis Vuitton, Dior и так далее. Стоимость вещей — от $500 за футболку до $10 тыс. за верхнюю одежду.
Лора объясняет, что премиум-сегмент граничит с люксом, но имеет значительные отличия. Тут коллекции уже не показываются на подиумах, позиции в них актуальные, но не обязательно трендовые. В качестве примеров стилист приводит бренды Karl Lagerfeld, Hugo Boss, Polo Ralph Lauren. Цены в этом сегменте рынка — от $100 за футболку до $1 тыс. за косуху.
— Категории «выше среднего» и «средний» не следуют трендам, но имеют свой стиль, не имеют подиумных коллекций и уже более доступны для людей. Это всем известные Lacoste, Levi’s, Guess. Цены очень разные: есть и футболки за $50, и пуховики за $500.
Массмаркет же — это одежда массового производства с огромным количеством магазинов по всему миру. К этому сегменту применимо понятие быстрой моды: тренды с подиумов быстро копируются, тем самым люди с небольшим заработком имеют возможность выглядеть классно, и это недорого.
Этих брендов в Минске за последние десять лет существенно прибавилось: Zara, Bershka, Pull & Bear, Oysho, New Yorker.
Лора замечает, что в Минске определенно есть категория людей, которые позволяют себе дорогую одежду. И стилист в работе с ними должен быть готов к более высокому уровню коммуникации и трат.
— Бюджет на шопинг с людьми со средним заработком обычно составляет 2—3 тыс. рублей. Бюджет же на премиальный шопинг — это минимум $2—3 тыс. На люксовый шопинг бюджет достигает десятков тысяч долларов, но у меня таких клиентов не было. Знаю истории, когда знакомый стилист в Дубае сходил на шопинг с клиентом, который с легкостью потратил $50 тыс. Но, как мы понимаем, это дубайские реалии.
Стилист и фешен-эксперт считает, что покупать в Минске дорогую одежду невыгодно:
— Цены по сравнению с Европой в среднем выше на 30%. Оптимальным вариантом является заказ позиций через байеров из Европы и точечное закрытие запроса здесь. Все же обеспеченные люди тоже любят считать деньги и не тратить их впустую.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by
«Айгенис» — это инвестиционная компания. Мы знаем, как эффективно управлять деньгами, чтобы они приносили доход. Но более важную миссию нашей компании мы видим в другом — научить инвестировать белорусов.
«Айгенис» первой в Беларуси создала удобное приложение для биржевой торговли — aigenis invest, которое дает доступ ко всем ценным бумагам на Белорусской валютно-фондовой бирже.
Мы также выпускаем собственные корпоративные высокодоходные облигации: индексируемые облигации в USD под 7%, в EUR — 6,8%, RUB — 17%, в BYN — 18,5%.
Начинать инвестировать легче с командой профессионалов!